Судья: Наточеева М.А. Гр. дело № 33-211/2021 (33-13882/2020)
(Гр. дело № 2-2044/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 января 2021 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Елистратовой Е.В.
судей - Маликовой Т.А., Маркина А.В.
при секретаре - Ивановой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Барановой Н.П. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 15 сентября 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций к Барановой Н.П. об установлении ограничения доступа к информационному ресурсу удовлетворить частично.
В связи с неисполнением Барановой Н.П. обязанности, предусмотренной ч.2 ст. 10.1 ФЗ от 27.07.2006 №149 –ФЗ «Об информации, информационных технологий и о защите информации», установить на территории РФ ограничение доступа к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и функционирование которых обеспечивается неисполнением Барановой Н.П., до исполнения указанным организатором распространения информации в сети «Интернет» установленной законом обязанности.
Обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и операторов связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет» прекратить создание технических условий для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет», распространяемых посредством информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, функционирование которых обеспечивает неисполнением Барановой Н.П., до исполнения указанным организатором распространения информации в сети «Интернет», в том числе путем ограничения доступа к указанным информационным системам и (или) программ для электронных вычислительных машин, установленной законом обязанности.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать»,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Маликовой Т.А.,
УСТАНОВИЛА:
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обратилась в суд с иском к Барановой Н.П. об установлении ограничения доступа к информационному ресурсу, указав, что ответчик осуществляет деятельность по обеспечению функционирования предназначенного для обмена электронными сообщениями сайта <данные изъяты>, а значит, является организатором распространения информации в сети «Интернет». Организационно-аналитическим управлением научно-технической службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Роскомнадзор направлено обращение от 16.03.2020 г. № о внесении в реестр организаторов распространения информации в сети «Интернет» Баранову Н.П. В связи с этим, Роскомнадзором на адрес электронной почты <данные изъяты>, принадлежащий Барановой Н.П., 19.03.2020 г. направлено требование о представлении уведомления о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет». 27.03.2020 г. Роскомнадзором направлено уведомление о неисполнении ответчиком как организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанности уведомить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет». Ответчиком не совершено действий, направленных на исполнение указанной обязанности.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд установить на территории Российской Федерации ограничение доступа к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приёма, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и функционирование которых обеспечивается неисполнением Барановой Н.П., до исполнения указанным организатором распространения информации в сети «Интернет» установленной законом обязанности. Направить решение по настоящему делу в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для принятия мер по ограничению доступа на территории Российской Федерации к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и функционирование которых обеспечивается неисполнением Барановой Н.П., до исполнения указанным организатором распространения информации в сети «Интернет» установленной законом обязанности. Обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и иных лиц прекратить создание технических условий для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет», распространяемых посредством информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, функционирование которых обеспечивает неисполнение Барановой Н.П., до исполнения указанным организатором распространения информации в сети «Интернет», в том числе, путём ограничения доступа к указанным информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, установленной законом обязанности.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Баранова Н.П. просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального права, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку на момент обращения в суд с иском раздел сайта с обменом информации был заблокирован, в связи с чем, она не являлась организатором распространения информации.
В заседании судебной коллегии представитель Барановой Н.П. Глухова Ю.В.. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель истца Шадричева Е.А. против доводов жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения. Дополнила, что заблокированная истцом функция может быть восстановлена в любой момент. Кроме того, на момент обращения в суд с иском она действовала. Также на организатора распространения информации возложена обязанность не только уведомить о начале деятельности, но и прекращении.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.
В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В силу ст. 330 ГПК РФ, Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Суд апелляционной инстанции в силу ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Согласно ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» организатором распространения информации в сети "Интернет" является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет" (ч. 1).
Организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан в установленном Правительством Российской Федерации порядке уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о начале осуществления деятельности, указанной в части 1 настоящей статьи (ч. 2).
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Согласно ст. 15.4 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ в случае установления факта неисполнения организатором распространения информации в сети "Интернет" обязанностей, предусмотренных статьей 10.1 настоящего Федерального закона, в его адрес (адрес его филиала или представительства) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти направляется уведомление, в котором указывается срок исполнения таких обязанностей, составляющий не менее чем пятнадцать дней (ч. 1).
В случае неисполнения организатором распространения информации в сети "Интернет" в указанный в уведомлении срок обязанностей, предусмотренных статьей 10.1 настоящего Федерального закона, доступ к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и функционирование которых обеспечивается данным организатором, до исполнения таких обязанностей ограничивается оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет", на основании вступившего в законную силу решения суда (ч. 2).
В соответствии с Правилами уведомления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, предназначенных и (или) используемых для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также ведения реестра указанных организаторов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 г. № 746 (действующим на момент возникновения спорных правоотношений), уведомление представляется в течение 5 рабочих дней со дня получения организатором распространения информации требования Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о представлении уведомления. Требование о представлении уведомления формируется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в электронном виде в течение 3 рабочих дней со дня получения обращения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации (п. 2).
Уведомление может быть представлено организатором распространения информации по собственной инициативе (п. 3).
Уведомление представляется организатором распространения информации в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в электронном виде посредством заполнения соответствующей электронной формы на официальном сайте в сети "Интернет" www.97-fz.rkn.gov.ru (далее - официальный сайт) (п. 5).
