РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара
25.07.2022
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Клюева С.Б.,
при ведении протокола судебного
заседания помощником судьи Ишелевой В.В.
с участием прокурора Данчиной В.В.,,
представителя административного истца Епишкина В.Е. - Петросяна Г.Ф. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1480/2022 по административному исковому заявлению Епишкина Владимира Евгеньевича к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим нормативного правового акта в части,
У с т а н о в и л :
Епишкин В.Е. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим со дня принятия «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год», утвержденный Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233 в части включения в него: под пунктом № № нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом № № нежилого помещения с кадастровым номером №.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что под названными пунктами в Перечень включены принадлежащие административному истцу на праве общей долевой собственности нежилые помещения с кадастровыми номерами №, № не подпадающие под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку их назначение и фактическое использование не предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а используется под производственный цех и склад. Территория земельного участка, на котором расположены нежилые помещения ограждена железобетонным забором, оборудован контрольно-пропускной пункт, пропускной режим на территорию осуществляется охранным предприятием.
В судебном заседании представитель административных истцов Петросян Г.Ф., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Руднев В.Е. в судебное заседание не явился, о явке извещен надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Часть 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - договоры о разграничении полномочий) и принятия федеральных законов устанавливаются настоящим Федеральным законом.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской
Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области № 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 22.10.2021 № 2233, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2022 год; приказ опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 22.10.2021.
Нежилые помещения включены в перечень: нежилое помещение с кадастровым номером № под пунктом № №, нежилое помещение с кадастровым номером № под пунктом № №.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Административный истец Епишкин В.Е., заинтересованное лицо Руднев В.Е. являются сособственниками (? доля в праве за каждым) нежилых помещений с кадастровыми номерами №, №, что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствами о государственной регистрации права 63-АГ № № от ДД.ММ.ГГГГ, 63-АГ № № от ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 2209,1 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> – имеет назначение «нежилое помещение» и наименование: «литера А4 – административное здание».
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 393,5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> - имеет назначение «нежилое помещение» и наименование: «литера А4 – административное здание».
Нежилые помещения с кадастровыми номерами №, № расположены в нежилом здании с кадастровым номером №.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером № площадью 2602,6 кв.м, состоящее из нежилых помещений с кадастровыми номерами №, №, расположенное по адресу: <адрес> - имеет назначение «нежилое» и наименование: «административное здание».
Нежилое здание с кадастровым номером № расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 15 428 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации здании и сооружений, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно технической документации – экспликации площади помещения к техническому паспорту, выполненного <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, нежилое здание литера А4 АБК, склад металла, по адресу: <адрес> имеет следующее назначение частей: 1 этаж: лестничная клетка, тепловой узел, сан. узел, кабинеты, подсобные помещения, комната приема пищи, коридор, склад; <адрес>: лестничная клетка, кабинеты, коридор; 3 этаж: лестничная клетка, кабинеты, коридор, сан. узел.
При этом, суд учитывает, что назначение помещений «кабинеты» не тождественно термину «офисы».
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) наименование и назначение спорных нежилых помещений, как и здания в котором оно расположено, не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений п.п. 1 п. 1, п. 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ. Кроме того, виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № для дальнейшей эксплуатации здании и сооружений не предусматривают безусловное размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
То обстоятельство, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН здание, спорные помещения поименованы как «административное здание», «литера А4 – административное здание» о правомерности его включения в Перечень на 2021 год само по себе без учета содержащихся в технической документации сведений о наименовании и назначении здания, экспликации наименования и назначения находящихся в нем помещений, а также без проведения мероприятий по определению вида его фактического использования свидетельствовать не может.
Согласно положениям ст. 378.2 НК РФ и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 № 402, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в ст. 378.2 НК РФ и оформление уполномоченными органами акта осмотра.
Однако сведений о проведении мероприятий по определению фактического использования спорных нежилых помещений в целях установления фактического использования на момент формирования и утверждения Перечня на 2022 год, до начала налогового периода (п. 7 ст. 378.2 НК РФ), Министерством имущественных отношений не предствлено.
Как следует из договора аренды № № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного собственниками Рудневым В.Е., Епишкиным В.Е. с <данные изъяты> арендатором принято нежилое здание открытый склад, состоящее из нежилых помещений площадью 393,50 кв.м., 2209,10 кв.м. (кадастровые номера №, №) в аренду, разрешенное использование:- производственно-складское назначение ( п.1.1. договора).
Согласно выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ основным видом деятельности <данные изъяты> является торговля оптовая металлами и металлическими рудами (п.46.72 ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЭС Ред.2)), дополнительным видом деятельности – деятельность по складированию и хранению (п.52.10 ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЭС Ред.2)).
Из заключения кадастрового инженера ФИО9 № № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что нежилое помещение с кадастровым номером № является помещением производственно-складского назначения, площадь административных и бытовых помещений (кабинеты) составляет 8,7 % от общей площади объекта. Нежилое помещение с кадастровым номером № является помещением административно-управленческого назначения, площадь кабинетов составляет 55,7 % от общей площади объекта. Нежилые помещения с кадастровыми номерами №, № по своему фактическому расположению и конструктивным решениям используются совместно, являются единым производственно-складским комплексом, включающим помещения производственного, складского назначения, а также административные, вспомогательные помещения и места общего пользования. Процентное соотношение площади административно-бытовых помещений к общей площади здания составляет 13% (351,0 кв.) от общей площади здания (2602,6 кв.м.)
Из пояснений представителя административного истца следует, что указанные нежилые помещения, как и здание в целом, используются для обеспечения деятельности <данные изъяты> сотрудниками организации. Нежилое здание, в котором расположены спорные нежилые помещения, располагается на огороженной территории, доступ на которую осуществляется через пропускной пункт.
В судебном заседании также установлено, что нежилые помещения с кадастровыми номерами №, № составляют в совокупности здание с кадастровым номером №, которое ни по сведения ЕГРН и технического учета, ни по фактическому использованию (производственно-складской комплекс), ни по виду разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены, не соответствуют критериям, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, а именно, соответствия оспариваемых нормативных правовых актов законодательству, имеющему большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.
Суд полагает, что административным ответчиком не опровергнуты доводы административного истца и не доказан факт соответствия спорных объектов недвижимости, критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
Принимая во внимание представленные доказательства, учитывая наименование, предназначение и фактическое использование нежилых помещений, суд приходит к выводу о том, что данные помещения не соответствуют критериям объектов недвижимости, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, у Министерства имущественных отношений Самарской области не имелось правовых и фактических оснований для включения нежилых помещений с кадастровыми номерами №, № в Перечень объектов недвижимого имущества находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год.
При таких обстоятельствах требования истца о необоснованности включения в Перечень спорных объектов недвижимости, подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая ограниченный срок применения оспариваемой нормы, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части со дня его принятия.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Самарской области – «Волжская коммуна».
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
административный иск Епишкина Владимира Евгеньевича удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год», утвержденный Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233 в части включения в него: под пунктом № № нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом № № нежилого помещения с кадастровым номером №.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья С.Б. Клюев
Решение суда в окончательной форме изготовлено 08.08.2022.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>