Дело № 2-159/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Вязьма 23 января 2020 года
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего, судьи Воронкова Р.Е.
при секретаре Григорьевой О.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Степаниковского сельского поселения Вяземского района Смоленской области к Волошиной Н.А. об исключении сведений о границах земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Степаниковского сельского поселения Вяземского района Смоленской области обратилась в суд с иском к Волошиной Н.А. об исключении сведений о границах земельного участка, в обоснование требований указала, что Администрации Степаниковского сельского поселения Вяземского района Смоленской области (далее по тексту - Администрация) на праве собственности принадлежит автодорога общего пользования, проходящая по ул. <адрес>.
В 2019 году Администрацией планировалось проведение работ по реконструкции водоводной сети с. Исаково Вяземского района Смоленской области, для проведения которых необходимо провести межевание и подготовить проект планировки земельного участка, предназначенного для реконструкции водоводной сети.
Земельный участок с кадастровым номером ХХХ, принадлежащий на праве собственности Волошиной Н.А., расположенный фактически в районе дома № <адрес> по ул. <адрес>, накладывается на вышеуказанную автодорогу по <адрес>, жилые дома и земельные участки, расположенные по адресам: <адрес>.
Межевание земельного участка с кадастровым номером ХХХ проведено с нарушением норм земельного законодательства, как следствие, сведения о местоположении его границ являются недостоверными.
Решением Исаковского сельского Совета народных депутатов Вяземского района Смоленской области от 05 июля 1991 года № 19 согласованы границы земель сельских населенных пунктов Исаковского сельского поселения Вяземского района Смоленской области, в том числе села Исаково.
К моменту установления границ земель населенных пунктов и начала земельной реформы <адрес> была сформирована как исторически сложившийся отдельный объект с индивидуальной жилой застройкой и улично-дорожной сетью.
Право собственности Администрации юридически возникло 30 сентября 2014 года.
Содержащиеся в ЕГРН сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером ХХХ являются ошибочными, подлежат исключению, исходя из фактически существующих границ, закрепленных на местности, внесены в государственный кадастр недвижимости на основании недостоверных документов, так как фактически земельный участок располагается в районе дома № <адрес> по ул. <адрес>
Кадастровым инженером предварительно выявлено наличие реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером ХХХ, расположенного по адресу: <адрес>, а именно:
- местоположение границ данного земельного участка по сведения ЕГРН не соответствует его фактическому местоположению, граница земельного участка по сведениям ЕГРН смещена на северо-восток относительно фактической границы более чем на 200 м.;
- конфигурация земельного участка по сведениям ЕГРН не соответствует конфигурации земельного участка по фактическим границам.
Наличие выявленной реестровой ошибки препятствует администрации в осуществлении своих полномочий в части организации в границах поселения работ по водоснабжению населения.
Администрация Степаниковского сельского поселения Вяземского района Смоленской области неоднократно пыталась связаться с Волошиной Н.А. по существу вопроса, однако результата не последовало.
Ссылаясь на данные обстоятельства, просит, с учетом уточнений (л.д. 62), исключить сведения о границах земельного участка, площадью 3000 кв.м. с кадастровым номером ХХХ, расположенного по адресу: <адрес> из Единого государственного реестра недвижимости.
В судебном заседании представитель истца – глава Администрации Петров А.И. исковые требования поддержал, указав, что спорный земельный участок принадлежит истице и ее несовершеннолетним дочерям. На земельном участке располагается домовладение. Согласно выписке из похозяйственной книги № ХХХ лицевого счета № ХХХ Волошина Н.А. числится как глава хозяйства, а ее дочь Д.В. значится как член хозяйства. Собственниками спорного земельного участка являются также <данные изъяты> дети Волошиной Н.А. Волошину Н.А. уведомлял по телефону о том, что границы спорного земельного участка не соответствуют их фактическому нахождению, предлагал оказать содействие в устранении неточностей в описании границ, однако Волошина Н.А. добровольно не устранила данные неточности. Ошибка произошла в результате межевания земельного участка. Данная ошибка, допущенная лицом, осуществлявшим кадастровые работы, может являться реестровой, однако достоверно установить это в настоящее время не имеется возможности. Сведения, содержащиеся в ГКН о местоположении спорного земельного участка, подлежат исключению, после чего Волошина Н.А. сможет снова определить их местоположение. Иным образом истец не может восстановить нарушенное право. Само право истицы на спорный земельный участок не оспаривает.
