З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Дербент
11 марта 2021 года Дело № 2-1541/2021
Дербентский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Тагировой Н.Х., при секретаре судебного заседания Насруллаеве Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску администрации городского округа «город Дербент» к Мамеевой Ираде Ибрагимовне о сносе самовольной постройки,
у с т а н о в и л:
Администрация городского округа «город Дербент» обратилась в суд с иском к Мамеевой И.И. о сносе самовольной постройки в виде капитального строения-здания (сооружения), и каменного ограждения (забора), расположенного на земельном участке, площадью 150 кв.м., прилегающим к участку ответчицы с кадастровым номером <номер изъят> по адресу: <адрес изъят>, ссылаясь на то, что ответчица, без оформления в установленном порядке проектно-сметной и разрешительной документации, самовольно осуществила строительство ограждения на самовольно занятой территории общего пользования.
В обосновании иска представитель администрации городского округа «город Дербент» по доверенности Герейханов А.Г. ссылается на то, что сотрудниками Управления земельных и имущественных отношений администрации ГО «город Дербент» в рамках осуществления муниципального земельного контроля выявлен факт самовольного занятия земельного участка.
Ответчиком без оформления в установленном порядке проектно-сметной, разрешительной документации осуществлено самовольное занятие земельного участка, а также на данном участке возведена самовольная постройка в виде капитального строения - каменного ограждения и сооружение (здание). Так, в кадастровом квартале <номер изъят> на <адрес изъят> установлен факт самовольного занятия земельного участка площадью 150 кв. м., путем строительства здания (сооружение) и каменного ограждения( забора) на этом участке Мамеевой И. И. В соответствии с ч. 2 ст. 222 ГК РФ, сотрудниками Управления земельных и имущественных отношений администрации ГО «город Дербент» ответчику было направлено предписание <номер изъят>-п от ДД.ММ.ГГГГ с требованием снести самовольно выстроенный объект капитального строительства и освободить самовольно занятый земельный участок, прилегающий к участку ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ и привести земельный участок в первоначальное состояние. ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт проверки соблюдения земельного законодательства за номером <номер изъят>. Ведущими специалистами Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа «<адрес изъят>» на основании истечения срока выданного предписания, в соответствии со ст. 72 Земельного кодекса РФ, закона РД «О порядке осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля на территории РД» и согласно Положению о муниципальном земельном контроле, утвержденным Постановлением главы администрации ГО «<адрес изъят>» <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ответчика Мамеевой И.И., проживающей по адресу: РД, <адрес изъят>. <данные изъяты> была проведена проверка на предмет соблюдения земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: РД, <адрес изъят>, кадастровый номер <номер изъят> площадью 121 кв.м., принадлежащим на праве собственности Мамеевой И. И. Перед началом проверки лицам разъяснены их права, ответственность, а также порядок проведения проверки соблюдения земельного законодательства. Собственник земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> уведомлен о проведении проверки почтовым уведомлением. В ходе выезда на место были выявлены нарушения, факт незаконного занятия земельного участка. Проверкой установлено: при проведении инвентаризации земельного участка по <адрес изъят>, что в кадастровом квартале <номер изъят> собственник проверяемого земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> ФИО1, самовольно заняла земельный участок площадью 150 кв.м., прилегающий к ее земельному участку, путем строительства зданий( сооружений) и каменного ограждения (забора).
Проведен обмер земельного участка. В ходе проверки производилась работа методом спутниковых геодезических измерений. К материалам прилагается Акт проверки соблюдения земельного законодательства. Объект капитального строительства, в виде зданий и ограждения из камня, расположенный на земле общего пользования, отвечает признакам самовольной постройки. Каких либо разрешений на постройку объектов капитального строительства у ответчика нет. Земельный участок площадью 150 кв.м., используется самовольно без правоустанавливающих документов.Сохранение самовольной постройки нарушает права и интересы муниципального образования городской округ «<адрес изъят>», которые заключаются в обеспечении соблюдения на территории города градостроительных норм, недопущении самовольного строительства, изменения архитектурного облика города, а потому просит суд иск удовлетворить, признать возведенный Мамеевой Ирадой Ибрагимовной объект капитального строительства в виде капитального строения-здания (сооружения), и каменного ограждения (забора), расположенного на земельном участке, площадью 150 кв.м., прилегающим к участку ответчика с кадастровым номером <номер изъят> по адресу: <адрес изъят>, самовольной постройкой и обязать его снести указанный объект капитального строительства за свой счет и привести земельный участок в первоначальное состояние.
