дело №2-944/2022
УИД: 04RS0004-01-2022-001377-57
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 декабря 2022 г. г. Гусиноозерск
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ринчино Е.Н.,
при секретаре Намдаковой А.Т.,
с участием истца Андреевой Т.Б., ответчика Чернояровой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреевой Т.Б. к Администрации МО СП «Жаргаланта», Чернояровой Т.А., Цюпа Н.Р., Томской Л.Г. о признании права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
Андреева Т.Б. обратилась в суд с иском к Администрации МО СП «Жаргаланта», в котором просит признать право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности.
Исковые требования мотивированы тем, что с 2002 г. истец владеет и пользуется квартирой и земельным участком по вышеуказанному адресу. Ранее квартира принадлежала Ч., Нурутдиновой Н.Р., Новожиловой Н.Г. на основании договора приватизации. Истец купила квартиру и получила документы от собственников, договор не оформлялся. С тех пор в квартире проживает семья истца, зарегистрированы по указанному адресу, в 2006 г. истец оформила на себя земельный участок. Истец не скрывает своего владения, пользуется имуществом открыто, добросовестно и непрерывно, проживает постоянно, производит текущий и капитальный ремонт, оберегает от посягательств третьих лиц.
Определением суда от 22.11.2022 г. к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Цюпа Н.Р., Томская Л.Г., Черноярова Т.А.
В судебном заседании истец Андреева Т.Б. исковые требования поддержала, суду пояснила, что купила квартиру у Ч., Нурутдинова Н.Р.-его правнучка, Новожилова Л.Г.-внучка. Договор купли-продажи заключала с Ч., его оформили в сельской администрации. С 2002 г. она владеет квартирой, проживает в ней, зарегистрирована с семьей по месту жительства, оформила землю в собственность. Ч., его родственники никаких требований с этого времени не предъявляли. Просила требования удовлетворить.
Ответчик Черноярова Т.А. исковые требования признала, суду пояснила, что является наследником Ч., последний является ее отцом. Томская (Новожилова) Л.Г.-ее дочь, Цюпа (Нурутдинов) Н.Р.-ее внучка. В договоре приватизации неверно указано имя Новожиловой Л. как «Надежда». Договор купли-продажи с Андреевой Т.Б. в 2002 г. заключала она, действовала по доверенности от отца. Договор оформили в сельской администрации, как им сказали, никто не подсказал, как правильно. На момент заключения договора никто из членов ее семьи уже не проживал в данной квартире. Ни она, ни ее дочь и внучка на квартиру не претендуют.
Ответчики Томская (Новожилова) Л.Г., Цюпа (Нурутдинова) Н.Р., представитель Администрации МО СП «Жаргаланта» в судебном заседании отсутствовали, будучи надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд определил о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся ответчиков.
Суд, заслушав истца Андрееву Т.Б., ответчика Черноярову Т.А., свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 данного кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Если это не исключается правилами данного кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии со статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 и абзаце первом пункта 19 указанного выше постановления Пленума, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество; возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в их взаимосвязи, приобретательная давность является законным основанием для возникновения права собственности на имущество у лица, которому это имущество не принадлежит, но которое, не являясь собственником, добросовестно, открыто и непрерывно владеет в течение длительного времени чужим имуществом как своим.
Длительность такого открытого и непрерывного владения в совокупности с положениями об отказе от права собственности и о бесхозяйных вещах, а также о начале течения срока приобретательной давности с момента истечения срока давности для истребования вещи предполагают, что титульный собственник либо публичное образование, к которому имущество должно перейти в силу бесхозяйности либо выморочности имущества, не проявляли какого-либо интереса к этому имуществу, не заявляли о своих правах на него, фактически отказались от прав на него, устранились от владения имуществом и его содержания.
Целью нормы о приобретательной давности является возвращение фактически брошенного имущества в гражданский оборот, включая его надлежащее содержание, безопасное состояние, уплату налогов и т.п.
Добросовестность предполагает, что вступление во владение не было противоправным, совершено внешне правомерными действиями.
Как установлено судом и следует из материалов дела, собственниками квартиры по адресу: <адрес>, являются Ч., Нурутдинова Н.Р., Новожилова Н.Г. на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ на передачу квартир (домов) в собственность на основании закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Согласно справке Администрации МО СП «Жаргаланта» адрес квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, изменен на <адрес>.
Согласно свидетельству о смерти Ч. скончался ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону наследником имущества Ч. в виде жилого дома и земельного участка, расположенных в <адрес>, является дочь Черноярова Т.А.
В судебном заседании показаниями истца, ответчика Чернояровой Т.А., свидетелей И., Р., установлено, что с 2002 г. в квартире проживала Андреева Т.Б. с семьей, квартира продана ей Ч.
В материалы дела истцом представлен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Ч. (продавцом) и Андреевой Т.Б. (покупателем).
Из пояснений ответчика Чернояровой Т.А. следует, что договор от имени Ч. заключен ею.
Суд принимает во внимание, что данный договор не подтверждает переход права собственности на квартиру, поскольку не только заключен от имени одного из долевых собственников, но и подписан не Ч., при этом не содержит указания на подписание представителем, а также на документ, подтверждающий полномочия представителя. При таких обстоятельствах отсутствуют основания для регистрации перехода права собственности на основании данного договора.
Согласно выписке из ЕГРН право собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за Андреевой Т.Б.
Из справки, выданной Администрацией МО СП «Жаргаланта» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по месту жительства Андреева Т.Б., А., А., с ДД.ММ.ГГГГ г.-Б.
На основании изложенного суд полагает, что нашли достаточное подтверждение обстоятельства добросовестного, открытого, непрерывного владения истцом квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, более 18 лет.
Судом не установлено, что ответчик Черноярова Т.А., а до этого Ч., а также ответчики Цюпа Н.Р., Томская Л.Г., как собственники имущества, претендовали на спорное имущество, принимали меры по возврату своего имущества из чужого незаконного владения, доказательств тому суду не представлено. Указанное свидетельствует об отсутствии притязаний на данное имущество со стороны собственника.
Таким образом, доказан факт владения Андреевой Т.Б. квартирой, как своим имуществом, более 18 лет. Со стороны ответчиков никаких доказательств незаконного владения и пользования истцом спорным недвижимым имуществом суду представлено не было.
В силу чего суд полагает возможным вынести решение о признании за истцом права собственности на жилое помещение в силу приобретательной давности.
При этом в удовлетворении иска к Администрации МО СП «Жаргаланта» суд отказывает, так как данный ответчик является ненадлежащим, поскольку имущество не является выморочным, Администрации не принадлежит.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Андреевой Т.Б. (СНИЛС №) к Чернояровой Т.А. (СНИЛС №), Цюпа Н.Р. (№), Томской Л.Г. (СНИЛС №) о признании права собственности на недвижимое имущество удовлетворить.
Признать за Андреевой Т.Б. право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Российская Федерация, <адрес>, в силу приобретательной давности.
В удовлетворении иска к Администрации МО СП «Жаргаланта» (ИНН 0318002313) отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ринчино Е.Н.
Решение в окончательной форме принято 29.12.2022 г.