Дело № 2-528/2017
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
<адрес> 10 июля 2017 года
Советско-Гаванский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Шорохова С.В.,
при секретаре Сизовой О.А.,
с участием представителя истца Ештокина Е.А., представителя ответчика Махлай К.В., представителя третьего лица Баринова Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Эскиной к Товариществу собственников жилья «Созвучие» об обязании произвести перерасчет платы за отопление, взыскании неосновательного обогащения, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Эскиной обратилась с иском к Товариществу собственников жилья «Созвучие» (далее ТСЖ «Созвучие») указав, что она является собственником жилого помещения – <адрес> в <адрес>. Многоквартирным домом (далее – МКД) 6а по <адрес> в <адрес> управляет ТСЖ «Созвучие», которое оказывает собственникам и нанимателям жилых помещений дома жилищно-коммунальные услуги. В период с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года ответчик выставлял ей счета на оплату коммунальной услуги по отоплению, размер платы за отопление был рассчитан исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии (далее – ОДПУ), установленного в доме. При выяснении методики произведенного расчета она установила, что ответчик учитывал только общую площадь жилых и не жилых помещений МКД, в которых сохранено центральное отопление, приобрел за счет истца <данные изъяты> рублей. Действия ответчика считает противоречащими постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку распределение объема коммунальной услуги по отоплению на основании показаний ОДПУ должно производится с учетом общей площади жилых и нежилых помещений МКД пропорционально площади жилого помещения каждого собственника или нанимателя. В добровольном порядке произвести перерасчет платы за отопление ответчик отказывается. На основании изложенного просит обязать Ответчика произвести перерасчет платы за отопление в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (по формуле 3), Взыскать с Ответчика моральный ущерб в размере - <данные изъяты> рублей, в результате причиненных Истцу моральных страданий, исходя из долгосрочного нарушения прав, в результате незаконных действий Ответчика. Взыскать с Ответчика расходы по оплате госпошлины в сумме - <данные изъяты>) рублей.
В последующем Эскиной увеличила требования и просит произвести перерасчет платы за отопление в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (по формуле 3) и взыскать с ответчика неосновательное обогащение в виде переплаты за теплоснабжение в сумме <данные изъяты> рубля, обязать Ответчика произвести сверку взаимных расчетов и устранить задолженность в платежных поручениях, а также производить начисление платы за теплоноситель согласно правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, с учетом в расчетах платы за отопление всех квадратных метров жилых и нежилых помещений вне зависимости от условий отопления отдельных помещений, в том числе в отсутствии обогревающих элементов, установленных в помещении, так как дом подключен к централизованной системе теплоснабжения. Взыскать с Ответчика моральный ущерб в размере - <данные изъяты>) рублей, в результате причиненных Истцу моральных страданий, исходя из долгосрочного нарушения прав, в результате незаконных действий Ответчика. Взыскать с Ответчика расходы по оплате госпошлины в сумме - <данные изъяты>) рублей.
Истец Эскиной в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело без её участия.
Представитель третьего лица Управление государственного контроля и лицензирования <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен. Ходатайство об отложении рассмотрения дела не представил.
В судебном заседании представитель истца Ештокина Е.А. исковые требования поддержала, дали пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении дополнительно пояснив, что в МКД 6а по <адрес> из <данные изъяты> жилых и нежилых помещений только <данные изъяты> квартир имеют централизованное отопление. Дом оборудован с <данные изъяты> года общедомовым прибором учета тепловой энергии. Ответчик в нарушение приведенных положений Правил для расчета платы за отопление Истцу берет только общую площадь жилых помещений дома, в которых имеется централизованная система отопления, в связи с чем объем потребленной домом тепловой энергии распределяется только среди собственников квартир с централизованной системой отопления, что противоречит действующему законодательству и приводит к увеличению для истца размера расходов на отопление. <данные изъяты> Истец в адрес Ответчика направил заявление о перерасчете платы, согласно правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, с учетом в расчетах платы за отопление всех квадратных метров жилых и нежилых помещений вне зависимости от условий отопления отдельных помещений, в том числе в отсутствии обогревающих элементов, установленных в помещении, так как наш дом, подключен к централизованной системе теплоснабжения. Ответ на заявление Ответчиком не дан, перерасчет не произведен. Ранее, в период <данные изъяты> годы в адрес Ответчика также неоднократно направлялись заявления, о предоставлении информации о начислениях производимых ТСЖ, в том числе платы за отопление, однако ответы Истцу не были даны. <данные изъяты> Истцом были поданы заявления о внесении платы за отопление, водоотведение ГВС и ХВС, непосредственно в ресурсоснабжающие организации: МООО Советско-Гаванский городской водоканал; МООО «Советско-Гаванские теплосети», однако данные в платежных поручениях не учитываются, в графе задолженность за предыдущие периоды указан долг, хотя задолженность отсутствует.
