Дело № 12-81/2020
Судья Макашкин Д.Ф.
РЕШЕНИЕ
по протесту по делу об административном правонарушении
29 июня 2020 года город Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Кузнецова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Афанасьева С.Н. на постановление судьи Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 14 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ), в отношении индивидуального предпринимателя Петросяна А.О.,
установила:
постановлением судьи Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 14 мая 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Петросяна А.О. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В протесте прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Афанасьева С.Н. ставится вопрос об отмене судебного решения по мотивам его необоснованности и направлении дела на новое рассмотрение.
Изучив доводы протеста, проверив дело в полном объеме, выслушав мнение Петросяна А.О. об оставлении постановления судьи без изменения, прихожу к следующему.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган должностное лицо в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (статья 26.2 КоАП РФ).
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Мариинско-Посадского района Чувашской Республики 6 апреля 2020 года проведена проверка соблюдения требований законодательства при введении режима повышенной готовности индивидуальным предпринимателем Петросяном А.О., осуществляющим продажу мясной продукции в магазине – мясная лавка «<данные изъяты>» по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.
По результатам проверки установлено, что обеззараживание помещений с использованием специального оборудования не производится, измерение температуры тела работников на рабочих местах не осуществляется, запас дезинфицирующих средств для обработки рук сотрудников отсутствует, продажа мясной продукции осуществляется без средств индивидуальной защиты (масок, перчаток).
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 7 апреля 2020 года и.о. прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики постановления о возбуждении в отношении индивидуального предпринимателя Петросяна А.О. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях Петросяна А.О. состава административного правонарушения, мотивируя тем, что акт проверки не отвечает требованиям допустимости, в нем не указано место проведения проверки, не описана объективная сторона вменяемого лицу административного правонарушения.
В обоснование принятого решения судья также указал на отсутствие в свободной продаже прибора дистанционного измерения температуры тела человека, и специального оборудования для обеззараживания воздуха.
Однако с данными выводами судьи согласиться нельзя.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с распоряжением главы Чувашской Республики от 18 марта 2020 года №113-рг на территории Чувашской Республики введен режим повышенной готовности с 18 марта 2020 до особого распоряжения (далее- Распоряжение №113-рг).
На юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Чувашской Республики, в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) возложена обязанность по обязательной дезинфекции контактных поверхностей (мебели, оргтехники и других) во всех помещениях в течение дня; использованию в помещениях оборудования по обеззараживанию воздуха, обеспечению в организации в наличии запаса дезинфицирующих средств для уборки помещений и обработки рук сотрудников (пункт 5 Распоряжения №113-рг); обеспечению под личную ответственность соблюдение противоэпидемиологического режима в соответствии с государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами и принятию мер в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019); обеспечению измерения температуры тела работников на рабочих местах, с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой (пункт 8 Указа главы Чувашской Республики от 3 апреля 2020 года №92 «О комплексе ограничительных и иных мероприятий по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Чувашской Республики»).
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Эти требования закона при вынесении оспариваемого судебного акта не соблюдены.
Судьей районного суда оставлены без внимания требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о всесторонности, полноте и объективности выяснения обстоятельств каждого дела, разрешении его в соответствии с законом, не дана должная оценка постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 7 апреля 2020 года, решению и.о. прокурора Мариинско- Посадского района о проведении проверки от 6 апреля 2020 года с указанием лица, в отношении кого проводится проверка, цели, основания, предмета и срока проверки, акту проверки от 6 апреля 2020 года и иным доказательствам, имеющим значение для правильного разрешения дела.
При этом судья, рассматривающий дело об административном правонарушении вправе, руководствуясь частями 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ, осуществлять не только исследование представленных доказательств, но и процессуальные действия, направленные на проверку их допустимости, относимости и достоверности, в том числе относительно места совершения вменяемого Петросяну А.О. административного правонарушения.
Допущенное нарушение процессуальных требований КоАП РФ является существенным, носит фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем постановление судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 14 мая 2020 года нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Административные правонарушения, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, являются длящимися.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, составляет 3 месяца и исчисляется с момента их обнаружения.
Поскольку в настоящее время предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения Петросяна А.О. к административной ответственности не истек, данное дело следует возвратить на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решила:
постановление судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 14 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Петросяна А.О. отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья