К делу № 2-896/2023 г.
УИД № 23RS0048-01-2023-001487-03
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Станица Староминская Краснодарского края 11 декабря 2023 года
Староминской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Болдырева С.А.,
при секретаре Курило А.Н.
с участием
помощника прокурора Староминского района Кривега А.В.,
представителя ответчика начальника управления образования администрации МО Староминский район -Пазухиной Натальи Викторовны,
представителя ответчика директора МБОУ СОШ № 6 Староминского района Беляева Ильдара Идрисовича,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, администрации МО Староминский район Петренко Владимира Владимировича, по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Староминского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ № 6 Староминского района, Управлению образования администрации МО Староминский район об обязании произвести определенные действия,
установил:
Прокурор Староминского района обратился в суд с иском к ответчикам в интересах неопределённого круга лиц об обязании произвести определенные действия, указывая, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противопожарной безопасности в деятельности образовательных учреждений Староминского района, по результатам которой установлено следующее. В силу п.2 ч.6 ст.28 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. В ходе проведенной проверки соблюдения МБОУ СОШ № 6 противопожарного законодательства, установлено следующее: в нарушение п. 26 Правил противопожарного режима, не обеспечивается возможность свободного открывания изнутри без ключа эвакуационных выходов из здания школы; в нарушение п. 13 Правил противопожарного режима, не проведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения школы, отсутствуют акты проверки; не проведен повторный противопожарный инструктаж с работниками школы по разработанной и утвержденной программе; в нарушение п. 60 Правил противопожарного режима, не ведется учет огнетушителей в журнале учета систем противопожарной защиты. В целях устранения выявленных нарушений закона прокурором Староминского района в адрес директора МБОУ СОШ № 6 внесено представление от 23.08.2023 №, которое рассмотрено образовательной организацией и удовлетворено, в управление образования муниципального образования Староминский район направлено ходатайство о дополнительном выделении денежных средств в размере 118 239 рублей для выполнение работ по огнезащитной обработке деревянных чердачных конструкций здания МБОУ СОШ № 6. Проведенным прокуратурой района 15.11.2023 повторным обследованием здания МБОУ СОШ № 6 установлено, что работы по огнезащитной обработке деревянных чердачных конструкций здания школы не выполнены, управлением образования муниципального образования Староминский район денежные средства в требуемом объеме до настоящего времени не выделены, в связи с чем нарушения противопожарного законодательства не устранены в полном объеме. В соответствии с пунктом 1.7 Устава МБОУ СОШ № 6, утвержденного постановлением администрации муниципального образования Староминский район от 13.08.2019 № 974, учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование Староминский район. Органом, осуществляющим функции и полномочия администрации муниципального образования Староминский район в сфере образования, является управление образования администрации муниципального образования Староминский район. Решением Совета муниципального образования Староминский район от 12.03.2014 № 47/7 утверждено Положение об управлении образования администрации муниципального образования Староминский район (далее - Положение), согласно которому Управление осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств муниципального образования Староминский район в отношении муниципальных образовательных организаций и подведомственных муниципальных учреждений (п. 1.15), а также контроль за целевым использованием бюджетных средств, финансово-хозяйственной деятельностью муниципальных образовательных организаций и подведомственных муниципальных учреждений. В силу п. 3.1.27 Положения Управление является получателем бюджетных средств, составляет и исполняет бюджетную смету, принимает и исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований бюджетных обязательств, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, обеспечивает ведение бюджетного учета. Таким образом, в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) Управление как главный распорядитель бюджетных средств не только имеет право распределять выделенные на текущий финансовый период бюджетные ассигнования, но и в силу п. 4, 6 ч. 1 ст. 158 БК РФ, осуществлять планирование соответствующих расходов бюджета, составлять обоснования бюджетных ассигнований, вносить предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств. Указанные нарушения требований противопожарного законодательства ставят под угрозу жизнь и здоровье обучающихся и работников, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ представляет прокурору право обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Просит суд обязать муниципальное бюджетное учреждение СОШ №6 Староминского района в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести расчет объема денежных средств, необходимых для выполнения работ по огнезащитной обработке деревянных чердачных конструкций здания МБОУ СОШ № 6 в соответствии с требованием противопожарного законодательства, обязать управление образования администрации муниципального образования Староминский район в течение одного месяца со дня предоставления МБОУ СОШ № 6 Староминского района расчета выделить денежные средства в необходимом объеме для выполнения работ по огнезащитной обработке деревянных чердачных конструкций здания МБОУ СОШ № 6, обязать муниципальное бюджетное учреждение СОШ № 6 Староминского района в течение одного месяцев со дня выделения денежных средств провести мероприятия по огнезащитной обработке деревянных чердачных конструкций здания МБОУ СОШ № 6.
