№ 12-1/2022 (№12-71/2021)
32RS0021-01-2021-002656-95
РЕШЕНИЕ
28 января 2022 года г. Новозыбков
Судья Новозыбковского городского суда Брянской области Гусейнова Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Каменева А.М. - Максимкиной М.В. на постановление главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Новозыбковскому, Злынковскому районам и г.Новозыбкову, начальника Межмуниципального отдела по Новозыбковскому, Злынковскому районам и г.Новозыбкову Управления Росреестра по Брянской области от 03 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ в отношении Каменева М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, д. <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Новозыбковскому, Злынковскому районам и г.Новозыбкову, начальника Межмуниципального отдела по Новозыбковскому, Злынковскому районам и г.Новозыбкову Управления Росреестра по Брянской области Шишовой Н.В. от 03 ноября 2021 года Каменев А.М. освобожден, от административной ответственности по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении в отношении Каменева А.М. прекращено, в связи с малозначительностью административного правонарушения, а также в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса.
На указанное постановление представителем Каменева А.М. - Максимкиной М.В. подана жалоба, в которой она просит отменить постановление от 03 ноября 2021 года и производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в действиях Каменева А.М. состава административного правонарушения. При этом указав, что Каменев А.М. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами № (доля в праве собственности – 1/2), № (доля в праве собственности – 1/2), №, расположенных по адресу: Брянская область, Новозыбковский район, Замишевское сельское поселение, на которых осуществляется добыча песка. 07 и 25 сентября 2020 года на неустановленных земельных участках сотрудниками Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям проводились осмотры и отбор проб, при которых присутствовали представители Каменева А.М., однако им не предоставили возможности сделать замечания и возражения относительно проводимых мероприятий, не вручили копии составленных документов, т.е. лишили Каменева А.М. возможности через своих представителей реализовать свои права, что повлияло на результат проверки в целом. На используемую проверяющим аппаратуру не были предоставлены сертификаты, определение координатных точек производилось без привязки к кадастровым картам местоположения участков, нарушены методики, расчет произведен неверно, при проведении осмотров не было обеспечено участие второго собственника земельных участков Волович В.В.
С 17.05.2019 года Каменев А.М. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером № который в последующем был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами №, на указанных участках производятся работы согласно проекту рекультивации земель, утвержденному 16 мая 2019 года, срок выполнения которого рассчитан до 2021 года. С момента приобретения земельного участка Каменевым А.М. предпринимались меры для его использования по назначению, для чего необходимо устранить сорную растительность и деревья, образовавшиеся до получения им участков в собственность, в связи с чем, одномоментное устранение их невозможно, в виду площади участка, объема работ, а также сезонностью и ухудшением финансового положения Каменева А.М. из-за пандемии.
Решением судьи Новозыбковского городского суда Брянской области от 29.04.2021 года постановление заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Новозыбковскому, Злынковскому районам и г. Новозыбкову, главного специалиста-эксперта Межмуниципального отдела по Новозыбковскому, Злынковскому районам и г. Новозыбкову Управления Росреестра по Брянской области от 04 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении Каменева А.М. отменено, в виду допущенных существенных нарушений процессуальных требований, дело возвращено на новое рассмотрение.
Кроме того, судебным решением было отменено постановление по делу об административном правонарушении по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ в отношении Каменева А.М., в рамках которого 11.06.2021 года была назначена экспертиза, производство которой поручено органу инспекции ФГБУ «Брянская МВЛ». Производившим экспертизу экспертам Дербуш Е.В. и Душко А.С. был заявлен отвод, в удовлетворении которого начальником отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областях было отказано. Кроме того, в ходе рассмотрения дела представителю Каменева А.М. устно было объявлено о назначении экспертизы, а определение для ознакомления сразу представлено не было, вследствие чего он был лишен возможности своевременно реализовать право на заявление отвода экспертам, на постановку вопросов, на предложение иной экспертной организации. Полагает, что, поскольку ФГБУ «Брянская МВЛ» является референтным центром Россельхознадзора, обеспечивающим деятельность территориального управления Россельхознадзора в закрепленной зоне обслуживания по всем направлениям его работы, назначать экспертизу в данном учреждении было недопустимо, так как нарушался принцип независимости при проведении экспертного исследования. Помимо этого, эксперты приступили к исполнению поручения о подготовке экспертизы до разъяснения им положений, предусмотренных ст.ст.17.7, 17.9, 25.9 КоАП РФ. При этом в ходе проведения осмотра земельных участков 28 июня 2021 года не были привлечены сособственник земельного участка Волович В.В. и арендатор ООО «Технострой». Новый отбор проб почвы эксперты не производили, дав оценку пробам, полученным 7 сентября 2020 года, и результатам исследования по ним. Полагает, что выводы экспертов в заключении № ЭЗ от 16 июля 2021 года являются незаконными и необоснованными, так как основаны на материалах дела, полученных с существенными нарушениями процессуальных требований, что отмечено в решении судьи Новозыбковского городского суда Брянской области от 26.02.2021 года.
