Дело №12-12/2021
УИД 18RS0009-01-2020-003338-86
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
13 апреля 2021 года г. Воткинск
Судья Воткинского районного суда Удмуртской Республики Караневич Е.В., с участием законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, генерального директора ООО «ЖКХ Энергия» Кошкина В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «ЖКХ Энергия» Кошкина Владимира Петровича на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Неустроева Максима Сергеевича от 20.11.2020г., которым ООО «ЖКХ Энергия» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.13 ч. 4 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «ЖКХ Энергия» постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики Неустроева М.С. от 20.11.2020г. привлечен к административной ответственности по ст. 8.13 ч. 4 КоАП РФ и ему было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «ЖКХ Энергия» Кошкин В.П. обратился в суд с жалобой, поданной в установленный срок, в которой указал, что не согласен с постановлением должностного лица по следующим основаниям.
ООО «ЖКХ Энергия» осуществляет свою деятельность по обеспечению услугами по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению населения, учреждений социальной сферы (образования, культуры) муниципальных образований поселений Воткинского района: «Июльское», «Светлянское», «Кукуевское», «Болгуринское». Имущество, предназначенное для осуществления деятельности передано ООО «ЖКХ Энергия» по договору аренды, заключенному с Администрацией муниципального образования «Воткинский район». В соответствии с условиями договора аренды ООО «ЖКХ Энергия» обязано использовать арендованное имущество исключительно по целевому назначению, указанному в настоящем договоре для обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения, теплоснабжения потребителей и водоотведения, не прекращать и не приостанавливать хозяйственную деятельность, связанную с водоснабжением и теплоснабжением населения, организаций, предприятий и объектов социальной сферы и водоотведением.
При вынесении постановления о назначении наказания не принято во внимание, что правонарушение не повлекло причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде, а также не повлекло за собой причинение ущерба государству, обществу и (или) гражданам (иным лицам).
Назначенное административным органом наказание является несправедливым и несоразмерным характеру совершенного правонарушения.
ООО «ЖКХ Энергия» является субъектом малого предпринимательства. Одним из видов предоставляемых услуг является услуга по водоотведению сточных вод от населения, объектов социальной сферы и иных организаций. Данная услуга относится к регулируемым видам деятельности. Для осуществления указанной услуги 000»ЖКХ Энергия» обслуживает очистные сооружения, КНС и сети канализации протяженностью 10,67 км в с. Июльское. Тарифы на водоотведение на 2020 год установлены Постановлением Министерства энергетики и ЖКХ Удмуртской Республики от 20.08.2019 года №16/5 с учетом ограничения роста платежей граждан.
Сточные воды проходят биологическую очистку. Для сброса сточных вод в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики получено Решение о предоставлении водного объекта в пользование за номером №18- 10.01.01.012-Р-РСБХ-С-2017-01662\00. В целях контроля качества сточных вод разработан проект нормативов допустимого сброса, в котором перечислены вещества допустимые к сбросу и их концентрация. На основании проекта получено разрешение на сброс загрязняющих веществ за №263 в Управлении Росприроднадзора по УР.
Согласно Решения ООО «ЖКХ Энергия» ежеквартально обязана предоставлять в МПР и Камское БВУ сведения:
-о результатах наблюдений за качеством поверхностных вод в фоновом створе, расположенном 100 метров выше по течению реки от места сброса и контрольном створе, расположенном 100 метров ниже по течению реки;
-о результатах учета объема сброса сточных вод и их показателей качества;
-о выполнении плана водоохранных мероприятий.
После предоставления в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды отчета «Сведения, полученные в результате учета качества сточных вод и (или) дренажных вод» за 3 квартал 2020 года были выявлены нарушения.
По поводу засорения р. Июль в 3 квартале 2020 года дает следующие пояснения: Сульфаты в сточной воде выросли в результате того, что для снижения фосфатов в сточные воды вводился сульфат аммония, Фосфаты снизили ниже НДС, но при этом увеличился сброс сульфатов в 1,5 раза. По результатам анализов 1 квартала 2020 года в сточной воде обнаружены бактерии, которые тоже регламентируются. Для снижения количества бактерий в сточные воды вводили раствор хлорной извести, в результате бактерии ликвидированы, но получили превышение по хлоридам.
Согласно СанПиН 2.1.5.980-00 ПДК стока для человека намного выше. Фактические результаты загрязняющих веществ в сточной воде с очистных их не превышают.
Считает, что:
- превышение фактического сброса над разращённым незначительное, не более чем в 2 раза,
- НДС для сброса вод в реку очень жесткий и выполнить его на очистных с неравномерным расходом сточных вод очень сложно.