Представитель третьего лица ООО «Советско-Гаванские теплосети» Баринова Т.В. поддержала требования истца, пояснила, что ответчик для расчета платы за отопление Истцу берет только общую площадь жилых помещений дома, в которых имеется централизованная система отопления, чем существенно нарушает права истца и действующее жилищное законодательство, так как приводит к увеличению для истца размера расходов на отопление.
Представитель ответчика Махлай К.В. иск не признал и пояснил суду, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам )мещений перешедшим на индивидуальное отопление повлечёт причинение вреда чраняемым правам и законным интересам собственников <адрес>А <адрес>, перешедших в установленном законом порядке на автономное отопление, права которых ащищены Гражданским кодексом РФ, ст. 16 Закона о защите Прав потребителей, Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Тостановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 307. Начисление платы за услугу «отопление» по <адрес> производилось за фактически потребленную тепловую энергию пропорционально площади квартиры. Из представленных расчётов видно, что начисление Эскиной производилось на основании решения собственников, с учётом фактического потребления тепловой энергии, принципов разумности и справедливости, в рамках действующего Гражданского и Жилищного законодательства. Начисления не превышали расчётного потребления по нормативу для квартиры истца. Согласно Правилам предоставления коммуншгьныхусяуг общим правилом и принципом оплаты коммунальных услуг является фактическое предоставление исполнителем этих услуг потртитслю и пользование ими со стороны потребителя. Указанное означает, что потребители, которые не получают коммунальную услугу, отвечающую установленным стандартам и нормам, о чем исполнитель своевременно извещен, не обязан ее оплачивать. Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации) от ДД.ММ.ГГГГ N 354 не предусмотрен механизм расчета размера платы за соммунальную услугу по отоплениро в многоквартирном доме, отдельные помещения которых в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке отключены от централизованной системы отопления. Начисление платы за услугу «отопление» по <адрес> производилось за фактически потребленную тепловую энергию пропорционально площади квартиры. В случае удовлетворения исковых требований Эскиной доля поставленной в её помещением тепловой энергии снизится в пять раз, оставшаяся при этом тепловая энергия будет распределена пропорционально между собственниками фактически не получающими услугу по отоплению, что не допустимо. Ссылка истца на пункт 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, который обязывает по их мнению потребителя, проживающего в МКД, оплачивать услуги по теплоснабжению вне зависимости от того потребляет ли он теплоснабжение для отопления своего жилого помещения является несостоятельной. Между тем, при правомерном демонтаже теплопринимающих устройств в рамках переустройства в своей квартире лицо быть потребителем услуги теплоснабжения перестает, а соответственно не может быть обязано к внесению платы за непотребленные услуги. То обстоятельство, что действующий порядок расчета оплаты по теплоснабжению установленный в подзаконном акте не предусматривает раздельного учета услуг по теплоснабжению на индивидуальные и коллективные нужды, является правовым пробелом, и не может трактоваться как обязывающее к внесению платы за неоказанные услуги, и не должно нарушать права граждан, гарантированные вышестоящими по юридической силе нормативными актами: Гражданским кодексом РФ и Законом «О защите прав потребителей», предусматривающих право потребителя отказаться от любого договора, в том числе и теплоснабжения, а также Жилищным кодексом РФ, предусматривающим право на правомерное переустройство жилого помещения.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, нахожу исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Судом установлено, что Эскиной является собственником жилого помещения – <адрес> в <адрес>. Многоквартирным домом <данные изъяты> по <адрес> в <адрес> управляет ТСЖ «Созвучие», которое оказывает собственникам и нанимателям жилых помещений дома жилищно-коммунальные услуги. В период с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года ТСЖ «Созвучие» выставляло Эскиной счета на оплату коммунальной услуги по отоплению. Размер платы за отопление был рассчитан исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, установленного в доме. В МКД имеется централизованная система теплоснабжения, в МКД установлен ОДПУ поступающей в дом тепловой энергии. Все жилые и нежилые помещения МКД не оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии. Обогрев <данные изъяты> жилых и нежилых помещений осуществляется при помощи электроустановок, установленных в помещениях, в других 6 квартирах в том числе квартире истца сохранена система центрального теплоснабжения. Решений общего собрания собственников помещений дома о реконструкции МКД не принималось. Поступивший объем тепловой энергии, определенный на основании показаний ОДПУ распределяется исполнителем услуги ТСЖ «Созвучие», и на основании решения общего собрания собственников МКД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ плата за отопление начисляется пропорционально площади квартиры и показаний прибора учета тепла, путем деления объема потребления по прибору учета на площадь квартир с централизованным отоплением и помещений оборудованных отопительными приборами (ванная комната) в квартирах собственников, перешедших на автономное отопление. Согласно технического паспорта дома, составленного КГУП «<адрес>инвентаризация» на <данные изъяты> год, в доме имеется <данные изъяты> квартир <данные изъяты> нежилых помещения, общая площадь жилых помещений составляет <данные изъяты> кв.м.. Для расчетов ТСЖ использует технические паспорта жилых и нежилых помещений, представленные собственниками.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, решением общего собрания собственников МКД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о порядке начислений платы по отоплению в МКД <адрес>.
В силу ч.1, п.5 ч.2 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса
В соответствии с ч.ч.2 и 4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за тепловую энергию.
Согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее–Правила), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно п.36 Правил, расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами.
В соответствии с п.п.40, 42.1 Правил потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В данном случае коммунальная услуга по отоплению жильцами МКД вносится только в течение отопительного периода.
Согласно п.3 Приложения № к Правилам, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты в течение отопительного периода по формуле 3:
,
где:
- объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом. В случаях, предусмотренных пунктами 42.1 и 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;
- общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома;
- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В нарушение приведенных положений Правил для расчета платы за отопление не берется общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, в связи с чем объем потребленной домом тепловой энергии распределяется некорректно, что противоречит действующему законодательству.
С учетом изложенного, суд считает возможным возложить на ответчика обязанность производить истцу расчет платы за отопление в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые не предусматривают исключения из общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, площади помещений в которых отсутствуют отопительные приборы, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный жилой дом.
Поскольку точные данные об общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома суду сторонами не представлены, в резолютивной части решения суд считает необходимым указать, что эту площадь необходимо определять в соответствии с указанной в техническом (кадастровом) паспорте многоквартирного дома.
Доводы ответчика в части правомерности неначисления платы за отопление собственникам квартир, которые демонтировали в квартирах и нежилых помещениях часть внутридомовой системы теплоснабжения суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусматривает, что система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пункт 21 части 2 статьи 2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 36).
Пункт 1 части 3 и часть 4 статьи 29 названного Федерального закона также определяют, что системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха и установленные в проектной документации требования к режиму их функционирования должны обеспечивать при принятых с учетом требований статьи 30 этого Федерального закона расчетных значениях теплотехнических характеристик ограждающих строительных конструкций соответствие расчетных значений таких параметров микроклимата помещений, как температура воздуха внутри здания или сооружения, требуемым значениям для теплого, холодного и переходного периодов года, установленным исходя из необходимости создания благоприятных санитарно-гигиенических условий; расчетные значения должны быть определены с учетом назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях.
По смыслу приведенных норм, система инженерно-технического обеспечения, в том числе предназначенная для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации. При этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.
Ограничения по температуре воздуха (до 12 градусов Цельсия) предусмотрены строительными нормами и правилами СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", принятыми и введенными в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу ДД.ММ.ГГГГ N 115 (абзац второй подпункта "б" пункта 5.1).
Приведенное правовое регулирование исключает возможность самостоятельного демонтажа, отключения обогревающих элементов, самовольного увеличения поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, а также несанкционированного подключения оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или внесение изменений в эту систему, осуществления регулирования внутриквартирного оборудования или совершения иных действий, в результате которых в помещении в многоквартирном доме будет поддерживаться температура воздуха ниже 12 градусов Цельсия, однако не отменяет право гражданина, использующего энергию для бытового потребления в необходимом ему количестве, а также право снижать тепловую нагрузку до определенных значений.
С учетом договорного характера отношений по предоставлению коммунальных услуг утверждение заявителя о том, что он вынужден оплачивать услуги, которые не потреблял, нельзя признать обоснованными.
Пунктом 1 ст.290 ГК РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с ч.4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
В соответствии с п.1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно пункту 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003г. №, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности и разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Судом установлено, что собственники более половины квартир самовольно произвели работы по демонтажу радиаторов отопления в квартире, т.е. произвели переустройство жилого помещения. Согласия всех собственников помещения в данном доме на изменение параметров инженерной системы не имеется.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производительной площади, объема).
Снятие обогревающих элементов внутридомовой системы отопления приводит к изменению параметров данной инженерной системы отопления. Таким образом, перевести дом или его часть на другую систему отопления возможно только путем реконструкции.
