Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-241/2023 (2-3134/2022;) ~ М-2761/2022 от 20.07.2022

Дело -----

УИД -----

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дата года адрес

Ленинский районный суд адрес Республики

в составе председательствующего судьи Филиппова А.Н.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием

истца ФИО1,

представителя истца ФИО1ФИО5,

представителя ответчика – Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике – ФИО3,

    рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике о взыскании недоплаченных денежных средств при выплате компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, недоплаченных денежных средств за неиспользованные отпуска, недоплаченных денежных средств при выплате дополнительной компенсации в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, компенсации морального вреда, процентов за нарушение срока выплаты заработной платы,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском с учетом его уточнения к ИФНС России по адрес о взыскании недоплаченных денежных средств при выплате компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, недоплаченных денежных средств за неиспользованные отпуска, недоплаченных денежных средств при выплате дополнительной компенсации в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, компенсации морального вреда, процентов за нарушение срока выплаты заработной платы.

Исковые требования мотивированы тем, что с дата по дата она проходила государственную гражданскую службу на различных должностях в ИФНС России по адрес. Последней занимаемой должностью истца была заместитель начальника ИФНС России по адрес. В связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе с ФИО1 дата расторгнут служебный контракт и она освобождена от замещаемой должности. При увольнении ФИО1 выплачена денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 158754 руб. 80 коп., денежная компенсация за все неиспользованные отпуска в сумме 50790 руб. 80 коп. и дополнительная компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, за период с дата по дата в сумме 35218 руб. 64 коп.

Истец полагает, что при расчете данных выплат ответчиком необоснованно не были включены суммы материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования, что привело к занижению сумм выплат.

На основании изложенного, истец с учетом уточнения, просит суд взыскать с ответчика в свою пользу недоплаченные денежные средства при выплате компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 359886 рублей 68 копеек; недоплаченные денежные средства за неиспользованные отпуска в сумме 123841 рубль 33 копейки; недоплаченные денежные средства при выплате дополнительной компенсации в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении в сумме 122091 рубль 87 копеек, проценты (компенсацию) за неполную выплату причитающихся сумм за период с дата по дата в сумме 34188 рублей 44 копейки и далее с дата по день фактического расчета включительно, компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей.

Кроме того, в период рассмотрения дела, истец обратилась в адрес суда с заявлением о взыскании с ответчика в свою пользу судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 17000 рублей.

Определением суда от дата по данному делу произведена процессуальная замена ответчика ИФНС России по адрес на УФНС России по Чувашской Республике.

В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО5 доводы, изложенные в исковом заявлении с учетом уточнения, поддержали в полном объеме, просили заявленные исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика – Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике – ФИО3 в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве, который приобщен к материалам дела (т. 1 л.д. 60-65). Из данного отзыва следует, что исчисление денежного содержания гражданских служащих в части учета произведенных в отчетном периоде выплат материального стимулирования, регулируется в соответствии с ведомственными актами государственного органа в зависимости от порядка осуществления указанной выплаты. При этом, отсутствует нормативный правовой акт, устанавливающий выплату материального стимулирования на постоянной основе. Поэтому, при расчете вышеуказанных выплат ответчиком обоснованно не включены суммы материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились.

С учетом мнения участвующих лиц, положений ст. 167 ГПК РФ, суд посчитал возможным рассмотреть данное дело при имеющейся явке.

Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из справки УФНС России по Чувашской Республике от дата ----- следует, что ФИО1 работала в должности заместителя начальника ИФНС России по адрес с дата по дата (приказ от дата ----- «О назначении ФИО1» и приказ от дата ----- «О расторжении служебного контракта и увольнении ФИО1»).

В соответствии с пунктом 2 служебного контракта от дата -----, заключенного между УФНС России по Чувашской Республике и ФИО1, гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности заместителя начальника ИФНС России по адрес.

Как следует из пункта 9 данного служебного контракта, ФИО1 установлено денежное содержание, которое состояло из: - месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы РФ (должностного оклада) в размере 6390 рублей в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином в размере 1977 рублей; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере 30 процентов этого оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы РФ в размере 120 процентов этого оклада; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций ИФНС России по адрес, исполнения должностного регламента; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.

Пунктом 10 указанного служебного контракта предусмотрено, что гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от дата №ЕД-7-4/397 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике» и приказом Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике от дата ----- «О проведении организационно-штатных мероприятий в Управлении Федеральной налоговой службы по Чувашской республике» Инспекция Федеральной налоговой службы по адрес реорганизуется путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике. В связи с изложенным, должность заместителя начальника инспекции подлежит сокращению.

дата ФИО1 ознакомлена с предупреждением от дата ----- о сокращении занимаемой ею должности.

дата ФИО1 обратилась к руководству Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике с заявлением об увольнении с работы с дата в связи с сокращением ее должности. В заявлении она также указала, что от назначения на иные должности государственной гражданской службы отказывается.

В соответствии с приказом от дата ----- с ФИО1 расторгнут служебный контракт от дата ----- и она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы дата в связи с сокращением должности гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от дата №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

Из данного приказа также следует, что основанием для расторжения служебного контракта послужил приказ УФНС России по Чувашской Республике от дата ----- «О проведении организационно-штатных мероприятий в Управлении Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике», письменное предупреждение о сокращении должности государственной гражданской службы от дата, заявление ФИО1 от дата о расторжении служебного контракта с выплатой дополнительной компенсации.

Данным приказом определено выплатить ФИО1 в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от дата №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» компенсацию в размере четырёхмесячного денежного содержания. В соответствии с частью 13 статьи 46 Федерального закона от дата №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» определено выплатить ФИО1 денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска. В соответствии с частью 7 статьи 31 Федерального закона от дата №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» определено выплатить ФИО1 дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

В соответствии с приказом от дата ----- ФИО1 подлежит выплате денежная компенсация за неиспользованные дни: ежегодного основного оплачиваемого отпуска за период работы с дата по дата из расчета 10 календарных дней; за период работы с дата по дата из расчета 26 календарных дней; ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ за период работы с дата по дата из расчета 3,33 календарных дней; дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день за период работы с дата по дата из расчета 4 календарных дня.

Согласно лицевому счету ФИО1, при увольнении ей были выплачены следующие суммы: надбавка за классный чин в сумме 94,14 руб., денежное поощрение в сумме 304,29 руб., повременная выплата по окладу в сумме 304,29 руб., надбавка за особые условия госслужбы в сумме 365,14 руб., ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в сумме 91,29 руб., премия ежемесячная в сумме 14058 руб., материальное стимулирование государственного гражданского служащего за 1 квартал в сумме 160300 руб., компенсация при увольнении в сумме 158754, 80 руб., дополнительная компенсация при увольнении 35218,64 руб., компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 50790,80 руб.

Не согласившись с размером указанных выплат, стороной истца был произведен и представлен суду расчет, который в последующем был уточнен с учетом контррасчета ответчика, согласно которому ФИО1 подлежит доплате компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 359886,68 руб. (518641,48-158754,80), денежная компенсация за неиспользованные отпуска в сумме 123841,33 руб. (174632,13-50790,80), дополнительная компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении в сумме 122091,87 руб. (157310,51-35218,64).

Судом также установлено, что ФНС России утверждено материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих соответственно в апреле, июле, сентябре, декабре 2021 года, а также марте и апреле 2022 года.

В свою очередь, материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих утверждено Управлением ФНС по Чувашской Республики соответственно в апреле, июле, сентябре, декабре 2021 года, а также в апреле 2022 года.

Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службе на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.

Получение ФИО1 средств материального стимулирования в соответствии с приказами, подтверждается соответствующими расчетными листами (т. 1 л.д.37-40), лицевым счетом ФИО1, а также не оспаривается ответчиком.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от дата № 79-ФЗ).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от дата № 79-ФЗ, гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от дата № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от дата № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную ------; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от дата № 79-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период).

В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от дата № 79-ФЗ, гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от дата ----- «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (в редакции, действовавшей в спорный период), фонд оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от дата ----- «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 8 подпункта р) пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от дата ----- «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до дата представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Из приведенных нормативных положений (в редакции, действовавшей в спорный период) следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Данная правовая позиция нашла отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от дата ------КГ19-4.

Из представленных суду копий писем и приказов ФНС России за 2021-2022 год следует, что в соответствии с решением руководителя ФНС России до Управлений ФНС России по субъектам РФ и Межрегиональных инспекций доводилась информация о дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС сверх установленного фонда оплаты труда, соответственно в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от дата ----- в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, предусмотренных к реализации, Правительством Российской Федерации принимались постановления, которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от дата № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Доводы ответчика о том, что материальное стимулирование истца за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем не учитывается при расчете среднего заработка истца, основаны на ошибочном толковании законодательства.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от дата -----н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (далее - Порядок).

Порядок разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от дата ----- «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (пункт 1 Порядка).

Согласно пункту 2 Порядка, материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Между тем, в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от дата ----- «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с дата, в 2008 - 2012 годах и в 2013 году.

В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от дата ----- «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 - 2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора» раздела «Общегосударственные вопросы» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Исходя из приведенных положений в их системной взаимосвязи материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от дата ----- «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 - 2010 годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.

Однако, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от дата ----- «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от дата -----н.

Из документов, представленных ответчиком суду не следует, что спорные суммы выплачивались ФИО1 на основании постановления Правительства Российской Федерации от дата ----- «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, которые не входят в состав денежного содержания гражданского служащего.

Напротив, из исследованных писем ФНС России, а также из приказов Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике, следует, что доводилась информация, и впоследствии распределялись бюджетные ассигнования, направленные на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда.

Оснований сомневаться в том, что ФИО1 получала материальное стимулирование за указанные выше периоды в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности у суда не имеется, поскольку из представленных писем ФНС России следует, что решение о материальном стимулировании руководителем ФНС России принималось в том числе на основании проведенного мониторинга результатов работы территориальных органов ФНС России по показателям, а решения о распределении бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование, принимались на основании заседаний Комиссий по оценке эффективности деятельности органов ФНС России.

Таким образом, суд приходит к выводу, что выплаченное ФИО1 в соответствии с названными выше расчетными листами материальное стимулирование и дополнительное материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты отпускных, компенсаций при сокращении.

Как следует из представленных суду расчетных листов ФИО1, суммы материального стимулирования, дополнительного материального стимулирования не были включены в расчет при исчислении денежного содержания, учитываемого при расчете отпускных, компенсаций при сокращении.

Проверяя расчет недоплаченных истцу денежных сумм, суд исходил из представленных в материалы дела расчетных листов, лицевого счета ФИО1 и справок о доходах ФИО1 за 2021-2022 г., согласно которым истцу были выплачены средства материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования.

В соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

Как следует из части 3.1 статьи 37 Федерального закона от дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Согласно части 7 статьи 31 Федерального закона от дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока, указанного в части 2 настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

В соответствии со ст.73 Федерального закона от дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Как следует из статьи 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Согласно статьи 127 ТК РФ, при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

В связи с тем, что при исчислении компенсаций в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, дополнительной компенсации в размере денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, подлежащих выплате при увольнении по сокращению, учитывается денежное содержание, подлежащее расчету в соответствии с вышеуказанным требованиями Федерального закона от дата № 79-ФЗ, Указом Президента РФ от дата ----- «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований в части включения в расчеты указанных выплат сумм материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования государственных гражданских служащих.

Из сумм выплаченных истцу компенсаций при увольнении и приведенных ею расчетов следует, что при исчислении месячного и дневного денежных содержаний суммы материального стимулирования, дополнительного материального стимулирования, не учитывались.

Расчеты сумм компенсаций в исковом заявлении судом проверены, признаны правильными и арифметически верными, они не противоречат расчетам, представленным ответчиком, сторонами не оспариваются (т. 1 л.д. 71-72, 88-91).

С учетом изложенного, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию недоплаченные денежные средства при выплате компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 359886 рублей 68 копеек (518641 руб. 48 коп. (подлежало выплате) – 158754 руб. 80 коп. (фактически выплачено)); недоплаченные денежные средства за неиспользованные отпуска в сумме 123841 рублей 33 копейки (174632 руб. 13 коп. (подлежало выплате) - 50790 руб. 80 коп. (фактически выплачено)); недоплаченные денежные средства при выплате дополнительной компенсации в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении в сумме 122091 рубль 87 копеек (157310 руб. 51 коп. (подлежало выплате) - 35218 руб. 64 коп. (фактически выплачено)).

Разрешая заявленные истцом требования о взыскании процентов (компенсации) за неполную выплату причитающихся сумм за период с дата по дата и далее с дата по день фактического расчета включительно, суд исходил из следующего.

Согласно статье 21 ТК РФ, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы.

В силу статьи 22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату.

В соответствии с положениями части четвертой ст. 84.1 и части первой ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора работодатель обязан произвести расчет с работником и выплатить все причитающиеся ему суммы в день увольнения, а если работник в этот день не работал, то не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Положениями ст. 236 ТК РФ установлено, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Поскольку истец была уволена дата, у ответчика наступила обязанность по выплате истцу всех причитающихся сумм при увольнении, однако до настоящего времени причитающиеся истцу выплаты при увольнении ответчиком не произведены.

Согласно расчету истца, не оспоренному ответчиком, проверенному и принятому судом, размер компенсации в соответствии с положениями ст. 236 ТК РФ за период с дата по дата составляет 34188 рублей 44 копейки.

Таким образом, требования истца в данной части, а также в части взыскания процентов (компенсации) далее с дата по день фактического расчета включительно в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки подлежат удовлетворению.

Из отзыва ответчика следует, что по данному делу не имеется оснований для возложения на работодателя ответственности, предусмотренной ст. 236 ТК РФ, ввиду возникшего индивидуального трудового спора.

Однако суд не может согласиться с данными доводами, поскольку в данном случае вышеуказанные компенсации должны быть выплачены работнику при увольнении.

