Дело №2-5046/2023
УИД 39RS0002-01-2023-004581-34
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 декабря 2023 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда
в составе:
председательствующего судьи Оксенчук Ж.Н.,
при секретаре Кимаск Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдрахманова Виталия Анасовича к УФСИН России по Калининградской области о признании незаконным бездействие в части не признания нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий, восстановлении права на улучшение жилищных условий, признании права на участие в программе по обеспечению жилым помещением, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, обосновав его тем, что
в соответствии с п.п.4 п.2 ст. 84 Федерального закона от 19.07.2018N 197-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" от 19.07.2018 N 197-ФЗ и на основании Приказа N2147-лс от 18 апреля 2023 года он был уволен из органов уголовно-исполнительной системы с должности главного инженера федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение №5 УФСИН по Калининградской области (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). На дату увольнения < Дата > год, его выслуга составила в календарном исчислении 16 лет 09 месяцев 28 дней, в льготном исчислении 20 лет 09 месяцев 13 дней. Ранее он проходил службу в вооруженных силах РФ в период с 1999-2013гг. Во время прохождения военной службы он жильем не обеспечивался, сертификаты на приобретение жилья ему не выдавались, участником программы «Военная ипотека» он не являлся, единовременную социальную выплату на приобретение жилья не получал, нуждающимся в обеспечении жильем не признан и следовательно в очередь на получение жилья поставлен не был. В период прохождения службы в органах Уголовно – исполнительной системы в вышеназванной должности с 2020-2023гг. он также не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, в очередь поставлен не был и при увольнении единовременную социальную выплату на приобретение жилья не получал.
Проходя службу в органах уголовно-исполнительной системы он не был информирован о том, что по действующему законодательству, он имеет право на участие в программе по обеспечению либо государственным жилищным сертификатом, либо предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение жилья.
Вышеназванная ситуация, стала возможна в результате ненадлежащего исполнения руководством федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № УФСИН России по Калининградской области» своих служебных обязанностей в части работы с личным составом учреждения по информированию его (личного состава) о действующих нормативно - правовых актах, направленных на решение вопроса обеспечения жильем сотрудников Уголовно - исполнительной системы.
Таким образом, не информирование личного состава о своих правах, не доведение до сотрудников нормативно-правовых актов направленных на социальное обеспечение сотрудников и членов их семей, в том числе и жильем, является прямым нарушением его прав и законных интересов выразившееся в бездействии которое не позволило ему реализовать свои права на улучшение жилищных условий. Просил признать незаконными бездействие должностных лиц ответчика в части не признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и не постановки на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий. Обязать ответчика восстановить его право на улучшение жилищных условий признав за ним право на участие в программе по обеспечению либо государственным жилищным сертификатом, либо предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение жилья, обязав ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в размере 50000 рублей и расходы по оплате госпошлины 300 рублей.
Истец в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Представитель истца по доверенности Костров А.Г. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель УФСИН России по Калининградской области Бычкова Е.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, представила письменный отзыв, указав, что истец на учете нуждающихся в жилых помещениях, принятых на учет до < Дата > в УФСИН России по Калининградской области и в подведомственных учреждениях не состоял. В период прохождения службы в УИС Калининградской области в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты на приобретения жилья не обращался. В настоящее время истец сотрудником ФКУ ЛИУ-5 не является. Кроме того, истец являлся членом жилищно-бытовой комиссии ЛИУ-5, поэтому в силе своих обязанностей был проинформирован о порядке подачи заявления в ЖБК о постановке на учет нуждающихся и получении единовременной социальной выплаты.
Представитель 3-го лица ФКУ «Лечебно-исправительное учреждение № 5» УФСИН России по Калининградской области Емельяненко Е.И. исковые требования не признала, представила отзыв на иск.
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Как было установлено в судебном заседании, приказом Министра обороны РФ № от < Дата > Абдрахманов В.А. досрочно уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта. Прав на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны РФ не имеет.
Приказом УФСИН России по Калининградской области № от < Дата > Абдрахманов В.А. был назначен на должность старшего инженера энергомеханической группы ФКУ «Исправительная колония №» УФСИН по Калининградской области, по контракту сроком на 5 лет.