В соответствии с п.п. 1 пункта 2 ст. 44 ЖК РФ решение о реконструкции многоквартирного дома может принять только общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Кроме этого, в соответствии с п.1 ст. 36 ЖК РФ и п.6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Таким образом, жилые помещения дома переустроены в нарушение установленного порядка в соответствии со ст. 29 ЖК РФ подлежат приведению в прежнее состояние.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ч. 1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ч. 1 ст. 544 ГК РФ).
Поскольку дом, в котором находится в собственности квартира истца, является многоквартирным, договор на снабжение тепловой энергией заключается на дом, а не на отдельно взятые жилые помещения.
В соответствии с Правилами подключения к системам теплоснабжения, утв. пост. Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, настоящие Правила определяют порядок подключения теплопотребляющих установок, тепловых сетей и источников тепловой энергии к системам теплоснабжения.
2. Для целей настоящих Правил используются следующие основные понятия:
"подключаемый объект" - здание, строение, сооружение или иной объект капитального строительства, на котором предусматривается потребление тепловой энергии, тепловые сети или источник тепловой энергии;
Жилое помещение истца не является зданием, строением или иным объектом капитального строительства, а только составной его частью.
Частью 15 статьи 14 Федерального закона N 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.
Исходя из положений статьи 154 ЖК РФ и собственники, и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме вносят плату по содержанию общего имущества дома.
Следовательно, предусмотренный Правилами порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению, в соответствии с которым учитывается вся площадь (жилых и нежилых помещений) многоквартирного дома, и плата за услугу по отоплению вносится потребителем этой услуги совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды, согласуется с положениями ЖК РФ и не противоречит части 1 статьи 13 Федерального закона N 190-ФЗ, части 1 статьи 37 Закона о защите прав потребителей.
Требования произвести сверку взаимных расчетов и устранить задолженность в платежных поручения, связанную с оплатой Эскиной коммунальной услуги по отоплению непосредственно ресурсоснабжаюей организации подлежат удовлетворению, поскольку согласно абз. 2 п. 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Поскольку судом установлены со стороны исполнителя коммунальной услуги нарушения прав потребителя. подлежат удовлетворению его требования о компенсации морального вреда.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей", а также разъяснениями содержащимися в п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 17 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд принимает во внимание тот факт, что ответчик не принимает мер к соблюдению всеми потребителями жилищного законодательства, исходя из обстоятельств дела, учитывая характер причиненных потерпевшим физических и нравственных страданий, индивидуальные особенности потерпевшего, требования разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
При этом требования истца произвести перерасчет платы за отопление в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (по формуле 3) и взыскать с ответчика неосновательное обогащение в виде переплаты за теплоснабжение в сумме <данные изъяты> рубля за период с <данные изъяты> года не подлежат по следующим основаниям.
Несмотря на некорректный расчет платы отопление, суд не усматривает признаков обогащения ответчика за счет истца.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ 1. Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
2. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Из представленных сторонами расчетов следует, что за спорный период времени количество потребляемой МКД тепловой энергии через централизованную систему отопления, и соответственно начисленная истцу за этот период плата, намного ниже норматива. Данная экономия сложилась не из-за принятых мер по энергосбережению, а за счет того, что <данные изъяты> жилых и нежилых помещениях часть тепловой энергии, которая также направлялась на сохранение теплового баланса всего жилого здания, генерировалась за счет электроустановок. Таким образом, истец также пользовался тепловой энергией, плата за которую ему не насчитывалась.
При таких обстоятельствах снижение начисленной истцу платы за спорный период на <данные изъяты> рубля и соответственно взыскание этой суммы с ответчика в пользу истца приведет к злоупотреблению своим правом и необоснованному обогащению истца.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.198, 98 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Эскиной удовлетворить частично.
Обязать Товарищество собственников жилья «Созвучие» произвести сверку взаимных расчетов и устранить задолженность в платежных поручения, связанную с оплатой Эскиной коммунальной услуги по отоплению непосредственно ресурсоснабжаюей организации.
Обязать Товарищество собственников жилья «Созвучие» производить начисление платы за отопление в соответствии с формулой 3 приложения № к «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного <адрес> в <адрес>, определенной в соответствии с техническим (кадастровым) паспортом многоквартирного дома.
Взыскать с Товарищества собственников жилья «Созвучие», ИНН <данные изъяты> в пользу Эскиной компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, штраф в размере <данные изъяты> рублей, судебные расходы размере <данные изъяты>) рублей, а всего <данные изъяты>) рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Советско-Гаванский городской суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия.
Судья подпись С.В. Шорохов
Копия верна С.В. Шорохов