Дело № 2-165/2023
УИД 66RS0036-01-2023-000013-09
В окончательной форме решение принято 23 марта 2023 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Кушва 16 марта 2023 года
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Фоменко Р.А.,
с участием помощника прокурора города Кушвы Мартыновой Е.Е.,
при секретаре судебного заседания Алексеевой Л.В.,
рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кушвы в интересах Российской Федерации к Николаевой Тамаре Васильевне о взыскании неправомерно выплаченных денежных средств,
установил:
Прокурор города Кушвы обратился в суд в интересах Российской Федерации к директору муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия городского округа Верхняя Тура» Николаевой Т.В. о взыскании неправомерно выплаченных денежных средств, в котором просит взыскать с ответчика в доход городского округа Верхняя Тура неправомерно выплаченные денежные средства в размере 73 800 рублей 00 копеек.
В обоснование иска указано, что муниципальное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия городского округа Верхняя Тура» (далее – МКУ «ЦБГО») является некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме муниципального казенного учреждения. МКУ «ЦБГО» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного постановлением главы Городского округа Верхняя Тура от ДД.ММ.ГГГГ № Согласно Уставу учредителем МКУ «ЦБГО» является Городской округ Верхняя Тура. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Городского округа Верхняя Тура (далее - администрация), также администрация осуществляет функции и полномочия собственника имущества. Руководство учреждением осуществляет Николаева Т.В., назначенная на должность распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ №. Финансовое и материально – техническое обеспечение МКУ «ЦБГО» осуществляется в пределах бюджетной сметы расходов, утверждаемой в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Бюджет Городского округа Верхняя Тура на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годы утвержден решением Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете Городского округа Верхняя Тура на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» (далее – решение о бюджете № 84). Бюджет Городского округа Верхняя Тура на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годы утвержден решением Думы от 22.12.2021 № 96 «О бюджете Городского округа Верхняя Тура на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» (далее – решение о бюджете № 96). В рамках проведенной Контрольным органом Городского округа Верхняя Тура проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на обеспечение деятельности МКУ «ЦБГО» за 2021 и 5 месяцев 2021 установлены нарушения в части расходования бюджетных средств, направленных в проверяемых периодах на оплату труда работником МКУ «ЦБГО».
В проверяемом периоде ввиду истечения срока действия коллективного договора (срок действия истек в июле 2017 года) порядок оплаты труда в МКУ «ЦБГО» регулировался Положением «Об оплате труда работников МКУ «ЦБГО», утвержденным приказом руководителя от 01.10.2018 № 97. Согласно Положению об оплате труда работникам ежемесячно выплачивается персональная надбавка к должностному окладу за сложность, за интенсивность, высокие результаты работы, которая устанавливается в процентном соотношении к окладу каждому индивидуально и зависит, в том числе, от добросовестного выполнения должностных обязанностей. В соответствии с Положением о премировании работников МКУ «ЦБГО», утвержденным приказом руководителя от 01.10.2018 № 98, могут выплачиваться поощрительные премии к праздникам (Новый год, Международный женский день) в размере 500 рублей; к профессиональным праздникам (День бухгалтера, день экономиста, День водителя) в размере 1000 рублей.
Приказом руководителя МКУ «ЦБГО» от 25.03.2021 № 38 «О поощрении сотрудников» в связи с международным женским днем 8 Марта бухгалтерским работникам, экономическим работникам, завхозу назначена премия в размере 1000,00 рублей, что противоречит Положению о премировании, и привело к неправомерному расходованию бюджетных средств в сумме 12 075,00 рублей с учетом уральского коэффициента).
Кроме того, в 2021 году работникам МКУ «ЦБГО» выплачено единовременное денежное вознаграждение, не установленное положением об оплате труда и положением о премировании, за многолетний добросовестный труд и в связи с 50-летием работника в сумме 2000 рублей, а также в связи с юбилейной датой 55 лет в сумме 5000,00 рублей, что также привело к неправомерному расходованию бюджетных средств в сумме 8 050,00 рублей с учетом уральского коэффициента.
Приказом руководителя МКУ «ЦБГО» от 28.02.2022 № 14 «О назначении дополнительной оплаты» бухгалтерским работникам, экономическим работникам, назначена премия в общей сумме 46 500,00 рублей, за добросовестное исполнение трудовых обязанностей и сдачу годовой отчетности за 2021 год.
Осуществление указанных выплат противоречит Положению об оплате труда и свидетельствует о неправомерном использованием бюджетных средств в сумме 53 475,00 рублей с учетом уральского коэффициента.
