Именем Российской Федерации
27 августа 2024 года г.Тамбов
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
судьи Авдеевой Н.Ю.,
при секретаре Куликовой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыжковой Т.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тамбовской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Рыжкова Т.В. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тамбовской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов, указав в обоснование требований, что решением ОСФР по Тамбовской области от 27.09.2023г. №160711/23 ей было отказано во включении в медицинский стаж периода работы с 16.07.1996 по 17.05.1997; с 02.09.1998 по 16.05.2005; с 02.09.2006 по 01.08.2011 – в должности заведующей Казыванским ФАП - медицинской сестры Бондарской ТМО (с 17.11.2000 – МУЗ «Бондарская ЦРБ», с 28.12.2011 – ТОГБУЗ «Бондарская ЦРБ»). С решением ответчика не согласна, поскольку в спорный период осуществляла медицинскую деятельность в учреждении здравоохранения в сельской местности. Казыванский ФАП относится к Бондарской ЦРБ и располагается в с.Казывань Бондарского района. Просит суд обязать ответчика включить в ее специальный стаж указанный период в льготном исчислении как 1 год за год 3 месяца, взыскать с ответчика понесенные ею расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб.
В судебном заседании истец Рыжкова Т.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Арзамасцева Е.Г. с исковыми требованиями истца не согласилась по основаниям, изложенным в решении ОСФР по Тамбовской области от 27.09.2023г. №160711/23.
Представитель третьего лица ТОГБУЗ «Бондарская ЦРБ» в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без их участия.
Суд, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 ФЗ N400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "н" п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 право на досрочную страховую пенсию по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, рассматривается с учетом следующих документов:
- Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 (ред. от 03.08.1972, с изм. от 12.04.1984) "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (вместе с "Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения") - для учета соответствующей деятельности с 03.08.1972 до 01.10.1993 (далее - Постановление N 1397 от 17.12.1959);
- Список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абз.4 и 5 пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно (далее - Список N 464 от 6.09.1991);
- Список, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно (далее - Список N 1066 от 22.09.1999);
- Список, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781 от 29.10.2002);
- Разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" (далее - Разъяснения от 22.05.1996 N 5);
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов деятельности, имевшей место до 1.01.1992;
- Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила N 516);
- Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденный приказом Минздравсоцразвития от 31.03.2011 N 258н.
Согласно п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, от 29.10.2002 N 781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п.3 Порядка 258н периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:
- до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
- после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно п.4 Правил N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Судом установлено, что согласно записям трудовой книжки истца Рыжковой Т.В., она с 15.07.1996г. по 20.08.2011г. работала в должности заведующей Казыванским ФАП - медицинской сестры Бондарской ТМО (с 17.11.2000 – МУЗ «Бондарская ЦРБ», с 28.12.2011 – ТОГБУЗ «Бондарская ЦРБ»).
Решением ОСФР по Тамбовской области от 27.09.2023г. №160711/23 истцу отказано во включении в медицинский стаж периодов работы в данной должности в данном учреждении с 16.07.1996 по 17.05.1997; с 02.09.1998 по 16.05.2005; с 02.09.2006 по 01.08.2011 по причине отсутствия должности в номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала…, утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999г. №377. Проверкой пенсионного органа установлено, что в первичных документах учреждения должность истца поименована как «заведующая ФАП». Кроме того, наименование учреждения «Бондарское ТМО» не указано в Списке от 22.09.1999г. №1066.
Суд находит данный отказ ответчика необоснованным.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в которых поименованы: должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - акушерки (фельдшер, медицинская сестра); фельдшерско-акушерский пункт.
Приказом Минздрава СССР от 27.07.1973 N 566 утверждены Положения о фельдшерско-акушерском пункте, О заведующем фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшере, Об акушерке фельдшерско-акушерского пункта, О патронажной медицинской сестре фельдшерско-акушерского пункта, О санитарке фельдшерско-акушерского пункта.
Согласно п. 1, 2 Положения о заведующем-фельдшере на должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера-акушерки. Определены основные обязанности заведующего-фельдшера, в том числе руководит работой персонала фельдшерско-акушерского пункта, контролируя его деятельность и оказывая ему необходимую помощь, оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта.
В соответствии с Положением на должность заведующего назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера-акушерки. Заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер наряду с руководством работой персонала фельдшерско-акушерского пункта оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта. При отсутствии в штате фельдшерско-акушерского пункта других средних медицинских работников (акушерки и патронажной медицинской сестры) заведующий выполняет их обязанности и пользуется их правами, предусмотренными Положениями об указанных должностных лицах.
Таким образом, нормативно-правовое регулирование деятельности фельдшерско-акушерских (фельдшерских) пунктов не предусматривало возможности для руководителя такого учреждения заниматься исключительно руководящей деятельностью
Из должностной инструкции фельдшера ФАП ТОГБУЗ «Бондарская ЦЙРБ» следует, что в обязанности входит ведение по установленному графику амбулаторного приема и обслуживание больных, оказание неотложной и экстренной доврачебной медицинской помощи и т., то есть осуществление лечебной деятельности.