Вид разрешенного использования земельных участков «для сельскохозяйственного производства» не соответствует классификатору видов разрешенного использования земельных участков, в классификаторе предусмотрен вид разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» (код 1.0), включающего в себя виды разрешенного использования с кодами 1.1-1.20. в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. В классификаторе с кодом 1.13 определен вид разрешенного использования «рыбоводство», который предусматривает осуществление хозяйственной деятельности, связанной с разведением или содержанием, выращиванием объектов рыбоводства (аквакультуры); размещение зданий, сооружений, оборудования, необходимых для осуществления рыбоводства. Считает, что земельные участки с кадастровыми номерами № используются Каменевым А.М. в соответствии с их назначением. Таким образом, в действиях Каменева А.М. отсутствует состав административного правонарушения, что согласуется с позицией Министерства природных ресурсов и экологии РФ, изложенной в письменном ответе на запрос Каменева А.М., согласно которой в случае, если проектная документация на разработку полезного ископаемого является этапом выполнения работ по проекту строительства и эксплуатации натурального рыболовного пруда, а технический проект разработки согласован в установленном порядке, то работы по нему могут проводиться без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.
В судебное заседание Каменев А.М., надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения жалобы, не явился.
При рассмотрении жалобы представитель Каменева А.М., Максимкина М.В., чье участие в судебном заседании обеспечено посредством ВКС, доводы жалобы подержала по основаниям, указанным в жалобе и просила их удовлетворить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в действиях Каменева А.М. состава административного правонарушения.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу - главный государственный инспектор по использованию и охране земель по Новозыбковскому, Злынковскому районам и г.Новозыбкову, начальник Межмуниципального отдела по Новозыбковскому, Злынковскому районам и г.Новозыбкову Управления Росреестра по Брянской области Шишова Н.В. в суд не явилась, извещена надлежащим бразом.
Судьей на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ определено рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ наступает за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, и влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
На основании п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса; вышеуказанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Как следует из материалов дела, Каменев А.М. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами № (доля в праве собственности – 1/2), № (доля в праве собственности – 1/2), №, расположенных по адресу: Брянская область, Новозыбковский район, Замишевское сельское поселение.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, указанные земельные участки относятся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
На основании приказа врио руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям от 6 августа 2020 г. №-к/н о проведении внеплановой выездной проверки 07 сентября 2020 г. и 25 сентября 2020 г. осуществлены осмотры земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенными по адресу: Брянская область, Новозыбковский район, Замишевское сельское поселение.
Из актов осмотра земельных участков от 07 сентября 2020 г. и 25 сентября 2020 г. и акта проверки от 2 октября 2020 г. № БР-ГР-ЗН-062 следует, что в нарушение требований ст.ст. 7, 12, 13, 42, 77, 78, 79 ЗК РФ собственником земельных участков с кадастровыми номерами №, не выполняются обязательные мероприятия по защите земель и охране почв от негативного воздействия, что привело к их зарастанию сорной и древесно-кустарниковой растительностью. Земельный участок с кадастровым номером № на 87% от общей площади участка зарос сорной травянистой растительностью (пижма обыкновенная, мятлик обыкновенный, золотарник канадский, пырей ползучий и др.), на 45% от общей площади участка зарос древесно-кустарниковой растительностью (береза, сосна высотой свыше 3 метров); земельный участок с кадастровым номером № на 50% от общей площади участка зарос сорной травянистой растительностью (пижма обыкновенная, мятлик обыкновенный, золотарник канадский, пырей ползучий и др.), на 22% от общей площади участка зарос древесно-кустарниковой растительностью (береза, сосна высотой свыше 3 метров). Следы проведения агротехнических мероприятий по обработке почв (вспашка, боронование, посев сельскохозяйственных культур) скашивания травянистой растительности и выпаса скота на указанных земельных участках отсутствуют. Кроме того, на земельных участках с кадастровыми номерами №, № установлен факт снятия и перемещения плодородного слоя почвы на общей площади 56067 кв. м; плодородный слой почвы снят, перемещен и складирован в отвалы по периметру участка нарушенных земель; на площади 35283 кв. м расположена площадка с твердым покрытием, на которой размещены отвалы щебня, грунта, асфальтной крошки и железобетонные изделия. На площади 20784 кв. м присутствуют следы ведения работ по добыче песка.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Новозыбковскому, Злынковскому районам и г.Новозыбкову, главного специалиста-эксперта Межмуниципального отдела по Новозыбковскому, Злынковскому районам и г. Новозыбкову Управления Росреестра по Брянской области Кушнеревым А.В. от 04 декабря 2020 года Каменев А.М. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Решением Новозыбковского городского суда Брянской области от 29.04.2021 года, постановление заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Новозыбковскому, Злынковскому районам и г.Новозыбкову, главного специалиста-эксперта Межмуниципального отдела по Новозыбковскому, Злынковскому районам и г. Новозыбкову Управления Росреестра по Брянской области от 04 декабря 2020 года было отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.
