Дело №2-253/2023
УИД: 04RS0004-01-2023-000171-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 марта 2023 г. г. Гусиноозерск
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ринчино Е.Н.,
при секретаре Намдаковой А.Т.,
с участием представителя истца Залуцкой О.В., представителя ответчика-Главного управления МЧС России по Республике Бурятия по доверенности Яньковой М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Залуцкого А.Г. к Комитету по имуществу, землепользованию и градостроительству Селенгинского района, Администрации МО ГП «Город Гусиноозерск» о признании права собственности на жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Залуцкий А.А. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит признать за ним право собственности на жилое помещение - квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, указывая, что жилое помещение было приобретено Управлением Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Бурятия в оперативное управление для сотрудника Залуцкого А.Г., который с 2005 года открыто и непрерывно пользуется квартирой, несет бремя его содержания.
Определением суда от 14 февраля 2023 года в качестве соответчика привлечена администрация МО ГП «Город Гусиноозерск».
Определением суда от 02 марта 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Согонова О.В.
Определением суда от 22 марта 2023 года производство по делу в части требований к Главному управлению МЧС России по Республике Бурятия прекращено в связи с отказом истца от иска.
В судебном заседании представитель истца Залуцкая О.В. требования поддержала, суду пояснила, что Залуцкий А.Г. работал начальником пожарной части. В 2005 году за счет внебюджетных средств УГПС МВД Республики Бурятия приобрело для него квартиру, при этом часть денежных средств была внесена самим Залуцким. В данной квартире истец с семьей проживает до настоящего времени, зарегистрирован по месту жительства, оплачивает коммунальные услуги, неоднократно производил ремонт. Квартира на балансе ни у кого не значится, УГПС МВД по Республике Бурятия ликвидировано, за время проживания никто претензий относительно квартиры к истцу не предъявлял.
Истец Залуцкий А.Г., представители ответчиков Комитета по имуществу, землепользованию и градостроительству Селенгинского района, Администрации МО ГП «Город Гусиноозерск», третье лицо Согонова О.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялись надлежаще. Суд полагал возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на жилище (часть 1 статьи 40).
Согласно части 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Тем самым, действующее законодательство, предусматривая возможность прекращения права собственности на то или иное имущество путем совершения собственником действий, свидетельствующих о его отказе от принадлежащего ему права собственности, допускает возможность приобретения права собственности на это же имущество иным лицом в силу приобретательной давности. При этом к действиям, свидетельствующим об отказе собственника от права собственности, может быть отнесено, в том числе, устранение собственника от владения и пользования принадлежащим ему имуществом, непринятие мер по содержанию данного имущества.
В силу пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
В соответствии с пунктом 2 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации до приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.
Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается со дня поступления вещи в открытое владение добросовестного приобретателя, а в случае, если было зарегистрировано право собственности добросовестного приобретателя недвижимой вещи, которой он владеет открыто, - не позднее момента государственной регистрации права собственности такого приобретателя (пункт 4 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 и абзаце первом пункта 19 указанного выше постановления Пленума, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество; возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в их взаимосвязи, приобретательная давность является законным основанием для возникновения права собственности на имущество у лица, которому это имущество не принадлежит, но которое, не являясь собственником, добросовестно, открыто и непрерывно владеет в течение длительного времени чужим имуществом как своим.
Длительность такого открытого и непрерывного владения в совокупности с положениями об отказе от права собственности и о бесхозяйных вещах, а также о начале течения срока приобретательной давности с момента истечения срока давности для истребования вещи предполагают, что титульный собственник либо публичное образование, к которому имущество должно перейти в силу бесхозяйности либо выморочности имущества, не проявляли какого-либо интереса к этому имуществу, не заявляли о своих правах на него, фактически отказались от прав на него, устранились от владения имуществом и его содержания.
Целью нормы о приобретательной давности является возвращение фактически брошенного имущества в гражданский оборот, включая его надлежащее содержание, безопасное состояние, уплату налогов и т.п.
Добросовестность предполагает, что вступление во владение не было противоправным, совершено внешне правомерными действиями.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по адресу: <адрес>, расположена квартира с кадастровым номером №.
По данным ЕГРН квартира находится в оперативном управлении Управления Государственной противопожарной службы МВД Республики Бурятия (ИНН 0323035586), предыдущий собственник Согонова О.В.
Истцом в материалы дела представлено решение жилищной комиссии Госкомитета по делам ГО и ЧС Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому перераспределены денежные средства на покупку квартиры в г.Гусиноозерск в связи с переводом Залуцкого А.Г., приказ УГПС МВД Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому начальнику 9-го Селенгинского отряда ГПС Республики Бурятия Б. за счет выделенных внебюджетных средств предписано приобрести жилье для начальника ПЧ №7 по охране ОАО «Гусиноозерская ГРЭС» Залуцкого А.Г.
Из договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ следует, что покупателем квартиры выступило Управление ГПС МВД Республики Бурятия, при этом оплата произведена следующим образом: 39000 рублей-Залуцким А.Г., 61 000 рублей-Управлением ГПС МВД по Республике Бурятия.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ Управление ГПС МВД по Республике Бурятия ликвидировано 27.04.2009 года.
Из ликвидационного баланса юридического лица следует об отсутствии у него недвижимого имущества на день ликвидации.
По сведениям, представленным Главным управлением МЧС России по Республике Бурятия, Министерством внутренних дел Республики Бурятия, Министерством имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, Межрегиональным территориальным управлением Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия, Комитетом по имуществу, землепользованию и градостроительству Селенгинского района, вышеуказанная квартира не находится соответственно в оперативном управлении, федеральной собственности, собственности Республики Бурятия, муниципальной собственности.
Из показаний свидетелей В., С. следует, что с 2005 года Залуцкий А.Г. непрерывно владеет и пользуется квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, проживает в квартире с семьей, делает ремонт, о чьих-либо притязаниях на квартиру им неизвестно.
Свидетель Б. суду пояснил, что участвовал в приобретении квартиры от имени УГПС МВД по Республике Бурятия. Квартира была передана Залуцкому А.Г., стояла на балансе 9-го Селенгинского ОГПС. Впоследствии в организации менялись бухгалтера, подчиненности отряда, были реформы. Судьбой квартиры он не интересовался.
Оснований не доверять показаниям указанных свидетелей не имеется, показания согласуются между собой, с пояснениями представителя истца и подтверждаются материалами дела.
Из материалов дела также следует, что Залуцким А.Г. вносятся платежи за коммунальные услуги, что подтверждается, в том числе, выписками по лицевым счетам ресурсоснабжающих организаций ООО «Управляющая организация №1», ТП «Энергосбыт Бурятии», АО «Интер РАО – Электрогенерация» - филиал «Гусиноозерская ГРЭС», ООО «Горводоканал» об отсутствии задолженности.
Таким образом, исходя из совокупности представленных доказательств, судом установлено, что истец открыто, непрерывно и добросовестно в течение более 15 лет после истечения срока исковой давности пользуется спорным объектом недвижимости, несет бремя расходов на его содержание, на протяжении указанного срока добросовестно, открыто и непрерывно владеет имуществом как своим собственным.
Владение квартирой никем, в том числе ответчиками, не оспаривалось. Каких-либо требований об истребовании жилого помещения никем не заявлялось, сведений о том, что иными лицами предпринимались меры по получению правоустанавливающих документов на спорный объект недвижимости, по его государственной регистрации, а также по содержанию названной квартиры, не представлено.
Оснований полагать, что истец неправомерно занимает спорную квартиру либо, что вступление во владение было противоправным, из материалов дела не усматривается.
Частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации закреплен принцип, в соответствии с которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
По общему правилу, установленному пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Лицами, участвующими в деле, факт открытого, добросовестного, непрерывного владения недвижимым имуществом истцом с 2005 года и далее, в том числе после ликвидации УГПС МВД Республики Бурятия, не оспорен, доказательства обратного не представлены. На момент ликвидации данного юридического лица квартира у него на балансе отсутствовала, вопрос о судьбе недвижимого имущества решен не был. Вместе с тем, обстоятельства организационного характера не должны нарушать права и свободы других лиц, препятствовать осуществлению гражданами своих конституционных прав.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что владение имуществом как своим собственным является открытым, добросовестным и непрерывным в течение более 18 лет, суд полагает возможным вынести решение о признании за истцом права собственности на жилое помещение в силу приобретательной давности.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Залуцкого А.Г. (ИНН №) удовлетворить.
Признать за Залуцким А.Г. право собственности на квартиру, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ринчино Е.Н.
Решение в окончательной форме принято 06 апреля 2023 г.