Судья Зуенок В.В. дело № 12-453/2021
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Ханты-Мансийск дело № 7-535/2021 03 августа 2021 года
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Солопаева Л.М.
с участием привлекаемой к административной ответственности Кузьминой Д.В., ее защитника Сорокиной А.Н., представителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Чулюкина А.А..
рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора Сургутского района Трофимова А.А. на решение судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 мая 2021 года по делу административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя главы Сургутского района – директора департамента жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи администрации Сургутского района Кузьминой (ФИО)7,
у с т а н о в и л :
постановлением заместителя руководителя Службы – начальника контроля в сфере закупок Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 августа 2020 года заместитель главы Сургутского района – директор департамента жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи администрации Сургутского района Кузьмина Д.В. признана виновной в совершении административного правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в сумме 14 801 руб. 37 коп. за нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Решением судьи Сургутского городского суда от 21 мая 2021 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях Кузьминой Д.В. состава административного правонарушения.
В протесте, принесенном в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, заместитель прокурора Сургутского района Трофимов А.А. просит решение судьи отменить, поскольку проверкой прокуратуры района по поручению прокуратуры автономного округа деятельности департамента жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи Сургутского района, возглавляемого Кузьминой Д.В., по осуществлению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ, подлежащих лицензированию, были выявлены нарушения требований законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при привлечении к исполнению муниципальных контрактов на оказание услуг по дезинсекции и дератизации, выразившиеся в том, что к участию в аукционе было допущено ООО «СПЕЦБИОТЕХ», не представившее соответствующую лицензию на проведение отдельных видов работ (услуг)
Изучив материалы дела, заслушав представителя Юграконтроль Чулюкина А.А., заместителя главы Сургутского района Кузьмину Д.В., ее защитника Сорокину А.Н., проверив доводы протеста, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в данной части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5000 руб. и не более 30000 руб.
Как следует из материалов дела 14 апреля 2020 года администрацией Сургутского района был объявлен электронный аукцион № 0187300014720000346, предметом которого являлось оказание услуг по дезинсекции и дератизации в <данные изъяты> в соответствии с потребностью заказчика – департамента жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи администрации Сургутского района. Начальная (максимальная) цена контракта – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
30 апреля 2020 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по веб-адресу <данные изъяты> размещены извещение № 018730001472000346 и документация об аукционе в электронной форме по вышеуказанному муниципальному контракту.
На момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе было подано 2 заявки, в том числе заявка ООО «СПЕЦБИОТЕХ».
Аукционная комиссия рассмотрела первые части заявок на участие в электронном аукционе в порядке, установленном статьей 67 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на соответствие требованиям, предъявляемым к документации об аукционе и приняла решение о допуске к участию в аукционе всех поданных заявок.
На основании протокола проведения электронного аукциона № 0187300014720000346 были рассмотрены вторые части заявок <данные изъяты> и ООО «СПЕЦБИОТЕХ».
Заявка <данные изъяты> аукционной комиссией была отклонена в связи с несоответствием данного участника требованиям названного Федерального закона и документации об электронном аукционе, а заявка ООО «СПЕЦБИОТЕХ» признана надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, поскольку им в составе заявки на участие в закупке была представлена лицензия (номер) от (дата), выданная ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» на осуществление медицинской деятельности с указанным местом осуществления работ (услуг) в составе лицензируемого вида деятельности: (адрес) (л.д.152 т.2), а также договор субподряда на оказание услуг по проведению акарицидной, лаврицидной обработки и барьерной дератизации на территории Сургутского района от 07 апреля 2020 года № 231-20 между ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» и ООО «СПЕЦБИОТЕХ» (л.д.33 т.2).
При этом участником закупки ООО «СПЕЦБИОТЕХ» не была представлена собственная лицензия на осуществление медицинской деятельности в <данные изъяты>, где должны быть оказаны услуги согласно документации.
Однако, по протоколу подведения итогов электронного аукциона № 0187300014720000346 аукционной комиссией, в том числе ее председателем Кузьминой Д.В., заявка участника ООО «СПЕЦБИОТЕХ» была признана соответствующей требованиям Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что является нарушением пункта 1 части 6 статьи 69 указанного Федерального закона.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Кузьминой Д.В. к административной ответственности, предусмотренной части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменяя постановление должностного лица, и, прекращая производство по делу в связи с отсутствием в действиях Кузьминой Д.В. состава административного правонарушения, судья городского суда исходил из того, что основания для признания заявки ООО «СПЕЦБИОТЕХ» на участие в аукционе ненадлежащей, несоответствующей требованиям документации об аукционе, отсутствовали, поэтому установленный порядок допуска к участию в закупке согласно требованиям Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» нарушен не был.
Кроме того, судья в решении указал, что материалы дела об административном правонарушении не содержат документов, подтверждающих выполнение прокурором Сургутского района требований пункта 3 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Однако, указанные выводы судьи сделаны без учета следующего.
Исходя из положений Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ) и Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ), деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ относится к деятельности в области охраны здоровья граждан и медицинской деятельности, санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Проведение мероприятий санитарно-противоэпидемиологического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ).
Так, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ).
Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территории, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).
Согласно пункту 3 названного Положения медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню в приложении к нему, которые выполняются, в том числе при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены также работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции, дератизации, в связи с чем они подлежат лицензированию.
Из материалов дела усматривается, что ООО «СПЕЦБИОТЕХ» фактически допущено к участию в аукционе на оказание услуг по дезинсекции и дератизации в <данные изъяты>, и стало победителем данного аукциона.
Однако, ООО «СПЕЦБИОТЕХ», являясь участником аукциона на осуществление деятельности (оказание услуг), подлежащей лицензированию, не представило собственную лицензию на осуществление медицинской деятельности, наличие которой является обязательным. Вместо этого в составе заявки имеется копия лицензии (номер) от (дата), выданная ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» на осуществление медицинской деятельности в соответствии с перечнем работ (услуг) согласно приложению (ям) к лицензии, которого в материалах дела не имеется (т.2, л.д.41).
Исходя из пункта 6 Технического задания на оказание услуг по дезинфекции и дератизации в <данные изъяты>, утвержденного Кузьминой Д.В. в составе документации об аукционе в электронной форме, одним из требований к лицам, осуществляющим выполнение работ (услуг), является необходимость наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности по виду работ дезинфектология по г. Сургуту и Сургутскому району (т.1, л.д.48-93).
В соответствии с пунктом 11 указанного Технического задания исполнитель вправе привлекать для оказания таких видов услуг соисполнителей.
В этой связи, исходя из сложившейся судебной практики, возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения государственного (муниципального) контракта не исключает необходимость наличия действующей лицензии у участников закупки (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года).
Наряду с этим, судом не дана оценка доводам заместителя прокурора Сургутского района Трофимова А.А. о том, что в адрес Кузьминой Д.В. было направлено требование, содержавшее в себе всю необходимую информацию о предмете, цели, сроках проведения проверки.
Таким образом, выводы суда в решении об отмене постановления и прекращении производства по делу в связи отсутствием в действиях Кузьминой Д.В. состава административного правонарушения являются преждевременными, не основанными на требованиях закона и фактических обстоятельствах дела.
Руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л :
протест заместителя прокурора Сургутского района Трофимова А.А. удовлетворить.
Решение судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 мая 2021 года по делу административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя главы Сургутского района – директора департамента жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи администрации Сургутского района Кузьминой (ФИО)8 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд иному судье.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры Л.М. Солопаева