Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1854/2019 ~ М-1463/2019 от 16.09.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 октября 2019 года Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи        Панковой М.А.,

при секретаре судебного заседания        Добиной Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело              № 3а-1854/2019 по административному исковому заявлению Зоткина В.В., Лященко С.В., Котова С.В., Митрошенко Л.И. к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, в котором просили восстановить срок для обращения в суд и

установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , общей площадью 106,3 кв.м., этаж № 1, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 года в размере 1 729 594 рубля,

установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , общей площадью 110,1 кв.м., этаж № 3, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 года в размере 1 653 223 рубля,

установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , общей площадью 104,3 кв.м., этаж № 2, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 09.08.2013 года в размере 1 566 132 рубля,

установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , общей площадью 89,6 кв.м., этаж № 3, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 09.08.2013 года в размере 1 352 655 рублей.

Требования мотивированы тем, что административным истцам на праве собственности принадлежат указанные объекты недвижимости, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административных истцов как плательщиков налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется из кадастровой стоимости нежилых помещений.

На основании изложенного, административные истцы считают, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке, просят требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель административных истцов по доверенностям от 23.08.2019 года № , от 13.06.2019 года № , от 02.09.2019 года № , от 22.08.2019 года № Савватеев Н.Н. заявленные требования поддержал на основании доводов, изложенных в административном исковом заявлении, просил административный иск удовлетворить.

Представители Управления Росреестра по Самарской области, Правительства Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, администрации городского округа Тольятти Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменный отзыв на административный иск, в котором оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда.

Иные участвующие в деле лица письменных возражений на административное исковое заявление в адрес суда не направили.

В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав представителя административных истцов, изучив материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.

В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Установлено, что нежилое помещение с кадастровым номером , общей площадью 106,3 кв.м., этаж № 1, расположенное по адресу: <адрес>, на праве собственности принадлежит Зоткину В.В. на основании акта приемки законченного строительством объекта от 07.03.2002 года, распоряжения заместителя мэра г.Тольятти от 15.03.2002 года № , договора о долевом участии в строительстве от 10.03.1998 года № , передаточного акта от 31.03.2002 года, договора купли-продажи от 02.04.2012 года, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 13.04.2012 года, актом приемки законченного строительством объекта от 07.03.2002 года, распоряжением заместителя мэра г.Тольятти от 15.03.2002 года № , договором о долевом участии в строительстве от 10.03.1998 года № , передаточным актом от 31.03.2002 года, договором купли-продажи от 02.04.2012 года и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 22.05.2019 года.

Нежилое помещение с кадастровым номером , общей площадью 110,1 кв.м., этаж № 3, расположенное по адресу: <адрес>, на праве собственности принадлежит Лященко С.В. на основании акта приемки законченного строительством объекта от 07.03.2002 года, распоряжения заместителя мэра г.Тольятти от 15.03.2002 года № , договора о долевом участии в строительстве от 02.02.2001 года № , передаточного акта от 31.03.2002 года, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 31.05.2004 года, актом приемки законченного строительством объекта от 07.03.2002 года, распоряжением заместителя мэра г.Тольятти от 15.03.2002 года № , договором о долевом участии в строительстве от 02.02.2001 года № , передаточным актом от 31.03.2002 года и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 14.06.2019 года.

Нежилое помещение с кадастровым номером , общей площадью 104,3 кв.м., этаж № 2, расположенное по адресу: <адрес>, на праве собственности принадлежит Митрошенко Л.И. на основании договора купли-продажи от 22.10.2015 года, что подтверждается договором купли-продажи от 22.10.2015 года и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 14.06.2019 года.

Нежилое помещение с кадастровым номером , общей площадью 89,6 кв.м., этаж № 3, расположенное по адресу: <адрес>, на праве собственности принадлежит Котову С.В. на основании договора купли-продажи от 04.02.2011 года, что подтверждается договором купли-продажи от 04.02.2011 года и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 12.09.2019 года.

Постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 года       № 118 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области.

Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24.07.2013 года составляет                        3 146 029 рублей 29 копеек, кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24.07.2013 года составляет 3 258 493 рубля 18 копеек, кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 09.08.2013 года составляет 2 651 780 рублей 10 копеек, кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 09.08.2013 года составляет 1 943 816 рублей 15 копеек, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 22.05.2019 года, от 13.06.2019 года, от 12.08.2019 года, от 24.05.2019 года.

Административные истцы, будучи собственниками спорных объектов, являются плательщиками налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет муниципального образования. Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является кадастровая стоимость объектов недвижимости.

Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Установление кадастровой стоимости нежилых помещений размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административных истцов как плательщиков налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости.

Согласно статье 24.18 Федерального закона РФ от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

При таких обстоятельствах и на основании ст. 24.18 Федерального закона РФ от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, ч.1 ст. 245 КАС РФ, обращение административных истцов в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости является обоснованным.

В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик спорных нежилых помещений, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административным истцам срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости рассматриваемых объектов недвижимости.

Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.

В силу ст. 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объектов оценки их рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.

Административными истцами в обоснование своих требований представлены отчет об оценке ООО «Бюро оценочных технологий» от 11.09.2019 года № .

Из отчета усматривается, что объектами оценки являлись нежилые помещения с кадастровыми номерами , , , , по состоянию на 24.07.2013 года итоговая величина рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером составила 1 729 594 рубля, итоговая величина рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером составила 1 653 223 рубля, по состоянию на 09.08.2013 года итоговая величина рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером составила 1 352 655 рублей, итоговая величина рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером составила 1 566 132 рубля.

Общие требования к отчету об оценке установлены в ст.11 Федерального закона РФ «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.

В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена по состоянию на дату определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в Отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости нежилых помещений основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами.

С учетом изложенного, оснований полагать, что представленные административными истцами Отчет об оценке не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.

Согласно статье 12 Федерального Закона Российской Федерации N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами , , , , содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.

Суд считает возможным принять отчет об оценке, подготовленный ООО «Бюро оценочных технологий» в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами , , , по состоянию на даты их оценки и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанного отчета.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административных истцов подлежат удовлетворению.

Установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что административные истцы не обращались в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, дата их обращения в суд - 16.09.2019 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Зоткина В.В., Лященко С.В., Котова С.В., Митрошенко Л.И. к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , общей площадью 106,3 кв.м., этаж № 1, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 года в размере 1 729 594 рубля.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , общей площадью 110,1 кв.м., этаж № 3, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 года в размере 1 653 223 рубля.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , общей площадью 104,3 кв.м., этаж № 2, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 09.08.2013 года в размере 1 566 132 рубля.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , общей площадью 89,6 кв.м., этаж № 3, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 09.08.2013 года в размере 1 352 655 рублей.

Датой подачи административного иска в суд считать 16 сентября 2019 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 14 октября 2019 года.

Председательствующий:                           Панкова М.А.

3а-1854/2019 ~ М-1463/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лященко С.В.
Зоткин В.В.
Котов С.В.
Митрошенко Л.И.
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Правительство Самарской области (через Министерство имущественных отношений Самарской области)
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Администрация городского округа Тольятти Самарская область
Суд
Самарский областной суд
Судья
Панкова М. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
16.09.2019Регистрация административного искового заявления
17.09.2019Передача материалов судье
18.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
18.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.10.2019Судебное заседание
14.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее