УИД № 10RS0017-01-2023-000115-73
Дело № 2-217/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2023 г. г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кустовой Е.С.,
при секретаре Свириной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мельниченко В.А. к Администрации Сортавальского городского поселения, Козигон Н.Л., Грининой Г.Л., Каштановой Л.Л, об установлении факта принятия наследства и признании права собственности в порядке наследования,
установил:
Мельниченко В.А. обратилась в суд с иском к Администрации Сортавальского городского поселения о признании права собственности на ? доли квартиры, расположенной по адресу: (ххх) порядке ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в силу приобретательной давности. В обоснование иска указала, что хх.хх.хх между совхозом «Сортавальский», Мельниченко В.А. и Мельниченко Л.И. был заключен договор безвозмездной передачи в собственность вышеуказанной квартиры. хх.хх.хх Мельниченко Л.И. умер. Истец не вступала в наследство, продолжала пользоваться квартирой после смерти Мельниченко Л.И. Администрация Сортавальского городского поселения каких-либо действий в отношении выморочного имущества не предпринимала, свои права собственника более 20 лет не осуществляла.
22 февраля 2023 г. истец исковые требования изменила, просит установить факт принятия наследства, оставшегося после смерти Мельниченко Л.И. в виде ? доли квартиры, расположенной по адресу: (ххх), и признать за ней право собственности на вышеуказанное имущество.
Определением судьи Сортавальского городского суда Республики Карелия от 30 января 2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены нотариусы округа г. Сортавала Бибко А.Э. и Кежаева Л.Е., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, ГУП РК РГЦ «Недвижимость».
Определением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 28 февраля 2023 г. к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Козигон Н.Л., Гринина Г.Л., Каштанова Л.Л.
Истец Мельниченко В.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена.
Представитель истца Мильяченко О.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Ответчик – Администрация Сортавальского городского поселения в судебное заседание своего представителя не направила, о дате, времени и месте судебного заседания извещены.
Ответчики Козигон Н.Л., Гринина Г.Л., Каштанова Л.Л. в судебном заседании исковые требования признали, пояснили, что на наследство после смерти Мельниченко Л.И. не претендуют, последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), ответчикам разъяснены и понятны.
Третьи лица – нотариус округа г. Сортавала Бибко А.Э., нотариус округа г. Сортавала Кежаева Л.Е., Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия, ГУП РК РГЦ «Недвижимость» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников по закону и по завещанию на его получение.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» наследственные отношения регулируются правовыми нормами, действующими на день открытия наследства. В частности, этими нормами определяются круг наследников, порядок и сроки принятия наследства, состав наследственного имущества.
На момент открытия наследства после смерти Мельниченко Л.И. (хх.хх.хх) отношения, связанные с наследованием имущества регулировались нормами Гражданского кодекса РСФСР.
В соответствии со ст. 527 Гражданского кодекса РСФСР наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
В силу ст. 532 Гражданского кодекса РСФСР при наследовании по закону наследниками в равных долях являются: в первую очередь - дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти.
Статьей 546 Гражданского кодекса РСФСР предусмотрено, что для приобретения наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.
Как разъяснено в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 1991 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов по делам о наследовании», под фактическим вступлением во владение наследственным имуществом, подтверждающим принятие наследства (ст. 546 ГК РСФСР), следует иметь в виду любые действия наследника по управлению, распоряжению и пользованию этим имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии или уплату налогов, страховых взносов, других платежей, взимание квартплаты с жильцов, проживающих в наследственном доме по договору жилищного найма, производство за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 549 ГК РСФСР, или погашение долгов наследодателя и т.п.
При этом следует иметь в виду, что указанные действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами в течение 6 месяцев со дня открытия наследства.
Аналогичного содержания нормы регулируют наследственные отношения после введения в действие третьей части Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1111, 1112, 1152, 1153).
Судебный порядок установления фактов, имеющих юридическое значение, предусмотрен Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, согласно ч. 1 ст. 264 которого, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. К одним из таких фактов относится факт принятия наследства (п. 9 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ).
В судебном заседании ответчики заявленные требования признали в полном объеме. Право ответчика признать иск закреплено в ч. 1 ст. 39 ГПК РФ. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 39 ГПК РФ).
В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Судом установлено, что хх.хх.хх умер Мельниченко Л.И., хх.хх.хх года рождения (запись акта о смерти *** от хх.хх.хх Отдела записи актов гражданского состояния города Сортавалы Управления записи актов гражданского состояния Республики Карелия).
