Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1602/2023 ~ М-963/2023 от 28.04.2023

Гражданское дело № 2-1602/2023

№ 24RS0024-01-2023-001302-59

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июня 2023 года г. Канск

        Канский городской суд, Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Дмитриенко Н.С.,

при секретаре Шаповаловой Е.В.,

с участием прокурора Коробовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах Филатова Д. А. к отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю о возложении обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Канский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Филатова Д.А. к ОСФР по Красноярскому краю о возложении обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что Канской межрайонной прокуратурой по обращению инвалида I группы Филатова Д.А. проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации. В настоящее время Филатов Д.А. проживает в КГБУ СО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Кедр». Согласно индивидуальной программы реабилитации или абилитации .101.Э.24/2021 от 29.11.2021г. рекомендованы для обеспечения за счет средств ОСФР по Красноярскому краю следующие технические средства реабилитации: кресло-коляска с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе, для больных ДЦП с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов) и аккумуляторные батареи к ней. Согласно уведомлению о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями _3450487 от 08.10.2021г. Филатов Д.А. поставлен на учет в филиал для обеспечения инвалида креслом-коляской с электроприводом. Вместе с тем, продолжительный период времени Филатов не обеспечен ФСС техническим средством реабилитации. Не предоставление длительное время инвалиду ТСР негативно отражается на состоянии его здоровья в целом и на его физическом развитии. Кроме того, Филатов Л.А.. лишен возможности самостоятельного приобретения ТСР, в связи с отсутствием необходимых денежных средств. Таким образом, инвалиду I группы Филатову Д.А. причинены моральные и нравственные страдания, которые оцениваются в размере 5 000 рублей. В связи с этим, Канский межрайонный прокурор просит обязать ответчика обеспечить инвалида I группы Филатова Д.А.. согласно индивидуальной программы реабилитации или абилитации 2405_3450487 от 08.10.2021г. техническим средством реабилитации: кресло-коляской с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе, для больных ДЦП с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов) и аккумуляторные батареи к ней, а также взыскать с ответчика в пользу инвалида I группы Филатова Д.А. 5 000 рублей в счет компенсации морального вреда.

В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора Коробова Е.В. просила удовлетворить требования о взыскании компенсации морального вреда в полном объеме.

Материальный истец Филатов Д.А. в судебном заседании участия не принимал, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель ответчика ОСФР по Красноярскому краю в судебном заседании участия не принимал, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причине не явки суду не сообщил, ходатайств не направил, возражений по исковым требованиям не представил, доказательств исполнения требований также не представлено.

Представитель третьего лица КГБУ СО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Кедр» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрение дела в его отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, и, заслушав помощника Канского межрайонного прокурора Любимову А.Б., исследовав письменные материалы дела, считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст. 41 Конституции Российской Федерации). Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

В силу ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ) охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статья 9 того же закона устанавливает, что реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов – система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Закона).

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета – статья 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Статья 11 Федерального закона № 181-ФЗ определяет индивидуальную программу реабилитации инвалида как комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретение технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительства Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

В соответствии со ст.11.1 Федерального закона №181-ФЗ, предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.

К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (ч.1 ст.11.1 Федерального закона № 181-ФЗ).

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний (ч.3 ст.11.1 Федерального закона № 181-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

В соответствии с п. 2 Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п.2); обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется, в том числе, путем предоставления соответствующего технического средства (п.п. «а» п.3); техническое средство реабилитации, предоставленное инвалиду, передается ему бесплатно и в безвозмездное пользование, финансирование связанных с этим расходов осуществляется за счет бюджетных ассигновании бюджета Фонда социального страхования РФ (п.6, п.16).

Как установлено в судебном заседании: на основании заявления Филатова Д.А. Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов. В ходе проведения проверки установлено, что Филатов Д.А. является инвалидом I группы.

Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации № 212.101.Э.24/2021 от 29.11.2021г. рекомендованы для обеспечения за счет средств ОСФР по Красноярскому краю следующие технические средства реабилитации: кресло-коляска с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе, для больных ДЦП с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов) и аккумуляторные батареи к ней.