Ответчица Мамеева И.И. извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, о причинах неявки сведения суду не сообщила, ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявила, а потому суд принял решение о рассмотрении дела в ее отсутствие, в порядке заочного производства.
Проверив и исследовав материалы дела, изучив доводы представителя истца, суд считает исковые требования администрации городского округа «город Дербент» подлежащими удовлетворению.
Так, из материалов дела следует и судом установлено, что ответчик Мамеева И.И. без получения разрешительной документации, осуществлено строительство объекта капитального строительства в виде капитального строения-здания (сооружения) и каменного ограждения (забора), расположенного на земельном участке, площадью 150 кв.м., прилегающим к участку ответчика с кадастровым номером <номер изъят> по адресу: <адрес изъят>, что является грубым нарушением градостроительного и земельного законодательства, ч.1 ст.51 ГрКРФ и ч.2 ст.222 ГК РФ.
В целях устранения выявленных нарушений градостроительного и земельного законодательства в адрес ответчика Мамеевой И.И. было вынесено предписание за <номер изъят>-П с требованием снести самовольно выстроенный объект капитального строительства и привести земельный участок в первоначальное состояние в срок до 30.03.2020г.
Однако, несмотря на принимаемые меры административного воздействия, ответчиком Мамеевой И.И. требования предписания не исполнено, самовольно выстроенный объект капитального строительства не снесен, земельный участок в первоначальное состояние не приведено.
Между тем, указанные действия ответчика являются нарушением градостроительного и земельного законодательства, в том числе ч. 1 ст. 51 ГрК РФ, ч. 2 ст. 222 ГК РФ.
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Частью 3 той же статьи предусмотрено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Исходя из изложенного, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Как видно из материалов дела, земельный участок, на котором расположена спорная постройка, относится к землям населенных пунктов, к территории общего пользования и в установленном законом порядке Мамеевой И.И. не предоставлялся.
Сведений о том, что Мамеева И.И. обращалась в администрацию городского округа «город Дербент» за получением разрешения на строительство, в материалах дела также не имеется.
С учетом изложенного суд считает исковые требования администрации городского округа «город Дербент» обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С учетом изложенного, в соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ, с ответчицы Мамеевой И.И. в доход местного бюджета городского округа «город Дербент» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск администрации городского округа «город Дербент» удовлетворить.
Признать возведенный Мамеевой Ирадой Ибрагимовной объект капитального строительства в виде здания (сооружения) и каменного ограждения (забора), расположенного на земельном участке, площадью 150 кв.м., прилегающим к участку ответчицы с кадастровым номером <номер изъят> по адресу: <адрес изъят>, самовольной постройкой.
Обязать Мамееву Ираду Ибрагимовну снести объект капитального строительства в виде здания (сооружения), и каменного ограждения (забора), расположенного на земельном участке, площадью 150 кв.м., прилегающим к участку ответчицы с кадастровым номером <номер изъят> по адресу: <адрес изъят>, за свой счет и привести земельный участок в первоначальное состояние.
Взыскать с Мамеевой Ирады Ибрагимовны в доход местного бюджета городского округа «город Дербент» государственную пошлину в размере 300 (триста) руб.
На решение ответчица Мамеева И.И. вправе подать в Дербентский городской суд Республики Дагестан заявление об его отмене в течение семи дней со дня вручения ей копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Резолютивная часть решения объявлена 11 марта 2021 года.
Решение принято в окончательной форме 12 марта 2021 года.
Судья Н.Х.Тагирова