Прокурор в судебном заседании поддержал требования, изложенные в исковом заявлении.
Представители ответчиков МБОУ СОШ № 6 и Управления образования администрации МО Староминский район в судебном заседании исковые требования признали, также пояснили, что нарушение Правил и требований пожарной безопасности стало возможным из-за недостаточного финансирования. В настоящее время данная проблема решается.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации МО Староминский район в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к убеждению, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц
В судебном заседании было с достаточной достоверностью установлено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противопожарной безопасности в деятельности образовательных учреждений Староминского района, по результатам которой установлено следующее.
В силу п.2 ч.6 ст.28 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно положениям статьи 41 Федерального закона «Об образовании в РФ», охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила).
В ходе проведенной проверки соблюдения МБОУ СОШ № 6 противопожарного законодательства, установлено следующее:
- в нарушение п. 26 Правил противопожарного режима, не обеспечивается возможность свободного открывания изнутри без ключа эвакуационных выходов из здания школы;
- в нарушение п. 13 Правил противопожарного режима, не проведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения школы, отсутствуют акты проверки; не проведен повторный противопожарный инструктаж с работниками школы по разработанной и утвержденной программе;
- в нарушение п. 60 Правил противопожарного режима, не ведется учет огнетушителей в журнале учета систем противопожарной защиты.
В целях устранения выявленных нарушений закона прокурором Староминского района в адрес директора МБОУ СОШ № 6 внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ №, которое рассмотрено образовательной организацией и удовлетворено, в управление образования муниципального образования Староминский район направлено ходатайство о дополнительном выделении денежных средств в размере 118 239 рублей для выполнение работ по огнезащитной обработке деревянных чердачных конструкций здания МБОУ СОШ № 6.
Проведенным прокуратурой района 15.11.2023г. повторным обследованием здания МБОУ СОШ № 6 установлено, что работы по огнезащитной обработке деревянных чердачных конструкций здания школы не выполнены, управлением образования муниципального образования Староминский район денежные средства в требуемом объеме до настоящего времени не выделены, в связи с чем нарушения противопожарного законодательства не устранены в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1.7 Устава МБОУ СОШ № 6, утвержденного постановлением администрации муниципального образования Староминский район от 13.08.2019 № 974, учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование Староминский район.
Органом, осуществляющим функции и полномочия администрации муниципального образования Староминский район в сфере образования, является управление образования администрации муниципального образования Староминский район.
Решением Совета муниципального образования Староминский район от 12.03.2014 № 47/7 утверждено Положение об управлении образования администрации муниципального образования Староминский район (далее - Положение), согласно которому Управление осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств муниципального образования Староминский район в отношении муниципальных образовательных организаций и подведомственных муниципальных учреждений (п. 1.15), а также контроль за целевым использованием бюджетных средств, финансово-хозяйственной деятельностью муниципальных образовательных организаций и подведомственных муниципальных учреждений.
В силу п. 3.1.27 Положения Управление является получателем бюджетных средств, составляет и исполняет бюджетную смету, принимает и исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований бюджетных обязательств, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, обеспечивает ведение бюджетного учета.
Таким образом, в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) Управление как главный распорядитель бюджетных средств не только имеет право распределять выделенные на текущий финансовый период бюджетные ассигнования, но и в силу п. 4, 6 ч. 1 ст. 158 БК РФ, осуществлять планирование соответствующих расходов бюджета, составлять обоснования бюджетных ассигнований, вносить предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств.
Указанные нарушения требований противопожарного законодательства ставят под угрозу жизнь и здоровье обучающихся и работников, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ представляет прокурору право обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░ № 6 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ №6 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 (░░░░) ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░ № 6 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ № 6 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░ № 6.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ № 6 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░ № 6.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14.12.2023 ░..
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░