Ответчик Волошина Н.А., представляющая свои интересы и интересы своих несовершеннолетних детей в силу закона, в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом по последнему известному мету жительства. Возражений относительно заявленных требований суду не представила.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений суду не представил.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек описания границ земельного участка и деления их на части.
В части 9 ст. 38 названного закона установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Из смысла ч. 1 ст. 28 ЗК РФ усматривается, что гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду предоставляются земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Судом установлено, что истцу на праве собственности принадлежит улично-дорожная сеть (далее по тексту - автодорога), проходящая по <адрес>, кадастровый номер ХХХ, дата регистрации права – 07.11.2018, а также земельный участок, предназначенный для трубопроводного транспорта с кадастровым номером ХХХ.
Суд исходит из того, что земельный участок с кадастровым номером ХХХ, принадлежащий на праве собственности Волошиной Н.А. и ее <данные изъяты> детям, расположенный фактически в районе дома № <адрес> по ул. <адрес>, накладывается на вышеуказанную автодорогу по <адрес>, жилые дома и земельные участки, расположенные по адресам: <адрес>, в том числе на земельный участок с кадастровым номером ХХХ, принадлежащий Т.В., и земельный участок, предназначенный для трубопроводного транспорта с кадастровым номером ХХХ.
Данные обстоятельства подтверждаются проектом межевого плана по исправлению реестровой ошибки, подготовленным 24.11.2017 кадастровым инженером К.В., являющимся членом Некоммерческого партнерства «<данные изъяты>» (л.д. 11-30), а также схемой, подготовленной данным инженером для суда (л.д. 31-54, л.д. 41 гр. дела № 2-1032/2019).
Не доверять указанным документам у суда оснований не имеется, в связи с чем они признаются судом достоверными и подтверждающими обстоятельства, на основании которых заявлен иск.
Таким образом, межевание земельного участка с кадастровым номером ХХХ проведено с нарушением норм земельного законодательства, как следствие, сведения о местоположении его границ являются недостоверными.
Содержащиеся в ЕГРН сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером ХХХ являются ошибочными, подлежат исключению, исходя из фактически существующих границ, закрепленных на местности, внесены в государственный кадастр недвижимости на основании недостоверных документов, так как фактически земельный участок располагается в районе дома № <адрес> по ул. <адрес>.
Частью 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном названным федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда (часть 4 названной выше статьи).
Применительно к правилам статьи 39 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" устанавливаемая судебным решением при исправлении реестровой ошибки граница одновременно является границей смежного земельного участка.
В статье 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 2).
Такими документами-основаниями, предусмотренными названной выше статьей, помимо межевого плана, в частности, являются технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7 части 2 названной выше статьи).
Кроме перечисленных выше документов такими документами-основаниями согласно пункту 5 части 2 этой же статьи также являются вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, исправление реестровой ошибки производится, в том числе, по решению суда, а в предусмотренных законом случаях только по решению суда. При этом межевой план применительно к статьям 14, 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не является исключительным средством доказывания по делам об исправлении реестровых ошибок.
Как разъяснено в пунктах 1 и 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело.
Исходя из приведенных выше положений статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" реестровая ошибка подлежит исправлению.
Суд полагает, что в рассматриваемом случае реестровая ошибка не была допущена, поскольку граница земельного участка по сведениям ЕГРН смещена на северо-восток относительно фактической границы более чем на 200 м., а конфигурация земельного участка по сведениям ЕГРН не соответствует конфигурации земельного участка по фактическим границам.
Наличие учтенных границ спорного земельного участка препятствует Администрации в осуществлении своих полномочий в части организации в границах поселения работ по водоснабжению населения.
Администрация Степаниковского сельского поселения Вяземского района Смоленской области неоднократно пыталась связаться с Волошиной Н.А. по существу вопроса, однако результата не последовало (л.д. 55, 56).
Таким образом, сведения о границах спорного земельного участка подлежат исключению из кадастрового учета в связи с выявленными нарушениями действующего законодательства при его формировании, в связи с чем исковые требования с учетом уточнения подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика также подлежит взысканию 300 рублей в счет оплаты государственной пошлины, от которой истец был освобождена при подаче искового требования неимущественного характера.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации Степаниковского сельского поселения Вяземского района Смоленской области к Волошиной Н.А. об исключении сведений о границах земельного участка удовлетворить.
Исключить из государственного кадастрового учета недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером ХХХ.
Взыскать с Волошиной Н.А. государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей с перечислением в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области.
Судья Р.Е. Воронков
23.01.2020 – вынесена резолютивная часть решения;
29.01.2020 – изготовлено мотивированное решение;
03.03.2020 – решение суда вступает в законную силу.