Согласно уведомлению о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями № 2405_3450487 от 08.10.2021г. Филатов Д.А. поставлен на учет в филиал для обеспечения инвалида креслом-коляской с электроприводом.

Из ответа ОСФР по Красноярскому краю на запрос Канской межрайонной прокуратуры, следует, что на портале закупок отделением размещен запрос цен для формирования начальной максимальной цены контракта для обеспечения инвалида креслом-коляской с электроприводом, поступило 3 коммерческих предложения и начальная максимальная цена контракта составляет 509 833,33 руб. Поскольку цена превышает установленную Приказом ФСС РФ от 28.05.2011г. №210 вдвое, ОСФР по краю направлен пакет документов с целью проверки обоснованности цены с Центральным аппаратом ФСС России. В случае согласования данной цены, ОСФР будет решен вопрос о заключении государственного контракта на постановку указанного вида кресло-коляски для Филатова Д.А.

Инвалид Филатов Д.А. по настоящее время не обеспечен креслом-коляской.

В связи с чем, суд полагает, что требования о возложении обязанности предоставить кресло-коляску подлежит удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что на стоимость коляски более 500 000 рублей, необходимо было согласование с центральным аппаратом, суд находит несостоятельными. В связи с тем, что несвоевременное обеспечение креслом-коляской с электроприводом лишило возможности полноценного передвижения и самообслуживания, а также соблюдения условий личной гигиены, могло повлечь негативное влияние на здоровье инвалида. Несоблюдение и невыполнение требований ст. 11.1 Федерального закона № 181 - ФЗ по обеспечению инвалида 1 группы Филатова Д.А. техническим средством реабилитации нарушает его право на достойную жизнь.

Предусмотренная законом процедура предоставления ТСР отдельным категориям граждан направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояния физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.

Требования о компенсации морального вреда связаны с неправомерными действиями ответчика по своевременному обеспечению техническим средством реабилитации, в связи с чем, к возникшим правоотношениям подлежат применению нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие общие основания ответственности за причинение вреда незаконными действиями ответчика.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание обстоятельства, при которых был причинен вред, возраст истца, инвалидность истца, необходимость в обеспечении ТСР, степень вины ответчика, не исполнившего возложенную законом обязанность, что повлекло нарушение прав истца как инвалида, гарантированных Конституцией Российской Федерации, в связи с чем, с учетом требований разумности и справедливости, приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем, с ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Красноярскому краю (ОСФР по Красноярскому краю) государственная пошлина в данном случае взысканию не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Канского межрайонного прокурора, действующего в интересах Филатова Д. А. к ОСФР по Красноярскому краю о возложении обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда – удовлетворить.

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю (ОСФР по Красноярскому краю) (ИНН 2466001885, ОГРН 10224026448718) обеспечить инвалида I группы Филатова Д. А. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, паспорт , выдан ОУФМС России по Красноярскому краю в Иланском районе 18.07.2012, код подразделения 240-052), согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации № 212.101.Э.24/2021 от 29.11.2021г. техническим средством реабилитации: кресло-коляска с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе, для больных ДЦП с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов) и аккумуляторные батареи к ней в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Красноярскому краю (ОСФР по Красноярскому краю) (ИНН 2466001885, ОГРН 10224026448718) в пользу Филатова Д. А. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, паспорт выдан ОУФМС России по Красноярскому краю в Иланском районе 18.07.2012, код подразделения 240-052) - в счет компенсации морального вреда 5 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Н.С. Дмитриенко

Мотивированное решение изготовлено: 08 июня 2023 года.

2-1602/2023 ~ М-963/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Канская межрайонная прокуратура
Филатов Дмитрий Анатольевич
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального стахования РФ по Красноярскому краю
Другие
КГБУ СО "Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов "Кедр"
Суд
Канский городской суд Красноярского края
Судья
Дмитриенко Наталья Сергеевна
Дело на странице суда
kanskgor--krk.sudrf.ru
28.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.05.2023Передача материалов судье
04.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.06.2023Судебное заседание
08.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее