Мотивированное решение изготовлено 01.12. 2023
№ 2-8455/2023
50RS0035-01-2023-010061-97
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 декабря 2023 года г.о. Подольск
Подольский городской суд Московской области в составе
Председательствующего судьи ФИО4
ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета лесного хозяйства <адрес> к ФИО1 об освобождении лесного участка от незаконно возведенных строений,-
УСТАНОВИЛ:
Представитель Комитета лесного хозяйства <адрес> (далее – истец) обратился в суд с иском к ФИО1 (далее – ответчик), просил: обязать ФИО1 за свой счет освободить лесной участок в квартале № выделе № Подольского участкового лесничества площадью <данные изъяты>, примыкающий к земельному участку с кадастровым номером № от металлического ограждения из профлиста на металлических столбах в в следующих координатах:
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Истец также просит обязать ответчика восстановить фактические границы земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с правоустанавливающими документами и сведениями, содержащимися в едином государственном реестре недвижимости.
Исковые требования истец мотивировал тем, что в результате патрулирования по маршруту № должностными лицами <данные изъяты>» установлено, что в квартале № выдел № Подольского участкового лесничества Подольского лесничества по адресу: <адрес>, <адрес> гражданкой ФИО1 допущено самовольное занятие и использование лесного участка, общая площадью <данные изъяты>, а именно на лесном участке установлено металлическое ограждение из профлиста на металлических столбах, протяженностью около <данные изъяты> Ограждение является частью общего заграждения, огораживающего самовольно используемый лесной участок с кадастровым номером № и участка с кадастровым номером № принадлежащий ФИО1
Правоустанавливающих документов на использование лесного участка, расположенного в квартале №, выделе № Подольского участкового лесничества Подольского лесничества, у Ответчика не имеется. При таких обстоятельствах истец вынужден обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.
Истец - представитель <данные изъяты> <адрес> по доверенности в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Ответчик – ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Согласно ст. 113 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Суд предпринял исчерпывающие меры по извещению ответчика, доказательств наличия уважительных причин неявки в суд не представлено.
Применительно к пункту 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 г. N 221, и части 2 статьи 117 ГПК РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует ее возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
При этом доказательств невозможности получения судебной корреспонденции в ходе рассмотрения настоящего дела ответчиками не представлено.
В соответствии с п. 1 ст. 165.1 ГК РФ и правовой позицией, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», риск неблагоприятных последствий в связи с неполучением почтовой корреспонденции по адресу регистрации целиком и полностью лежит на заинтересованном лице.
Кроме того, стороны извещались путем заблаговременного размещения в соответствии со ст. 14 и 16 ФЗ от 22.12.2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения гражданского дела на интеренет-сайте Подольского городского суда Московской области.
В связи с неявкой в судебное заседание ответчика, извещенного надлежащим образом о дне слушания дела, суд, определил рассматривать дело при данной явке в порядке ст. 233 ГПК РФ.
Суд, огласив иск, изучив материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ст. 96 Лесного кодекса РФ под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми акта Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, посредством организации и проведения проверок, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательств Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозирован состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органа государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лица индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
На территории Московской области указанные полномочия осуществляет Комитет лесного хозяйства Московской области, действующий на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Московской области, от 26.06.2012 № 863/22 «Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области.
Согласно п. 1 Положения Комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функционально регулирование деятельности в области лесных отношений. Комитет вправе в установленных пределах осуществлять управление и распоряжение земельными участками, относящимися к землям лесного фонда.
В результате патрулирования по маршруту № 2 должностными лицами <данные изъяты>» установлено, что в квартале № выдел № Подольского участкового лесничества Подольского лесничества по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> гражданкой ФИО1 допущено самовольное занятие и использование лесного участка, общая площадью <данные изъяты>, а именно на лесном участке установлено металлическое ограждение из профлиста на металлических столбах, протяженностью около №. Ограждение является частью общего заграждения, огораживающего самовольно используемый лесной участок с кадастровым номером № и участка с кадастровым номером № принадлежащий ФИО1
Правоустанавливающих документов на использование лесного участка, расположенного в квартале № выделе № Подольского участкового лесничества Подольского лесничества, у Ответчика не имеется.
Договор аренды на использование участка лесного фонда не заключен, проект освоения лесов не разработан, лесная декларация об использовании лесов в установленном порядке не подавалась.
Наличие самовольного занятия лесного участка подтверждается Протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей к нему, чертежом-схемой места нарушения.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ответчика составлен Протокол № об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.9 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ ответчику направлена претензия в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить следующие нарушения: освободить самовольно используемый лесной участок в Подольском участковом лесничестве квартал № выдел №, в том числе демонтировать и убрать с лесного участка металлическое ограждение из профлиста на металлических столбах.
До настоящего времени Ответчиком освобождение участка лесного фонда в квартале №, выделе № Подольского участкового лесничества не произведено, договор аренды лесного участка не представлен.
Частью 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации № 136-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определены с учетом общих положений о лесоустройстве исоответствии с требованиями земельного законодательства.
Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Участок лесного фонда обозначены в натуре с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и указаны в планово-картографических материалах.
Вся информация о границах лесничеств и лесопарков также содержится в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области (ИСОГД МО), одной из составных частей которой является Ведомственная информационная система обеспечения деятельности Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области (ВИС ГУАГ МО).