Таким образом, директором МКУ «ЦБГО» Николаевой Т.В. неправомерно осуществлены выплаты работникам в 2021-2022 годах в сумме 73 800,00 рублей.
Согласно условиям трудового договора с руководителем муниципального учреждения, Николаева Т.В. является единоличным исполнительным органом учреждения, самостоятельно осуществляет руководство деятельностью учреждения; обязана осуществлять целевое и эффективное использование денежных средств учреждения; несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим трудовым договором. Приказы (распоряжения) о поощрении сотрудников, назначении дополнительных выплат подписаны руководителем учреждения Николаевой Т.В., за исключением распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № № (подписано главой Городского округа Верхняя Тура).
В результате незаконного начисления и выплаты поощрений ответчиком причинен ущерб бюджету Городского округа Верхняя Тура в размере 73 800 рублей. С учетом изложенного, прокурором г.Кушвы заявлены требования о взыскании с директора муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия Городского округа Верхняя Тура»» Николаевой Т.В. в доход бюджета Городского округа Верхняя Тура неправомерно выплаченных денежных средств в сумме 73 800,00 рублей.
Определением Кушвинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Городского округа Верхняя Тура.
В судебном заседании помощник прокурора города Кушвы Мартынова Е.Е. исковые требования поддержала по основаниям, приведенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Николаева Т.В. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в своё отсутствие, при этом, в заявлении о рассмотрении дела в своё отсутствие указала на частичное признание исковых требований (л.д.102).
Третьи лица администрация Городского округа Верхняя Тура и Контрольный орган Городского округа Верхняя Тура явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела (л.д.112,120).
Принимая во внимание доводы истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно положениям статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип эффективности использования бюджетных средств, означающий, что участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации), который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу п.3 ст.53 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.
Судом установлено, что МКУ «ЦБГО» является некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме муниципального казенного учреждения и осуществляющей свою деятельность на основании Устава, утвержденного постановлением главы Городского округа Верхняя Тура от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно Уставу учредителем МКУ «ЦБГО» является Городской округ Верхняя Тура, функции и полномочия учредителя и собственника имущества осуществляет также администрация Городского округа Верхняя Тура.
Финансовое и материально – техническое обеспечение МКУ «ЦБГО» осуществляется в пределах бюджетной сметы расходов, утверждаемой в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Бюджет Городского округа Верхняя Тура на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годы утвержден решением о бюджете №, бюджет Городского округа Верхняя Тура на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годы утвержден решением о бюджете №.
В Решениях о бюджете №, № бюджетные ассигнования МКУ «ЦБГО» на 2021 и 2022 годы предусмотрены по коду целевой статьи 7000070040 «Выполнение функций муниципальными учреждениями».
На 2021 год лимиты бюджетных обязательств до МКУ «ЦБГО» доведены в объеме 16 781 368,00 рублей уведомлением о лимитах бюджетных обязательств от ДД.ММ.ГГГГ. Бюджетная смета учреждения на 2021 год утверждена главой городского округа ДД.ММ.ГГГГ, в объеме доведенных лимитов бюджетных обязательств. В течение 2021 года в бюджетную смету МКУ «ЦБГО» вносились изменения и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ объем лимитов бюджетных обязательств утвержден в сумме 25 609 368,00 рублей, из которых фонд оплаты труда составил 21 427 455,74 рублей.
Лимиты бюджетных обязательств на 2022 год до МКУ «ЦБГО» доведены в объеме 27 299 808,00 рублей ДД.ММ.ГГГГ, в том числе на оплату труда – 22 465 109,00 рублей.
Бюджетная смета на 2022 год утверждена ДД.ММ.ГГГГ в объеме доведенных лимитов бюджетных обязательств. В течение 5 месяцев 2022 года объемы бюджетных ассигнований, доведенные до учреждения, не изменялись.
Контрольным органом городского округа Верхняя Тура на основании распоряжений председателя контрольного органа от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № в целях проверки законного, результативного (эффективного и целевого) использования средств местного бюджета, выделенных МКУ «ЦБГО» в 2021-2022 г.г., проведена проверка МКУ «ЦБГО» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-19).
По итогам проведенной проверки установлено, что в нарушение положений ст.34 Бюджетного кодекса Российской Федерации в МКУ «ЦБГО» средства, предусмотренные на выплату заработной плату работникам, израсходованы в завышенных объемах.
Руководителем МКУ «ЦБГО» является Николаева Т.В., назначенная на должность директора учреждения распоряжением администрации от 24.04.2009г. №.
В соответствии со статьей 238 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
В силу статьи 242 Трудового кодекса Российской Федерации полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.
Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
В соответствии со статьей 277 Трудового кодекса Российской Федерации руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.
Николаева Т.В. является руководителем МКУ «ЦБГО» на основании распоряжения администрации Городского округа Верхняя Тура № от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, работодателем для ответчика является администрация Городского округа Верхняя Тура.
Согласно условиям трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного работодателем - администрацией Городского округа Верхняя Тура с Николаевой Т.В., руководитель муниципального учреждения Николаева Т.В. является единоличным исполнительным органом учреждения (п.1.7 договора), самостоятельно осуществляет руководство деятельностью учреждения (п.2.3 договора); обязана обеспечивать целевое использование денежных средств учреждения (л.д.27-35).
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На основании статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда работников муниципальных учреждений, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В проверяемом периоде в виду истечения срока действия коллективного договора порядок оплаты труда в МКУ «ЦБГО» регулировался Положением «Об оплате труда работников МКУ «ЦБГО», утвержденным приказом руководителя от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.37-50).
Согласно Положению об оплате труда, работникам ежемесячно выплачивается персональная надбавка к должностному окладу за сложность, за интенсивность, высокие результаты работы, которая устанавливается в процентном соотношении к окладу каждому индивидуально и зависит, в том числе, от объема работы, добросовестного выполнения должностных обязанностей (п.5.3).
В соответствии с Положением о премировании работников МКУ «ЦБГО», утвержденным приказом руководителя от ДД.ММ.ГГГГ №, могут выплачиваться поощрительные премии к праздникам (Новый год, Международный женский день) в размере 500 рублей; к профессиональным праздникам (День бухгалтера, день экономиста, День водителя) в размере 1000 рублей (л.д.51-54).
Вместе с тем, приказом руководителя МКУ «ЦБГО» от ДД.ММ.ГГГГ № «О поощрении сотрудников» (л.д.57-58) в связи с международным женским днем 8 Марта бухгалтерским работникам, экономическим работникам, завхозу назначена премия в размере 1000,00 рублей, что противоречит Положению о премировании, и привело к неправомерному расходованию бюджетных средств в сумме 12 075,00 рублей (с учетом уральского коэффициента) (1000-500)*15%*21 человек=12 075,00 рублей).
Кроме того, в соответствии с приказом о поощрении от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.59) работнику МКУ «ЦБГО» выплачено единовременное денежное вознаграждение, не установленное положением об оплате труда и положением о премировании - за многолетний добросовестный труд и в связи с 50-летием работника в сумме 2000 рублей, что привело к неправомерному расходованию бюджетных средств в сумме 2 300,00 рублей (с учетом уральского коэффициента) (2000*15%=2300,00 рублей).
Приказом руководителя МКУ «ЦБГО» от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении дополнительной оплаты» (л.д.55) бухгалтерским работникам, экономическим работникам, назначена премия в общей сумме 46 500,00 рублей, за добросовестное исполнение трудовых обязанностей и сдачу годовой отчетности за 2021 год. Осуществление указанных выплат противоречит Положению об оплате труда и является неправомерным использованием бюджетных средств в сумме 53 475,00 рублей (с учетом уральского коэффициента) (46500*15%=53 475,00 рублей).
Приказы (распоряжения) о поощрении сотрудников, назначении дополнительных выплат подписаны руководителем учреждения Николаевой Т.В., за исключением распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, директором МКУ «ЦБГО» Николаевой Т.В. неправомерно осуществлены выплаты работникам в 2021-2022 годах в сумме 67 850 рублей (12 075,00+2 300,00+53 475,00).
Оснований для взыскания с Николаевой Т.В. в доход бюджета Городского округа Верхняя Тура неправомерно выплаченных денежных средств, не предусмотренных положением об оплате труда и положением о премировании, в размере 5 750 рублей (с учетом уральского коэффициента) в связи с юбилейной датой Николаевой Т.В., суд не усматривает исходя из того, что указанная выплата произведена на основании распоряжения главы Городского округа Верхняя Тура № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.56).
Согласно ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию госпошлина в размере, определённом п.п.1 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 2 235 рублей 50 копеек.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора города Кушвы в интересах Российской Федерации к Николаевой Тамаре Васильевне о взыскании неправомерно выплаченных денежных средств удовлетворить частично
Взыскать с Николаевой Тамары Васильевны в доход бюджета Городского округа Верхняя Тура неправомерно выплаченные денежные средства в размере 67 850 рублей 00 копеек.
Взыскать с Николаевой Тамары Васильевны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 235 рублей 50 копеек
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Кушвинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Фоменко Р.А.