Из штатного расписания МУЗ «Бондарская ЦРБ» от 2009г. следует, что Казыванским ФАП находился в штате больницы и состоял из заведующей, санитарки, кочегара.
Исходя из вышеуказанного, суд приходит к выводу о том, что истица, будучи Казыванским ФАП - медицинской сестры Бондарской ТМО относилась к среднему медицинскому персоналу и осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения.
Спорные периоды работы не включены истице в специальный стаж работы со ссылкой на Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N1066, которым ТМО не предусмотрено.
Судом установлено, что согласно справке ТОГБУЗ «Бондарская ЦРБ» Бондарская ЦРБ переименована в Бондарское ТМО с 01.01.1994г. (Приказ №99 от 28.12.1993г.) Бондарское ТМО переименовано в МУЗ «Бондарская ЦР1 с 17.11.2000г (Приказ №246 от17.11.2000 г.) МУЗ «Бондарская ЦРБ» переименована в Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Бондарская центральная районная больница» (Приказ№1221 от 28.12. 2011г).
Согласно п.8 примечания Номенклатуры учреждений здравоохранения от 03.11.1999 года ТМО является комплексом лечебно-профилактических и других учреждений и подразделений, функционально и организационно между собой связанных, объединившихся на добровольных началах по территориально - отраслевому принципу. На ТМО возложены те же задачи, что и на ЦРБ ранее. Изменение наименования учреждения не повлекло существенных изменений характера и объема выполняемых задач, тем более не коснулось объема и содержания функциональных обязанностей медицинского персонала.
Приказом Минздравмедпрома России от 20.02.1995 N35 "Об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации" (утратил силу с 01.12.2008, фактически утратил силу в связи с изданием Приказов Минздрава России от 15.10.1999 N377 и от 03.11.1999 N395, которыми утверждено Положение об оплате труда работников здравоохранения и Номенклатура учреждений здравоохранения) была утверждена Номенклатура учреждений здравоохранения, где в разделе 1 "Лечебно-профилактические учреждения", подразделе 1.1 "Больничные учреждения" было предусмотрено Территориальное медицинское объединение (ТМО).
Указанным Приказом была также утверждена Номенклатура должностей врачебного, фармацевтического и среднего медицинского персонала, которая относила к среднему медицинскому персоналу медицинских сестер.
Из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.2004 г. N 81-О, вытекает, что право на назначение пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность.
Решающее значение имеет вопрос о тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается пенсия и которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественности выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию.
С учетом позиции Конституционного Суда РФ термин "учреждение здравоохранения" должен толковаться расширительно и применяться ко всем субъектам здравоохранения, целью деятельности которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения.
Изложенное дает основание считать ТМО и ЦРБ тождественными лечебными учреждениями, выполняющими идентичные функции.
Из представленных в материалы дела документов следует, что несмотря на переименования, на Бондарское ТМО были возложены те же задачи, что и на Бондарское ЦРБ. Изменение наименования учреждения не повлекло изменений характера и объема выполняемых задач, тем более не коснулось объема и содержания функциональных обязанностей медицинского персонала.
Сведений о том, что Бондарское ТМО в период своего действия не осуществляло медицинскую и иную деятельность по охране здоровья населения суду не представлено.
Следовательно, наименование медицинского учреждения Бондарское ТМО не является основанием для исключения периода работы истицы в данном учреждении из стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Из представленной справки ТОГБУЗ «Бондарская ЦРБ» №641 от 26.08.2024г. следует, что истец Рыжкова Т.В. в должности заведующей Казыванским ФАП - медицинской сестры имела начисления заработной платы в период с 01.10.199г. по 31.10.199г., с 01.01.2001г. по 28.02.2001г., что опровергает сведения индивидуального (персонифицированного) учета, на что указано в решении ОСФР по Тамбовской области от 27.09.2023г. №160711/23.
На основании п.п. "а" п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную работу по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781, лицам, осуществлявшим леченую иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что период работы истца, проходившие в сельской местности с 16.07.1996 по 17.05.1997; с 02.09.1998 по 16.05.2005; с 02.09.2006 по 01.08.2011 в должности заведующей Казыванским ФАП - медицинской сестры Бондарской ТМО (с 17.11.2000 – МУЗ «Бондарская ЦРБ», с 28.12.2011 – ТОГБУЗ «Бондарская ЦРБ») подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении - 1год работы как 1год и 3 месяца.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В связи с указанным, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная истцом госпошлина при подаче иска в суд в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ 1026801161298) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ *** ***) ░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░░ ░░░ 1 ░░░ 3 ░░░░░░:
- ░ 16.07.1996 ░░ 17.05.1997; ░ 02.09.1998 ░░ 16.05.2005; ░ 02.09.2006 ░░ 01.08.2011 – ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ (░ 17.11.2000 – ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░», ░ 28.12.2011 – ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░»).
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░1026801161298) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ***. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ *** ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03.09.2024░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░