Нормативно-правовым основанием ведения ИСОГД МО является:
Градостроительный кодекс Российской Федерации;
Постановление Правительства Российской Федерации от 09 июня 2006 № 363информационном обеспечении градостроительной деятельности»;
Постановление Правительства Московской области от 25 марта 2016 № 231/9 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области»;
Постановление Правительства Московской области от 14 ноября 2007 № 85871 «Об утверждении Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства <адрес>».
Схема наложения проводится по координатам (в системе координат МСК-50посредством сопряженного пространственного анализа данных спорного земельного участка с границами земельного лесного фонда при помощи Ведомственной информационной системы обеспечения деятельности Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области (ВИС ГУАГ МО).
ВИС ГУАГ МО предназначена для исполнения функций и полномочий Главархитектуры Московской области в градостроительной сфере, совершенствования архитектурно-художественного облика городов, поселений и иных населенных пунктов Московской области, а также обеспечивает участие ЦИОГВ МО, ОМСУ МО, ФОИВ и подведомственных учреждений в процессах подготовки, согласования и утверждения документации, необходимой для осуществления градостроительной деятельности на территории Московской области.
ВИС ГУАГ МО позволяет осуществить сопоставление в электронном виде границ земель лесного фонда и границ земельных участков, выявляя наложения, которые невозможно установить визуально и исключает возможность субъективных ошибок. ВИС ГУАГ МО является государственной информационной системой.
В силу пункта 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» - информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной, и государственные органы, определённые в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм действующего законодательства информация, полученная при использовании ВИС ГУАГ МО, является официальной и достоверной.
Положение о ВИС ГУАГ МО утверждено на основании Распоряжения Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 26 декабря 2016 г. № 31РВ-267 «Об утверждении положения о ведомственной информационной системе обеспечения деятельности Главархитектуры Московской области».
Пунктом 2.10 указанного Положения установлено, что сведения, содержащиеся в ВИС ГУАГ МО включают в себя сведения об объектах лесного фонда.
В соответствии с п. 4.1.3 Положения, участники технологических процессов ВИС ГУАГ МО - центральные исполнительные органы государственной власти Московской области обеспечивают участие в процессах предоставления информации, подготовки, согласования и утверждения документации в ВИС ГУАГ МО, обеспечивают достоверность и актуальность информации, предоставляемой в ВИС ГУАГ МО, а также имеют право на получение сведений из ВИС ГУАГ МО.
В соответствии с п. 3 Перечня участников технологических процессов Ведомственной информационной системы обеспечения деятельности Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области (приложение № 1 к вышеуказанному Положению), Комитет лесного хозяйства Московской области входит в данный перечень уполномоченных организаций.
Следовательно, информация, полученная из ВИС ГУАГ МО, является достоверной информацией о границах участка лесного фонда и допустимым доказательством по делу.
При сопоставлении всех точек координат четко усматривается, что местом совершения административного правонарушения являются земли лесного фонда Подольского участкового лесничества Подольского лесничества, ФИО1 использует прилегающий лесной участок Подольского участкового лесничества Подольского лесничества, в квартале №, выделе № с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ (ч.2 ст.9) предусмотрено, что HI землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Согласно п. 1 ст.15 Земельного кодекса РФ в собственности граждан и юридических лиц (частной собственностью) могут быть земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. При этом, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, н; предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных, федеральными законами. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев установленных федеральными законами.
Пунктом 5 ст.27 ЗК РФ установлен перечень земельных участков, ограниченных в обороте. Так, согласно подпункта 2 пункта 5 указанной статьи, ограничены в обороте, земельные участки из состава земель лесного фонда.
Статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерация. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождав- виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещена затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками (пункт 2 статьи 76 «Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 части 1, пунктом 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса I Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу и нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 23.24 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации органы, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждена лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 7.9 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 7.10 (в части самовольной уступи права пользования лесным участком или самовольной мены лесного участка в предела своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 8.24-8.27 (в| пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), частью 1 ст. 8.28 (в пределах полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 8.29- 8.32 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством) Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Согласно ст.96 Лесного кодекса РФ под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
На территории Московской области указанные полномочия осуществляет Комитет лесного хозяйства МО (далее Комитет), действующий на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Московской области, от 26.06.2012 № 863/22 «Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области» (далее - Положение).
Согласно п.1 Положения Комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений. Комитет вправе в установленных пределах осуществлять управление и распоряжение земельными участками, относящимися к землям лесного фонда.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками (пункт 2 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 части 1, пунктом 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Поскольку в судебном заседании установлен факт самовольного занятия ответчиком участка земель лесного фонда, доказательств обратного ответчиком в суд не представлено, суд удовлетворяет заявленные исковые требования.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования <данные изъяты> <адрес> к ФИО1 об освобождении лесного участка от незаконно возведенных строений - удовлетворить.
Обязать ФИО1 за свой счет освободить лесной участок в квартале № выделе № Подольского участкового лесничества площадью <данные изъяты>, примыкающий к земельному участку с кадастровым номером № от металлического ограждения из профлиста на металлических столбах в
№ | Х | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Обязать ФИО1 восстановить фактические границы земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с правоустанавливающими документами и сведениями, содержащимися в едином государственном реестре недвижимости.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Подольский городской суд в течение месяца.
Ответчиком в Подольский городской суд может быть подано заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня получения копии решения суда.
Председательствующий Н.Н. Питукина