Постановлением главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Новозыбковскому, Злынковскому районам и г.Новозыбкову, начальника Межмуниципального отдела по Новозыбковскому, Злынковскому районам и г.Новозыбкову Управления Росреестра по Брянской области Шишовой Н.В. от 03 ноября 2021 года Каменев А.М. освобожден, от административной ответственности по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении в отношении Каменева А.М. прекращено, в связи с малозначительностью административного правонарушения, а также в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2).
В силу ст. 25.8 КоАП РФ в качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.
В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения (ст. 25.9 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 26.4 КоАП РФ в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы.
На основании ст. 29.8 КоАП РФ под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении, вынесенном в случае, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Согласно п. 4, 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть, среди прочего, указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Из содержания указанных постановления по делу об административном правонарушении от 03.11.2021 года, протокола об административном правонарушении от 19.11.2020 года, актов осмотра земельного участка от 07.09.2020 года и от 25.09.2020 года, следует, что Каменевым А.М. допущено использование земельных участков не в соответствии с видом его разрешенного использования.
Так, в постановлении и в материалах дела не указано, каким образом должностное лицо определило на местности точное место совершения правонарушения. При составлении актов осмотра земельного участка от 07.09.2020 и от 25.09.2020 геодезическая техника для определения точного местоположения места проведения работ не использовалась, специалисты-геодезисты, которым должны быть разъяснены права и обязанности согласно требованиям КоАП РФ, не приглашались, инспектор, проводивший осмотр земельных участков, соответствующим образованием не обладает. В постановлении данным обстоятельствам оценка не дана.
Кроме того, при осмотрах земельного участка использовался прибор Garmin Etrex, являющийся навигационным прибором – средством измерения, на который в соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений», сведений о его поверке не представлено. Данному обстоятельству также при вынесении оспариваемого постановления оценка не дана.
В резолютивной части постановления от 03.11.2021 года не указана статья КоАП РФ, от административной ответственности по которой Каменев А.М. освобожден от наказания с прекращением производства по делу.
Таким образом, при новом рассмотрении административного материала должностным лицом недостатки, указанные в решении судьи Новозыбковского городского суда Брянской области от 29.04.2021 года, устранены не были.
Установленные нарушения процессуальных требований являются существенными, т.к. нарушают права лица, привлекаемого к административной ответственности, а также нормы действующего законодательства РФ, регламентирующие порядок производства по административному делу.
При таких обстоятельствах, вывод о том, что Каменев А.М. не выполняет обязательные мероприятия по защите земель и охране почв от негативного воздействия сделан преждевременно и в отсутствие допустимых и достоверных доказательств.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае такая возможность утрачена.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год.
Судьей установлено, что акт проверки физического лица (гражданина) №БР-ГР-ЗН-062 в отношении Каменева А.М. был составлен 02 октября 2020 г., постановление главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Новозыбковскому, Злынковскому районам и г.Новозыбкову, начальника Межмуниципального отдела по Новозыбковскому, Злынковскому районам и г.Новозыбкову Управления Росреестра по Брянской области Шишовой Н.В. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Каменева А.М. по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ вынесено 03.11.2021 года.
Таким образом, на момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения к административной ответственности за указанное административное правонарушение истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Новозыбковскому, Злынковскому районам и г.Новозыбкову, начальника Межмуниципального отдела по Новозыбковскому, Злынковскому районам и г.Новозыбкову Управления Росреестра по Брянской области Шишовой Н.В. от 03 ноября 2021 года подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.8 КоАП РФ в отношении Каменева А.М.- прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.24.5 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Новозыбковскому, Злынковскому районам и г.Новозыбкову, Управления Росреестра по Брянской области от 03 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.8 КоАП РФ в отношении Каменева А.М. - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.8 КоАП РФ в отношении Каменева А.М. прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Жалобу адвоката Максимкиной М.В. действующей в интересах ИП Каменева А.М. на постановление главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Новозыбковскому, Злынковскому районам и г.Новозыбкову, Управления Росреестра по Брянской области от 03 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.8 КоАП РФ в отношении Каменева А.М. удовлетворить частично.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Новозыбковский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.И. Гусейнова