Также истцом заявлено требование о компенсации причиненного ответчиком морального вреда в сумме 5 000 рублей, которое истец обосновала нравственными страданиями в связи с лишением ее права получать вознаграждение за труд в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 16 ст.70 Федерального закона от дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о взыскании в пользу гражданского служащего денежной компенсации причиненного ему морального вреда. Размер этой компенсации определяется судом.

Указанный спор не связан с нарушением прав истца освобождением от замещаемой гражданской службы, увольнением с гражданской службы либо переводом на иную должность.

Вместе с тем, согласно ст. 73 Федерального закона от дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (ст. 237 Трудового кодекса РФ).

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания работника, причиненные неправомерными действиями или бездействием работодателя, нарушающими его трудовые права, закрепленные законодательством, соглашением, коллективным договором, иными локальными актами организации, трудовым договором.

В соответствии с данной правовой нормой, в случае нарушения работодателем прав и законных интересов работника возникновение у последнего нравственных страданий презюмируется, то есть не требует дополнительного доказывания. Предмет доказывания сводится в данном случае к доказыванию характера и объема наступивших последствий, вызванных физическими либо нравственными страданиями лица, что способно повлиять на размер денежной компенсации.

Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Поскольку нарушение трудовых прав истца судом установлено, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, период задолженности, нравственные переживания истца, с учетом требований разумности и справедливости суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

В ходе рассмотрения дела истцом в адрес суда подано заявление о взыскании с ответчика судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 17000 рублей.

В судебном заседании истец дополнительно пояснила, что данную сумму она просит взыскать с ответчика за составление представителем ФИО5 искового заявления, уточнения к нему, а также за участие в судебных заседаниях представителя по данному делу.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Как следует из материалов дела, интересы истца в ходе рассмотрения дела представляла ФИО5 на основании договора об оказании юридических услуг от дата. Истцом произведена оплата юридических услуг в размере 17000 руб., что подтверждается актом приема-передачи от дата и чеком ПАО Сбербанк от дата

Из акта приема-передачи от дата следует, что стоимость оказанных услуг составила: за составление искового заявления – 5000 рублей, за составления уточненного искового заявления – 5000 рублей, участие в судебном заседании дата – 7000 рублей.

Представленными суду документами подтверждается, что истцом понесены расходы на оплату услуг представителя на общую сумму 17000 руб.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата ----- «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

Из пункта 11 данного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.

Вместе с тем, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе, расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

В пункте 13 данного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации указано, что разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства по гражданскому делу, характер и объем заявленных требований, объект судебной защиты, категорию спора и уровень его сложности, а также время, необходимое на подготовку процессуальных документов, объем всех оказанных представителем услуг по данному делу, продолжительность рассмотрения дела, исходя из принципа разумности размера подлежащих отнесению на ответчика судебных расходов, а также удовлетворение исковых требований в полном объеме, суд считает возможным определить размер подлежащих взысканию судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 15000 рублей.

В случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований (п.п. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ).

Таким образом, поскольку в силу п.п. 1 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истец от уплаты госпошлины при обращении в суд с настоящим иском был освобожден, ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в силу пункта 19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, несмотря на то, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике о взыскании недоплаченных денежных средств при выплате компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, недоплаченных денежных средств за неиспользованные отпуска, недоплаченных денежных средств при выплате дополнительной компенсации в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, компенсации морального вреда, процентов за нарушение срока выплаты заработной платы, удовлетворить.

Взыскать Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике (------) в пользу ФИО1, дата года рождения, уроженки адрес Чувашской АССР, паспорт ----- выдан дата:

- недоплаченные денежные средства при выплате компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 359886 рублей 68 копеек;

- недоплаченные денежные средства за неиспользованные отпуска в сумме 123841 рубль 33 копейки;

- недоплаченные денежные средства при выплате дополнительной компенсации в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении в сумме 122091 рубль 87 копеек;

- проценты (компенсацию) за неполную выплату причитающихся сумм за период с дата по дата в сумме 34188 рублей 44 копейки и далее с дата по день фактического расчета включительно в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки;

- компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей.

Взыскать Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике (------) в пользу ФИО1, дата года рождения, уроженки адрес Чувашской АССР, паспорт ----- выдан дата, судебные расходы в сумме 15000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд адрес Республики.

Судья А.Н. Филиппов

Мотивированное решение составлено дата.

2-241/2023 (2-3134/2022;) ~ М-2761/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Юсупова Ирина Валерьяновна
Ответчики
УФНС России по Чувашской Республике
Другие
Кириллова Ирина Алексеевна
Министерство финансов Российской Федерации
ФНС России
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики
Судья
Филиппов Александр Николаевич
Дело на странице суда
leninsky--chv.sudrf.ru
20.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.07.2022Передача материалов судье
25.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.08.2022Судебное заседание
12.10.2022Судебное заседание
02.11.2022Судебное заседание
08.12.2022Судебное заседание
20.01.2023Судебное заседание
27.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее