Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-219/2024 (2-4704/2023;) ~ М-4015/2023 от 06.10.2023

Дело № 2-219/2024 (2-4704/2023)

11RS0005-01-2023-006252-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Берниковой Е.Г.,

при секретаре Шишикиной Т.И.,

с участием прокурора Володиной В.А.,

представителя первоначального истца Хомец А.В., первоначального ответчика Акишиной Д.В., представителя первоначального ответчика Садовникова Э.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 08.02.2024 гражданское дело по иску администрации муниципального округа «Ухта» Республики Коми к Акишиной Д.В. об изъятии жилого помещения, прекращении права пользования жилым помещением, признании права собственности на жилое помещение, выселении, по встречному иску Акишиной Д.В. к администрации муниципального округа «Ухта» Республики Коми о взыскании возмещения за жилое помещение, сохранении права пользования жилым помещением,

установил:

Администрация МОГО «Ухта» (после переименования администрация муниципального округа «Ухта» Республики Коми) обратилась в суд с иском к Акишиной Д.В. об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: ...., принадлежащего на праве собственности ответчику, путем выплаты возмещения за жилое помещение в размере 446932 рубля 98 копеек, прекращении права собственности ответчика на это жилое помещение, признании за муниципальным округом «Ухта» право собственности на него, в обоснование требований указав, что жилой дом № .... по ул..... признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации МОГО «Ухта» от 05.06.2013 № 863 указанный многоквартирный дом включен в программу переселения. Квартира № .... в нем принадлежит ответчику, между МОГО «Ухта» и ответчиком соглашение об изъятии жилого помещения за 446932 рубля 98 копеек не достигнуто.

В последующем исковые требования дополнила, просила также выселить Акишину Д.В. из спорного жилого помещения. Протокольным определением суда от 08.02.2024 дополнительные исковые требования приняты к производству суда.

Акишина Д.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального округа «Ухта» Республики Коми о взыскании 1742705 рублей за изымаемое жилое помещение по адресу: ...., сохранении права пользования им в течение шести месяцев, в обоснование указала, что с предложенным размером возмещения не согласна, имеется отчет об оценке от 09.11.2023. Протокольным определением суда от 09.01.2024 исковые требования приняты к производству суда в качестве встречных.

В судебном заседании представитель первоначального истца по доверенности Хомец А.В. на заявленных требованиях настаивала, против сохранения права пользования жилым помещением за Акишиной Д.В. на предложенный ею срок не возражала.

Акишина Д.В., ее представитель по устному ходатайству, занесенному в протокол судебного заседания, Садовников Э.Л. просили встречные исковые требования удовлетворить, против изъятия жилого помещения в собственность муниципального округа «Ухта» Республики Коми не возражали.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему выводу.

На основании ч.1 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.07.2009 № 14, под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (п.20).

В силу п.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В этом случае под муниципальными нуждами понимается потребность муниципального образования в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность для жизни и здоровья граждан.

В соответствии с п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 (далее Положение), в редакции, действовавшей на момент принятия решения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.

Пунктом 2 Положения о Межведомственной комиссии по вопросам переустройства, перепланировки и использования жилых и нежилых помещений (домов) на территории МОГО «Ухта» (МВК), утвержденного постановлением руководителя администрации МОГО «Ухта» от 03.07.2007 года № 1908, действовавшим на момент принятия заключения, определено, что задачей МВК является, среди прочего, признание жилых домов непригодными для проживания в соответствии с Положением.

Как установлено вступившим в законную силу решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 23.03.2023 по гражданскому делу № 2 – 397/2023 по иску администрации муниципального образования городского округа «Ухта» к Н.В., действующей за себя и за несовершеннолетнего А.В,, Д.В. о выкупе жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд, о выселении из жилого помещения, и в силу ч.2 ст.61 ГПК РФ не подлежит доказыванию вновь, заключением Межведомственной комиссии по вопросам переустройства, перепланировки и использовании помещений (домов) на территории МОГО «Ухта» от 25.12.2008 года № 31 многоквартирный жилой дом по адресу: ...., признан аварийным и подлежащим сносу в связи с большим физическим износом и ухудшениями в процессе эксплуатации.

Постановлением руководителя администрации МОГО «Ухта» от 05.06.2013 года № 863 утверждена муниципальная программа «Переселение граждан, проживающих на территории МОГО «Ухта», из аварийного жилищного фонда с 2013 года по 01 сентября 2017 года (ред. от 31 декабря 2013 года). Согласно приложению № 1 к данной муниципальной программе в перечень аварийных многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с фактическим износом в процессе эксплуатации, помимо прочих в 1 этап программы (на 2013 -2014 годы) включен и дом №.... по ул. ..... Указанная муниципальная программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Многоквартирный жилом дом по .... входит в перечень аварийных домов, включенных в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы», утвержденную Постановлением Правительства Республики Коми от 12 апреля 2013 года № 121. До настоящего времени многоквартирный жилой дом не снесен, решение о сносе дома собственниками квартир в нем не принято.

Акишина Д.В. является собственником помещения – кв..... в указанном многоквартирном доме в связи принятием наследства, право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 16.05.2023.

Сторонами принято решение об избрании способа обеспечения жилищных прав собственника – изъятие жилого помещения путем выкупа.

В силу ч.7 ст.32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 ст.32 ЖК РФ соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Предложенный первоначальным истцом размер возмещения определен 446932 рубля 98 копеек исходя из кадастровой стоимости спорного жилого помещения, что не предусмотрено законом.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме. На основании ст.12 указанного Закона итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» устанавливает, что приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Наличие обязанности наймодателя по проведению капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: ...., на момент приватизации первого жилого помещения в нем также установлено решением суда от 23.03.2023 по гражданскому делу № 2 – 397/2023.

Оценив по правилам ст.67 ГПК РФ, с учетом требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" представленный первоначальным ответчиком отчет об оценке №144/10/2023, составленный оценщиком ФИО22, суд считает установленным, что рыночная стоимость спорного жилого помещения на дату оценки 09.11.2023 составляет 965996 рублей (включая рыночную стоимость доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме - земельный участок, доля в праве собственности на общее имущество многоквартирного дома; рыночную стоимость убытков), размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт составляет 776709 рублей, и всего размер возмещения за изымаемое жилое помещение должен составить 1742705 рублей.

В силу ст.35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Взыскание в пользу собственника возмещения за спорное жилое помещение является основанием для прекращения её права собственности и, соответственно, возникновения права муниципальной собственности после выплаты такого возмещения первоначальным истцом

Согласно ч.1 ст.35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им); если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пп. "ж" п. 20 Постановления от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", правовым последствием изъятия у собственника принадлежащего ему жилого помещения путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 32 ЖК РФ) является его выселение из этого жилого помещения.

На основании ч.6 ст. 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

Возражений против предложенного срока сохранения права пользования спорной квартирой от первоначального истца не поступило, и суд считает возможным сохранить за собственником право пользования жилым помещением в течение шести месяцев после выплаты возмещения за жилое помещение. По истечении данного времени первоначальный ответчик подлежит выселению из спорного жилого помещения.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Изъять жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Коми, ...., принадлежащее на праве собственности Акишиной Д.В., паспорт ...., путем выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение в размере 1742705 рублей.

Прекратить право собственности Акишиной Д.В., паспорт ...., на жилое помещение, расположенное по адресу: ...., после выплаты возмещения за жилое помещение администрацией муниципального округа «Ухта» Республики Коми, ИНН 1102024570.

Признать право собственности муниципального округа «Ухта» Республики Коми на жилое помещение, расположенное по адресу: ...., после выплаты возмещения за жилое помещение администрацией муниципального округа «Ухта» Республики Коми, ИНН 1102024570.

Выселить Акишину Д.В., паспорт ...., из жилого помещения, расположенного по адресу: .....

Выселение Акишиной Д.В., паспорт ....,производить по истечении шести месяцев после выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение по адресу: .....

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения 15.02.2024.

Судья Е.Г.Берникова

2-219/2024 (2-4704/2023;) ~ М-4015/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация МО "Ухта"
Прокурор г. Ухты
Ответчики
Акишина Дарья Викторовна
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Берникова Елена Геннадьевна
Дело на странице суда
ukhtasud--komi.sudrf.ru
06.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.10.2023Передача материалов судье
09.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2023Судебное заседание
20.12.2023Производство по делу возобновлено
20.12.2023Судебное заседание
09.01.2024Производство по делу возобновлено
09.01.2024Судебное заседание
08.02.2024Судебное заседание
15.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2024Дело оформлено
20.03.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
20.03.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
17.04.2024Судебное заседание
23.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее