Дело № 2-448/2023
УИД: 21RS0003-01-2023-000408-49
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2023 года с. Батырево
Батыревский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Чукмаевой Т.Г., при секретаре судебного заседания Якушевой А.М., с участием представителя истца – старшего помощника Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Хрычева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Батыревского муниципального округа Чувашской Республики об обязании создать специализированную площадку для размещения загрязненного снега,
УСТАНОВИЛ:
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Батыревский районный суд Чувашской Республики с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Батыревского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда создать специализированную площадку для размещения загрязненного снега, соответствующую требованиям СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и «СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация, Наружные сети и сооружения. СниП ДД.ММ.ГГГГ-85» указав, что ими проведена проверка по факту нарушения требований действующего законодательства при определении мест размещения загрязненного снега на территории Батыревского муниципального округа.
Специализированные площадки, снегоплавильные установки на территории муниципального округа отсутствуют.
В судебном заседании представитель истца - старший помощник Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Хрычев А.В поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что после внесения представления достаточных мер к тому, чтобы исполнить требования закона, не принято, полагает необходимым и достаточным установить срок исполнения данных требований в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Ответчик - Администрация Батыревского муниципального округа Чувашской Республики, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направила. об уважительности причины не явки суду не сообщила.
Согласно ст.233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Третье лицо – Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствие со ст. 2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду - обязанность государства.
Согласно ст.ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений.
Нормами ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений статей 1, 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы подлежат размещению на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (полигонах).
В соответствии с п.34 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, вывоз снега должен осуществляться в специально подготовленные места для приема снега площадки для вывоза и временного складирования снега, оборудованные водонепроницаемым покрытием, и обвалованных сплошным земляным валом, предотвращающим попадание талых вод на прилегающую территорию и ближайшие поверхностные водные объекты, или вывозиться на снегоплавильные установки. Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.
В соответствии с данными нормами и правилами зимний период обработка тротуаров и дорожных покрытий поваренной солью (NaCl) запрещается. Все средства борьбы с гололедом и участки размещения и устройства снежных "сухих" свалок необходимо согласовывать с районными санэпидстанциями, с учетом конкретных местных условий, исключая при этом возможность отрицательного воздействия на окружающую среду. Запрещается перемещение, переброска и складирование скола льда, загрязненного снега и т.д. на площади зеленых насаждений.
В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Исходя из вышеизложенного, складирование снега должно осуществляться в специально отведенных для этого местах.
Согласно п. 11 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ утверждение правил благоустройства территории муниципального образования относится к компетенции представительного органа муниципального образования.
Пунктами 1 и 10 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что правила благоустройства территории муниципального образования могут, в числе прочих, регулировать вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в окружающей среды и природного ресурса.
На основании п.2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии п. 5 и 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и функционирование парковок, осуществления муниципального контроля автомобильном транспорте, городском наземном транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Таким образом, к полномочиям администрации Батыревского муниципального округа Чувашской Республики относится обустройство специализированной площадки для размещения загрязненного снега.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, обеспечивается посредствам выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Нарушения были выявлены в ходе прокурорской проверки деятельности администрации, в связи с чем в адрес органа местного самоуправления внесено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно поступившему ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ № требования представления рассмотрены, администрацией Батыревского муниципального округа ведутся работы по определению местонахождения площадки для размещения снега и льда с улиц территории муниципального округа, вместе с тем до настоящего времени площадки в соответствии с санитарными правилами не созданы.
Выявленное в деятельности органа местного самоуправления нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст.42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона. Таким образом, нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную среду, а также создается угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний
Из материалов дела следует, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ соблюдения законодательства об отходах производства и потребления, по результатам которого установлено, что администрацией Батыревского муниципального округа в границах муниципального образования место (места) для накопления отходов от зимней уборки снега не определено.
Согласно п.п.4.8,4.9 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019г №, складирование собранного снега допускается осуществлять на специально отведенные площадки с водонепроницаемым покрытием и обвалованные сплошным земляным валом или вывозить снег на снегоплавильные установки. Размещение и функционирование снегоплавильных установок должно соответствовать требованиям законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; не допускается размещение мест складирования снега в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, сброс снега на поверхность ледяного покрова водоемов и водосборную территорию, а также в радиусе 50 м от источников нецентрализованного водоснабжения.
Таким образом, на основании приведенных выше требований закона, уборка снега, определение мест размещения загрязненного снега, оборудование данных мест, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Следовательно, администрацией Батыревского муниципального округа Чувашской Республики не реализованы мероприятия по безопасному размещению загрязненного снега, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем заявленные Чебоксарским межрайонным природоохранным прокурором требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая решение о возложении обязанности на администрацию Батыревского муниципального округа Чувашской Республики совершить действия, если эти действия не могут быть совершены иными лицами, суд устанавливает конкретный срок исполнения решения.
Устанавливая срок совершения ответчиком действий по оборудованию места размещения загрязненного снега в соответствии с требованиями законодательства, суд учитывает правовое положение ответчика, а также доводы администрации, излагаемые в ответе на представление, принимает во внимание значимость заявленных прокурором исковых требований, руководствуется общеправовыми принципами разумности и справедливости, с учетом изложенного, обстоятельств настоящего дела, суд полагает, что достаточным сроком исполнения решения будет срок в 6 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Доводы ответчика, которые отражены в ходатайстве, что для выполнения указанных мероприятий им потребуется срок не менее 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд признает несостоятельными в силу выше изложенного. Складирование загрязненного снега вне специально обустроенных мест, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан. Ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления.
В соответствии со ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины.
руководствуясь ст.ст.194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
иск прокурора Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Батыревского муниципального округа Чувашской Республики об обязании создать специализированную площадку для размещения загрязненного снега, удовлетворить.
Обязать администрацию Батыревского муниципального округа Чувашской Республики создать специализированную площадку для размещения загрязненного снега, соответствующую требованиям СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации произведенных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и СП 32.13330.2018. Свод правил, канализация, наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85» в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: Т.Г. Чукмаева
Мотивированное решение изготовлено 7 сентября 2023 года.