Наследниками умершего по закону являются Мельниченко В.А. (до заключения брака «Басова», супруга умершего), что подтверждается записью акта о заключении брака *** от хх.хх.хх, Козигон Н.Л, (до заключения брака «Мельниченко», дочь умершего), что подтверждается записью акта о рождении *** от хх.хх.хх, Гринина Г.Л, (до заключения брака «Мельниченко», дочь умершего), что подтверждается записью акта о рождении *** от хх.хх.хх, и Каштанова Л.Л. (до заключения брака «Мельниченко», дочь умершего), что следует из записи акта о рождении *** от хх.хх.хх
Иных наследников после смерти Мельниченко Л.И. не имеется.
Истец указывает, что ответчики Козигон Н.Л., Гринина Г.Л., Каштанова Л.Л. не желают вступать в наследство после смерти своего отца, на наследство не претендует, что подтверждается их пояснениями, данными в судебном заседании.
В течение 6 месяцев после смерти Мельниченко Л.И. истец с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращалась. Наследственного дела после смерти Мельниченко Л.И. не заводилось.
Из материалов дела следует, что наследственным имуществом после смерти Мельниченко Л.И. является 1/2 доли квартиры, расположенной по адресу: (ххх), кадастровый номер ***.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости на квартиру с кадастровым номером ***, расположенную по адресу: (ххх), следует, что сведения о зарегистрированных правах в отношении данного объекта недвижимости отсутствуют.
Несмотря на то, что право собственности на указанную квартиру в установленном законом порядке зарегистрировано не было, суд приходит к выводу, что право собственности умершего Мельниченко Л.И. на 1/2 доли спорной квартиры возникло на законном основании.
Отсутствие государственной регистрации права собственности наследодателя не является безусловным основанием для отказа наследнику в признании права собственности на имущество в порядке наследования, т.к. факт наличия либо отсутствия права собственности у наследодателя на данное имущество при отсутствии государственной регистрации такого права и невозможности ее осуществления по объективным причинам (смерть гражданина) может быть установлен судом на основании представленных наследниками доказательств возникновения у наследодателя права собственности на недвижимое имущество по предусмотренным законом основаниям.
Договором безвозмездной передачи жилья в собственность, заключенном хх.хх.хх между совхозом «Сортавальский», Мельниченко В.А. и Мельниченко Л.И., подтверждается, что последние получили в собственность квартиру, расположенную по адресу: (ххх).
хх.хх.хх Мельниченко В.А. и Мельниченко Л.И. выдано регистрационное удостоверение *** на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: (ххх).
В силу положений статьи 3.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
Таким образом, принадлежность 1/2 доли квартиры умершему Мельниченко Л.И. подтверждается материалами дела, никем не оспаривается.
Согласно справке АО «ЕРЦ РК» Мельниченко Л.И. на момент смерти - хх.хх.хх был зарегистрирован по адресу: (ххх), совместно с истцом.
Мельниченко В.А. после смерти Мельниченко Л.И. фактически приняла наследство, поскольку оплачивала жилищно-коммунальные услуги в отношении квартиры, расположенной по адресу: (ххх), что подтверждается квитанциями об оплате жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, совокупность совершенных истцом действий подтверждает ее фактическое принятие наследства после смерти Мельниченко Л.И.
На основании изложенного, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ, отсутствие возражений со стороны ответчиков, суд приходит к выводу о том, что факт принятия истцом наследства после смерти Мельниченко Л.И. является установленным.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено, наследственные права истца не оспорены.
При этом, поскольку истец фактически приняла наследство после смерти Мельниченко Л.И., данное имущество не считается выморочным и не может быть унаследовано государством.
Поскольку судом установлено фактическое принятие истцом наследства, в целях защиты права собственности истца, суд приходит к выводу о признании за Мельниченко В.А. права собственности в порядке наследования по закону на 1/2 доли спорной квартиры.
В свою очередь заявленные требования истца к Администрации Сортавальского городского поселения удовлетворению не подлежат, поскольку указанное лицо является ненадлежащим ответчиком по делу, им не совершались действия, нарушающие или ставящие под сомнение права истца.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Установить факт принятия наследства Мельниченко В.А. (ИНН ***) наследства, открывшегося после смерти супруга Мельниченко Л.И., <Данные изъяты>, в виде 1/2 доли квартиры, расположенной по адресу: (ххх), кадастровый ***.
Признать за Мельниченко В.А. (ИНН ***) право собственности в порядке наследования по закону после смерти супруга Мельниченко Л.И., <Данные изъяты> на 1/2 доли квартиры, расположенной по адресу: (ххх), кадастровый ***.
В иске к Администрации Сортавальского городского поселения отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.С. Кустова
Решение в окончательной форме принято 29 марта 2023 г.