Приказом УФСИН России по Калининградской области от < Дата > № расторгнут контакт о службе в уголовно-исполнительной системе РФ и уволен со службы в уголовно-исполнительной системе РФ по п.3 ч.2 ст.84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) ФЗ Абдрахманов В.А. главного инженера ФКУ «Лечебное исправительное учреждение № 5 УФСИН по Калининградской области» с < Дата >. Выслуга лет на день увольнения составляет в календарном исчислении 16 лет 09 мес. 28 дней, в льготном исчислении 20 лет 09 мес.13 дней.
Вопросы предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения урегулированы Федеральным законом Российской Федерации от < Дата > № 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от < Дата > № 283-ФЗ) и Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 №369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации", которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации», утвердившими Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются документы, предусмотренные указанным пунктом.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005 федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с подпунктом А пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют граждане Российской Федерации, уволенные со службы из органов уголовно-исполнительной системы с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Абдрахманов В.А. на учете нуждающихся в жилых помещениях, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005, в УФСИН России по Калининградской области и подведомственных ему учреждениях не состоял.
В период прохождения службы в УИС Калининградской области в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения не обращался.
Таким образом, на момент подачи обращений в УФСИН России по Калининградской области, так же как и на момент окончания службы в органах ФСИН России истец не был поставлен на учёт как нуждающийся в жилом помещении, решение жилищно-бытовой комиссии, рапорт о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в период службы не подавал, вопрос о нуждаемости его в жилом помещении жилищной комиссией ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области не рассматривался, в настоящее время истец сотрудником ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области не является.
Информация о жилищном обеспечении сотрудников УФСИН России по Калининградской области размещена на официальном сайте ФСИН России, УФСИН России по Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в разделе «Жилищное обеспечение».
В ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области на информационном стенде размещена информация о том, что по всем вопросам, касающимся жилищного обеспечения сотрудников (пенсионеров) УИС, путей решения жилищных вопросов очередников, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы, и вариантах решения жилищных вопросов сотрудников (пенсионеров) УИС, не состоящих по месту службы в данном учете, обращаться к секретарю жилищно-бытовой комиссии.
В соответствии с приказами ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области «Об утверждении состава жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области» от < Дата > № < Дата > №, < Дата > №, < Дата > № Абдрахманов В.А. входил в состав жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области.
На основании приказа ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области от < Дата > № «Об утверждении Положения о жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области» (далее Положение), действующего на момент нахождения Абдрахманова В.А. в составе жилищно-бытовой комиссии, установлены задачи и полномочия жилищно-бытовой комиссии.
Таким образом, одной из задач жилищно-бытовой комиссии является подготовка начальнику ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области предложений: по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий; по предоставлению жилых помещений по договорам найма служебного жилого помещения сотрудникам ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области; об оказании сотрудникам ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, безвозмездной финансовой помощи; о включении лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в списки граждан, изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты; о выплате сотрудникам ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (пункт 6.4. глава 2 Положения).
Также Комиссия организует прием сотрудников ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области, а также иных лиц по вопросам, входящим в ее компетенцию (пункт 6.7. главы 2 Положения).
Члены Комиссии по поручению председателя Комиссии осуществляют прием сотрудников ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области, а также иных лиц по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии (п. 14 главы 3 Положения).
В связи с вышеуказанным, утверждение истца о том, что он не был информирован о том, что по действующему законодательству, он имеет или не имеет право на участие в программе по обеспечению либо государственным жилищным сертификатом либо предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение жилья, не соответствует действительности. Истец лично принимал участие в заседаниях жилищно-бытовой комиссии и выносил решения по поступившим вопросам.
А так же < Дата > было проведено дополнительное занятие с сотрудниками ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области в рамках служебной подготовки по теме: «Изучение информации, опубликованной на официальном сайте ФСИН России и на официальном сайте УФСИН России по Калининградской области, касающейся жилищного обеспечения сотрудников (пенсионеров) УИС».
Письменных обращений в ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области о подробном разъяснении вопросов жилищного обеспечения от Абдрахманова В.А. не поступало.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных требований, суд не усматривает, поскольку в период службу в УИС Абдрахманов В.А. не обращался с заявление о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также с заявлением на предоставление жилищного сертификата либо предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Абдрахманову Виталию Анасовичу к УФСИН России по Калининградской области о признании незаконным бездействие в части не признания нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий, восстановлении права на улучшение жилищных условий, признании права на участие в программе по обеспечению жилым помещением, взыскании судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный райсуд г.Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26 декабря 2023 года.
СУДЬЯ