В августе 2020 года в отношении ООО «ЖКХ Энергия» возбуждено дело об административном правонарушении. Административное правонарушение заключается в том, что не были проведены наблюдения за водным объектом согласно условий водопользования и не представлен отчет по наблюдениям.
В третьем квартале 2020 года наблюдения за водным объектом были проведены и затраты на их проведение только за один квартал составили 27096 рублей.
Также необходимо вести контроль качества сточных вод на входе на очистные сооружения и сбросе их в реку. Затраты на контроль качества только за один квартал составляют около 28000 рублей.
Тарифы на водоотведение на 2020 год установлены Постановлением Министерства энергетики и ЖКХ Удмуртской Республики от 20.08.2019г№ 16/5 с учетом ограничения роста платежей граждан.
В соответствии с расчетами стоимости работ по контролю сточных вод, необходимых для исполнения требований Министерства природных ресурсов и Камского БВУ, ежегодные плановые расходы составляют в размере 220 тыс. руб. Несмотря на то, что в адрес органа регулирования организацией ООО «ЖКХ Энергия» предоставлены все подтверждающие документы по расходам на контроль сточных вод, при принятии тарифов на 2019 год органом регулировании указанные расходы не предусмотрены, на 2020 год предусмотрены в размере 52,11 тыс. руб. Фактические расходы на контроль сточных вод за 2019 год составили в размере 74,66 тыс. руб. Деятельность ООО «ЖКХ Энергия» по водоотведению является убыточной. За 2019 год доходы по указанной деятельности составили 1024 тыс. руб., расходы 1400 тыс. руб. (без учета единого налога в размере 10 тыс. руб.), убыток составил в размере 376 тыс. руб.. Размер недополученных доходов составил за 2019 год в размере 358 тыс. руб. в связи завышенными плановыми объемами стоков в количестве 52,4 тыс. куб. метров при расчете валовой выручки (доходов) органом регулирования. Фактическое количество принятых объемов стоков за 2019 год составил - 42,28 тыс. куб. метров.
В связи с выше перечисленными обстоятельствами организация не имеет возможности выполнять все требования по контролю качества сточных и поверхностных вод по причине недостатка средств.
В связи со сложившейся ситуацией по санитарно-эпидемиологической обстановке и особенностей распространения новой корона вирусной инфекции (COVID-19) в 2020 году увеличились неплатежи населения за оказанные услуги по водоотведению. Оплата штрафа 150 000 руб. может привести к невозможности осуществления деятельности ООО «ЖКХ Энергия».
Считает, что при вынесении постановления не было учтены фактические обстоятельства совершения правонарушения, не было учтено отсутствие негативных последствий, не представляющих существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, и не принято решение об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения.
Просит освободить ООО «ЖКХ Энергия» совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, в случае непринятия решения об освобождении от наказания назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа.
Законный представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, генерального директора ООО «ЖКХ Энергия» Кошкин В.П. в судебном заседании доводы жалобы поддержал. Судье пояснил, что
В судебном заседании должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики Неустроев М.С., будучи извещен надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебном заседании не присутствует, о причинах неявки судью не уведомил.
Жалоба в порядке п. 4 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ рассмотрена в отсутствие должностного лица.
Исследовав материалы дела, выслушав заявителя, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4 статьи 35 названного Кодекса).
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (пункт 1 статьи 34 упомянутого закона).
Как следует из обжалуемого постановления, ООО «ЖКХ Энергия» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ст. 8.13 ч. 4 КоАП РФ за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, выразившегося в следующем.
В отдел экологического надзора и надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Минприроды УР поступила служебная записка заместителя начальника управления водного хозяйства Минприроды УР Шумаковой А.В. от 21.10.2020 г. о том, что ООО «ЖКХ Энергия» превышены концентрации загрязняющих веществ в сбросе сточных вод по сравнению с нормативами.
ООО «ЖКХ Энергия» осуществляет пользование водного объекта - сброс сточных вод (часть реки Июль), расположенной на расстоянии 1,8 км от устья водотока, бассейн реки Иж, Камского бассейнового округа, Удмуртской Республики на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 07.09.2017 г. № 367-с (далее - Решение). Решение зарегистрировано в государственном водном реестре 25.09.2017 г. за номером № 18-10.01.01.012-Р-РСБХ-С-2017-01662/00, сроком действия до 26.07.2022 года.
Согласно данным государственного водного реестра, р. Июль относится к бассейну р. Иж Камского бассейнового округа.
Нормативы допустимого воздействия по бассейну р. Иж утверждены приказом Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 26.07.2017г. №218.
Согласно п.п. 21 п.2.3 Решения № 367-с от 07.09.2017 г. пользователь водного объекта или его части обязуется своевременно предоставлять результаты учета объема сточных, в том числе дренажных, вод и показателей их качества.
