Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
31 мая 2021 года г. Нягань
Судья Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Вараксин П.В.,
с участием должностного лица Волоснева О.Г.,
заместителя прокурора г. Нягани Брюхиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МАОУ МО г. Нягань «СОШ № 6 имени А.И. Гордиенко» Волоснева О.Г. на постановление мирового судьи судебного участка № Няганского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от дата, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении директора МАОУ МО г. Нягань «СОШ № 6 имени А.И. Гордиенко» Волоснева О.Г., <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка судебного участка № Няганского судебного района ХМАО – Югры от дата года директор МАОУ МО г. Нягань «СОШ № 6 имени А.И. Гордиенко» Волоснев О.Г. (далее директор, должностное лицо) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с постановлением мирового судьи, Волоснев О.Г. обратился в Няганский городской суд с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении отменить ввиду его незаконности и необоснованности.
Поданная жалоба мотивирована должностным лицом тем, что в рамках утвержденного образовательного процесса количество приобретенных учебников достаточно, чтобы обеспечить ими детей во время уроков, так как по предметам «Технология», «ОБЖ», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Физкультура» домашние задания не задаются. Такой образовательный процесс был определен школой, не противоречит требованиям имеющейся лицензии, из чего следует, что для обеспечения каждого ребенка учебников в домашних условиях не требуется, за исключением детей, не посещающих занятия в силу состояния здоровья. Таких детей школа обеспечивает учебниками.
В ходе судебного заседания Волоснев О.Г. на доводах апелляционной жалобы настаивал, суду пояснил, что Прокурором города Нягани не представлено доказательств возникновения отрицательных последствий в связи с наличием установленного количества учебников, а также не доказана и угроза возникновения таких последствий. Кроме того, Прокурором не дана оценка учебному процессу и качеству предоставляемой образовательной услуги, что исключает возможность признать действия должностного лица как правонарушение лишь по формальному признаку недостаточного количества учебников.
Заместитель Прокурора города Нягани Брюхина Н.В. указала на наличие в действиях Волоснева О.Г., как должностного лица, состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, поскольку обеспеченность учебной литературой на каждого ученика прямо предусмотрена действующим законодательством.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Прокуратурой г. Нягани проведен анализ соблюдения в МАОУ МО г. Нягань «СОШ № 6 имени А.И. Гордиенко» законодательства об образовании, по результатам которого, установлено, что директор МАОУ МО г. Нягань «СОШ № 6 имени А.И. Гордиенко» Волоснев О.Г., находясь в служебном помещении, расположенном по адресу: <адрес> допустил нарушение образовательной деятельности, не связанной с извлечением прибыли, а именно грубо нарушил требования ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пп. «е» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, предусмотренных лицензией на осуществление образовательной деятельности № 3158 от 13.08.2018, выданной Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Так МАОУ МО г. Нягань «СОШ № 6 имени А.И. Гордиенко» установлена ненадлежащая укомплектованность учебниками по предметам «Музыка» «ОБЖ», «Технология», «Физкультура, «Изобразительное мскусство».
В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с примечанием к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно ст.91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность, подлежит лицензированию.
Согласно ч. 1 ст. 35 Закона об образовании организациями, осуществляющими образовательную деятельность, обучающимся бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Приобретение образовательными учреждениями учебников и учебных пособий осуществляется в рамках предоставляемых квот и на основании заявок, формируемых школой с учетом перечня рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе учебных изданий, приобретаемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1897 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Согласно пункту 1 указанного Стандарта федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Согласно пункту 26 вышеназванного Стандарта учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать, в том числе, укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой.
Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) согласно ч. 2 ст. 18 Закона об образовании устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, в соответствии с которыми норма обеспеченности образовательной деятельности при получении общего образования учебными изданиями определяется исходя из расчета:
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы; не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету.
Как следует из обжалуемого постановления, материалами прокурорской проверки установлена ненадлежащая укомплектованность учебниками по числу зачисленных детей, в частности:
по предмету «Физкультура» для учащихся 5-7 классов имеется 75 учебников, что составляет обеспеченность 14%, для учащихся 8 класса имеется 40 учебников, что составляет обеспеченность 24%, для учащихся 9 класса имеется 40 учебников, что составляет обеспеченность 24%;
по предмету «Музыка» для учащихся 5 классов имеется 40 учебников, что составляет обеспеченность 21%, для учащихся 6 класса имеется 40 учебников, что составляет обеспеченность 19%, для учащихся 7 класса имеется 65 учебников, что составляет обеспеченность 44%, для учащихся 8 класса имеется 40 учебников, что составляет обеспеченность 24%, для учащихся 9 класса имеется 40 учебников, что составляет обеспеченность 24%;
по предмету «Технология» для учащихся 5 классов имеется 40 учебников, что составляет обеспеченность 21%, для учащихся 6 класса имеется 40 учебников, что составляет обеспеченность 19%, для учащихся 7 класса имеется 40 учебников, что составляет обеспеченность 27%, для учащихся 8 класса имеется 40 учебников, что составляет обеспеченность 24%, для учащихся 9 класса имеется 40 учебников, что составляет обеспеченность 24%;
по предмету «ИЗО» для учащихся 5 классов имеется 26 учебников, что составляет обеспеченность 14%, для учащихся 7 класса имеется 40 учебников, что составляет обеспеченность 27%, для учащихся 8 класса имеется 15 учебников, что составляет обеспеченность 9%;
по предмету «ОБЖ» для учащихся 8 класса имеется 50 учебников, что составляет обеспеченность 30%.
Указанные обстоятельства директор МАОУ МО г. Нягань «СОШ № 6 имени А.И. Гордиенко» Волоснев О.Г. в судебном заседании не оспаривал. При этом пояснил, что такое положение продиктовано решением школьного совета, так как в силу особенностей перечисленных предметов по ним домашние задания не задаются, следовательно, у учащегося отсутствует необходимость иметь в домашних условиях учебник. При этом на период образовательного процесса в школе, учащиеся учебниками обеспечиваются в достаточном количестве.
Как указано выше, состав правонарушения ч.3 ст.19.20 КоАП РФ не является формальным и предполагает грубое нарушение требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). При этом понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно п.9 "Положения о лицензировании образовательной деятельности", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности" установлено, что к грубым нарушениям лицензионных требований относятся, в том числе и нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "ж" пункта 7 и подпунктами "б", "д" и "е" пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (п.9).
Частью 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусматривает, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Исследованные материалы дела свидетельствуют об отсутствии доказательств наличия указанных выше грубых нарушений условий лицензирования образовательного процесса в МАОУ МО г. Нягань «СОШ № 6 имени А.И. Гордиенко».
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Учитывая указанные требования КоАП РФ, а также отсутствие доказательств грубого нарушения условий лицензирования у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для допроса специалиста Роспотребнадзора, о чем было заявлено заместителем Прокурора города Нягани в ходе судебного заседания.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности должностного лица, так как материалы административного дела не содержат доказательств грубого нарушения лицензирования, а выявленное Прокурором города Нягани нарушение в виде неукомплектованности учебниками является формальным нарушением и само по себе не может образовывать состав вмененного правонарушения.
Кроме того, суд соглашается с мнением должностного лица о том, что ни мировым судьёй, ни Прокурором города Нягани не установлено влияние количества имеющихся учебников на образовательный процесс и качество предоставляемой учреждением услуги в области преподавания таких предметов как «Технология», «ОБЖ», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Физкультура».
Статьёй 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Определяя оспариваемое постановление мирового судьи, как вынесенное с нарушениями процессуальных норм, суд отмечает, что в соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 названного Кодекса, составляет три месяца.
Согласно материалам дела обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Учреждения к административной ответственности, имели место дата, следовательно, срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, начал исчисляться с указанной даты и истек дата
В силу п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений ст.4.5 и п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░. ░░░░░░ «░░░ № 6 ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 3 ░░░░░░ 19.20 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░