Обязанность по направлению уведомления в электронном виде считается исполненной в случае заполнения на официальном сайте соответствующей формы и получения идентификатора заполнения (п. 8).
В силу п. 10.1 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 г. № 452, руководитель федерального органа исполнительной власти может выступать представителем федерального органа исполнительной власти в суде и вправе совершать от его имени все процессуальные действия.
В соответствии с п. 5.1.7(1) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 г. № 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет полномочия по принятию мер по ограничению доступа к информационным ресурсам в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в пределах компетенции, установленной Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Из материалов дела следует, что Баранова Н.П. осуществляла деятельность по обеспечению функционирования предназначенного для обмена электронными сообщениями сайта <данные изъяты>, что подтверждается скрин-шотами с указанного сайта и по существу не оспаривается ответчицей.
Таким образом, ответчик являлась организатором распространения информации в сети «Интернет» по смыслу ч. 1 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ.
Организационно-аналитическим управлением научно-технической службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций направлено обращение от 16.03.2020 г. № о направлении ответчику как владельцу интернет-сервиса <данные изъяты> требования о предоставлении уведомления о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, предназначенных и (или) используемых для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет».
19.03.2020 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на адрес электронной почты <данные изъяты>, принадлежащий Барановой Н.П., направлено требование о представлении уведомления о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет».
27.03.2020 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в адрес Барановой Н.П. направлено уведомление о неисполнении обязанности, предусмотренной ч. 2 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ.
Однако, ответчиком действия, направленные на исполнение обязанности по представлению уведомления о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет», не совершены.
Дав оценку представленным доказательствам, нормам права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в части установления на территории Российской Федерации ограничения доступа к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и функционирование которых обеспечивается неисполнением Барановой Н.П., до исполнения указанным организатором распространения информации в сети «Интернет» установленной законом обязанности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент подачи в суд искового заявления и на момент вынесения решения ответчик не являлась организатором распространения информации в сети «Интернет», не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку, как правильно указано судом, ч.2 ст.10.1 и ч.2 ст.15.4 ФЗ ; 149-ФЗ являются императивными нормами, регулирующими правоотношения между организатором распространения информации в сети «Интернет» и Роскомнадзором. При этом действующее законодательство не предусматривает исключений и освобождение от обязанности направить уведомление последующее заблокирование организатором функций сайта по обмену с иными пользователями электронными сообщениями.
Кроме того, п.10 указанных выше Правил уведомления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, предназначенных и (или) используемых для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также ведения реестра указанных организатор, действующих на момент возникновения спорных правоотношений, возлагал на Организатора распространения информации обязанность сообщить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций об изменении сведений, указанных в уведомлении, также и о прекращении деятельности по обеспечению функционирования информационного ресурса не позднее 10 дней со дня соответствующих изменений.
Аналогичные положения содержатся в Правилах уведомления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также ведения реестра указанных организаторов", утврежнных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1824.
Пунктом 5 Порядка ведения реестра организаторов распространения информации в сети "Интернет", утв. Приказом Роскомнадзора от 22.12.2014 N 188, предусмотрено, что в случае получения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций информации от организатора распространения информации в сети "Интернет" сведений о прекращении деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, предназначенных и (или) используемых для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет", а также сведений об изменении данных, указанных в уведомлении, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций вносит соответствующие сведения в реестровую запись в течение 5 рабочих дней со дня их поступления.
Таким образом, на организатора распространения информации возложена обязанность по уведомлению как о начале указанной деятельности, так и ее прекращении.
Между тем, Баранова Н.П. о прекращении деятельности по обеспечению функционирования информационного ресурса Роскомнадзор также не уведомляла.
Соответственно, блокирование функции доступа по обмену информации само по себе не свидетельствует о прекращении указанной деятельности, не препятствует возобновлению указанной функции в любой момент.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Баранова Н.П. обеспечивала на сайте условия по распространению информации, т.е. являлась организатором распространения информации в силу ч.1 ст.10.1 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006г., что по существу не оспаривалось в процессе рассмотрения дела, факт того, что Баранова Н.П. заблокировала функции при использовании сайта не исключает применения такой меры ответственности как ограничение доступа до исполнения обязанности представить в федеральный орган информацию, указанную в ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ.
Доводы жалобы о том, что оспариваемым решением суда нарушается конституционное право ответчика на свободу распространения информации, являются несостоятельными.
Лицо, являющееся организатором распространения информации в сети "Интернет" и предоставляющее техническую возможность неограниченному кругу лиц использовать предоставляемые им сервисы, обязано исполнять предусмотренную законом обязанность по представлению в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информации, указанной в ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ.
Ограничение доступа к информационным системам является прямо предусмотрено законом в силу невыполнения самой ответчицей возложенных законом обязанностей.
Иной порядок не позволит достичь цели нормативного регулирования деятельности организаторов распространения информации в сети «Интернет» и обеспечить исполнение субъектами интернет-пространства законодательства РФ.
Учитывая техническую возможность восстановления на сайте в сети «интернет» функционала по обмену сообщениями, направление ответчицей уведомления Роскомнадзора о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационного ресурса, а затем о прекращении деятельности будет являться основанием для отсутствия оснований применения мер реагирования в отношении информационного ресурса.
В целом доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат новых обстоятельств, которые не были учтены судом при принятии решения.
Судебная коллегия полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования доказательств, основания для отмены принятого по делу судебного решения, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 15 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Барановой Н.П. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: