Гражданское дело №2-97/2023
49RS0006-01-2023-000107-93
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сусуман 2 августа 2023 года
Сусуманский районный суд Магаданской области в составе:
председательствующего судьи Тигор Н.А.,
при помощнике судьи Боднарь Е.В.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Сусуманского района Магаданской области Горюновой А.В.,
представителя ответчика - Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Сусуманский профессиональный лицей» - Гончаровой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Сусуманского районного суда гражданское дело по иску и.о. прокурора Сусуманского района, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству образования Магаданской области, Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Сусуманский профессиональный лицей» о возложении обязанности,
у с т а н о в и л а:
И.о. прокурора Сусуманского района Магаданской области обратился в Сусуманский районный суд Магаданской области с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Министерству образования Магаданской области, Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Сусуманский профессиональный лицей» (далее – ГБПОУ «Сусуманский профессиональный лицей», Лицей) о возложении обязанности. В обоснование требований указал, что в ходе проверки, проведенной в мае 2023 года в ГБПОУ «Сусуманский профессиональный лицей», установлено, что кровля спортивного зала и столовой Лицея находятся в неудовлетворительном состоянии и в связи с создавшейся угрозой обвала нуждается в капитальном ремонте. В связи с изложенным, просил возложить на Министерство образования Магаданской области обязанность выделить денежные средства на капитальный ремонт кровли спортивного зала и столовой образовательного учреждения в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу; возложить на ГБПОУ «Сусуманский профессиональный лицей» обязанность произвести капитальный ремонт кровли спортивного зала и столовой в течение 4 месяцев с момента выделения денежных средств.
Административным ответчиком Министерством образования Магаданской области в письменном отзыве на исковое заявление возражений относительно необходимости проведения в здании Лицея капитального ремонта кровли не высказано, приведены доводы об особенностях порядка определения объема и условий предоставления субсидий из областного бюджета в связи с чем указано на возможность исполнения решения суда в срок не ранее 1 октября 2024 года.
В судебном заседании представитель административного истца доводы иска подержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика Гончарова С.В. в судебном заседании заявила о признании иска и наличии сложившейся в течение более 3-х лет острой необходимости в проведении указанных прокурором работ, получении по указанию Министерства образования области положительного заключения комиссии, составлении проектно-сметной документации на ремонт кровли, направлении неоднократных заявок на выделение денежных средств, оставленных Учредителем Лицея (Министерством образования Магаданской области) без исполнения. Невозможность проведения капитального ремонта связала с отсутствием финансирования и сложностями доведения денежных средств из бюджета, в связи с чем, ссылаясь на дату рассмотрена дела судом, необходимый для вступления решения суда в законную силу срок, с которым прокурором связывается возникновение у Министерства образования области обязанности по выделению средств, следующий за ним осенний период, исключающий возможность проведения внешних капитальных работ в Учреждении, просила установить срок для исполнения Лицеем возложенных обязанностей до осени 2024 года.
Представитель Министерства образования Магаданской области в судебное заседание не явился, ответчик уведомлен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил, в связи с чем суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Заслушав участников процесса, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, указанным Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.
Согласно положениям статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, а именно создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 41 Федерального закона №273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Статьей 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу абзаца 10 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования определены как обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регламентировано, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Их соблюдение является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СП 2.4.3648-20), которые направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 2.5.3 СП 2.4.3648-20 стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражении грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.
В соответствии с пунктом <адрес> 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.
ГБПОУ «Сусуманский профессиональный лицей» является юридическим лицом, функции и полномочия Учредителя которого осуществляет Министерство образования и молодежной политики Магаданской области (п.1.6, 1.4 Устава).
Основной целью деятельности Лицея является образовательная деятельность
(п. 2.2 Устава).
Имущество ГБПОУ «Сусуманский профессиональный лицей» является государственной собственностью Магаданской области, финансовое обеспечение учреждения осуществляется в виде субсидий из областного бюджета (п. 6.1, 6.3, 6.6 Устава). Представитель ГБПОУ «Сусуманский профессиональный лицей» пояснила в судебном заседании, что финансирование Лицея осуществляется только учредителем, иной приносящей доход деятельности Лицей не выполняет.
Лицей несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к его компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 3.5 Устава).
В ходе проверки деятельности ГБПОУ «Сусуманский профессиональный лицей», проведенной 25 мая 2023 года прокуратурой Сусуманского района Магаданской области, установлено, что кровля спортивного зала и столовой покрыта рулонным материалом, который со временем пришел в негодность, по всей его поверхности пошли трещины, в связи с чем образовались протечки, нарушилось потолочное перекрытие (деформировалась и прогнулась деревянная вагонка), что создает угрозу обрушения перекрытия, опасность для проведения занятий в помещении со студентами. Из представленного ГБПОУ «Сусуманский профессиональный лицей» Заключения комиссии, следует, что эксплуатация спортивного зала для дальнейших занятий непригодна, так как создает опасность для жизни и здоровья обучающихся.
Также установлено, что имеющиеся протечки кровли спортивного зала и столовой имеют место в течение трех лет, при этом помещение спортивного зала в периоды выпадения осадков (дождя) или таяния снега – фактически не эксплуатируется.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и, в целом, не оспариваются сторонами. С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Сусуманского района подлежат удовлетворению.
При определении срока, в течение которого установленные нарушения подлежат устранению, судом учитываются доводы ответчика - ГБПОУ «Сусуманский профессиональный лицей» и представленная им проектно-сметная документация о том, что стоимость капитального ремонта спортивного зала составляет 12 948 100 рублей, а ремонта кровли столовой 938 630 рублей, денежные средства на это не выделены, самостоятельно образовательное учреждение устранить нарушения не может, финансирование от Учредителя на эти цели, несмотря на многочисленные заявки и обращения, не поступало. Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика Гончарова С.В., поиск подрядной организации, заключение договора и проведение самого капитального ремонта будет осуществлено Лицеем только после поступления от Учредителя денежных средств в достаточном объеме, и займет от 3 до 4 месяцев, в связи с чем, в целом выразила согласие с предложенным прокурором сроком выполнения возложенных обязанностей, вместе с тем отметила, что, ввиду климатических особенностей Сусуманского района Магаданской области, приступить к выполнению работ подрядная организация сможет не ранее мая – июня 2024 года.
По мнению суда требуемый истцом месячный срок для исполнения решения о выделении денежных средств в значительном размере (с учетом особенностей бюджетного финансирования, необходимости принятия значительного количества мер для выполнения возложенных обязанности, при выполнении самих работ – климатических особенностей Сусуманского района) является недостаточным для исполнения подлежащих возложению на Министерство образования Магаданской области обязанности. С учетом изложенного при определении срока, в течение которого установленные нарушения подлежат устранению, суд исходит из требований разумности и исполнимости судебного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 4909085721) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░░░░░░░, ░░.░░░░░░░░, ░.15).
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░ 4905001865) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░░░░░░░, ░░.░░░░░░░░, ░.15).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 7 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░