Согласно предоставленному Предприятием протоколу № 914 от 17.08.2020г. результатов количественного химического анализа (далее — КХА) сточной воды, отобранной на выпуске в р. Иж (дата отбора пробы 10.08.2020г.), установлено превышение содержания загрязняющих веществ над установленными нормативами допустимого воздействия по показателям БПК5, взвешенные вещества, аммоний-ион, азот аммонийный, нитрит-анион, ХПК, хлорид-анион, сульфат-анион, нефть, сухой остаток.
По результатам КХА установлено, что количество сброшенных Обществом в р. Июль загрязняющих веществ превышает установленные нормативы допустимого воздействия на данный водный объект.
Таким образом, на основании вышеизложенного следует, что ООО «ЖКХ Энергия», осуществив сброс сточных вод в р. Июль с превышением нормативов допустимого воздействия на водный объект, нарушило требования, предусмотренные ч.4 ст. 35, ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации.
Факт совершения указанного административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении от 16.11.2020г. о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ в отношении ООО «ЖКХ Энергия»;
- служебной запиской А.В. Шумаковой в адрес начальника отдела экологической безопасности и надзора министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР Шашкину А.В. от 21.10.2020 со сведениями о водопользователях УР, нарушающих условия использования водных объектов в 3 квартале 2020 года;
- сопроводительным письмом ООО «ЖКХ Энергия» о направлении в адрес министра природных ресурсов и охраны окружающей среды УР о направлении отчета за 3 квартал 2020 года от 09.10.2020;
- протоколами лабораторных испытаний филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в УР» в г. Воткинске от 08.10.2020 №1164/1, №1164/2, от 17.08.2020 №914, от 19.08.2020 №4018;
- сведениями, полученными в результате учета качества сточных вод и (или) дренажных вод ООО «ЖКХ Энергия» 3 квартал 2020;
- приложениями к договору водопользования №131-з от 20.02.2016 №5 и 6;
- отчетом о выполненных мероприятиях по решению о предоставлении водного объекта в пользование №367-с от 07.09.2017 за 3 квартал 2020;
- журналом учета водопотребления средствами измерений ООО «ЖКХ Энергия»;
- решением о предоставлении водного объекта в пользование от 07.09.2017 №367-с с приложениями,
и другими доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Доводы жалобы о не превышении результатов загрязняющих веществ в сточной воде согласно СанПиН 2.1.5.980-00 ПДК стока для человека не свидетельствуют об отсутствии вины юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, поскольку нарушение требований указанного СанПиНа в вину юридическому лицу не вменено.
Все доказательства по делу об административном правонарушении - материалы дела об административном правонарушении были оценены должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела фактические обстоятельства установлены должностным лицом полно и всесторонне, они полностью подтверждаются доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими надлежащую правовую оценку в постановлении.
Процессуальные требования при производстве дела об административном правонарушении соблюдены. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено при участии представителя общества.
При назначении административного наказания должностным лицом не применены положения ст. 4.1.1 КоАП РФ, с доводами должностного лица о не применении положений указанной статьи судья соглашается.
Вопреки доводам общества, основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ, о необходимости замены обществу назначенного в минимальном размере санкции нормы части 4 статьи 8.13 КоАП РФ наказания в виде административного штрафа на предупреждение, судами не установлено.
Ссылка общества на финансовое положение общества, наличие иных дел об административных правонарушениях, незначительное превышение загрязняющих веществ, не более чем в 2 раза, невозможности выполнения обществом всех требований по контролю качества сточных и поверхностных вод по причине недостатка средств, е свидетельствуют о наличии безусловных оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение.
С учетом фактических обстоятельств, связанных с допущенным нарушением в области охраны окружающей среды и природопользования, связанным с угрозой причинения вреда жизни и здоровью граждан, назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа соответствует тяжести совершенного правонарушения и направлено на достижение целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Между тем, заслуживают внимание доводы жалобы о возможности назначения в рассматриваемом случае наказания в виде административного штрафа с применением положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ с учетом представленных юридическим лицом справкой о доходах, расходах и финансовом результате на услуги водоотведения с очистных сооружений с. Июльское, расчета недополученного дохода на водоотведение (очистные) за 2019 год.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится в том числе решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного, постановление мирового судьи следует изменить в части назначенного административного наказания, снизив размер административного штрафа до 75000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.10, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Неустроева Максима Сергеевича от 20.11.2020г., которым ООО «ЖКХ Энергия» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.13 ч. 4 КоАП РФ изменить в части назначенного наказания, снизить размер назначенного административного штрафа до 75000 рублей.
Жалобу генерального директора ООО «ЖКХ Энергия» Кошкина Владимира Петровича удовлетворить в части.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть пересмотрено в порядке статей 30.12-30.19 КоАП Российской Федерации.
Судья Е.В. Караневич