Дело № 2-26/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(заочное)
20 февраля 2024 года г. Чайковский
Чайковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Грибановой А.А.,
при секретаре судебного заседания Салаховой Л.Ю.,
с участием представителя истца Буяковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чайковского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Чайковского городского округа, МАУ «Комбинат благоустройства Чайковского городского округа» о возложении обязанности,
установил:
Чайковский городской прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Чайковского городского округа, МАУ «Комбинат благоустройства Чайковского городского округа» о возложении обязанности.
В обоснование требований указано, что в августе 2023г. проведена проверка по доводам обращения Тутынина А.Н. в части размещения и содержания контейнерных площадок накопления твердых коммунальных отходов (далее- ТКО) на территории п. Прикамский, Чайковского городского округа. В ходе данной проверки установлено, что в нарушение требований СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 за территорией контейнерной площадки, расположенной по <адрес>, на поверхности земли навалом размещены различные отходы, в том числе, крупногабаритные (далее- КГО). Указанная контейнерная площадка не оснащена ограждением и крышками для контейнеров, бункерами для крупногабаритных отходов, отсеками для КГО, в связи с чем, складирование ТКО и КГО осуществляется в не предназначенных для этого местах в непосредственной близости к контейнерной площадке. В связи с выявленными нарушениями в адрес главы Чайковского городского округа внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении указанных нарушений в установленный законом месячный срок. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Чайковского городского округа указано, что муниципальным заданием МАУ «Комбинат благоустройства ЧГО» предусмотрены мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок, однако ввиду освоения бюджетного финансирования на 2023г. осуществить вывоз растительных отходов в рамках муниципального задания невозможно. При проведении ДД.ММ.ГГГГ повторной проверки указанной контейнерной площадки Чайковской городской прокуратурой совместно со специалистом Южного филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» установлено наличие 3-х металлических контейнеров, не закрытых крышками; ограждение отсутствует; рядом с контейнерной площадкой организована свалка отходов (отходы, образующиеся при содержании зеленых насаждений, бытовые отходы, КГО), что является нарушением требований пунктов 3, 9, 17 СанПиН 2.1.3684-21.
Поскольку за создание и содержание в чистоте контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий несут ответственность органы местного самоуправления, ссылаясь на положения ст. 11, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 8, 21, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 13, 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998, ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе, их раздельного накопления) на территории Пермского края, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 08.06.2018 № 309-п, требования СанПиН 2.1.3684-21, Чайковский городской прокурор просит о возложении обязанности
на администрацию Чайковского городского округа организовать бункер или специальную площадку для накопления крупногабаритных отходов на контейнерной площадке по адресу: ул. Молодежная, 29 пос. Прикамский Чайковского городского округа Пермского края;
на МАУ «Комбинат благоустройства Чайковского городского округа» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения пунктов 3, 9, 17 СанПиН 2.1.3684-21 при эксплуатации указанной контейнерной площадки.
Протокольными определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление ЖКХ и транспорта администрации Чайковского городского округа, Акционерное общество «Пермский региональный оператор ТКО», Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Южного территориального отдела.
Представитель истца Макарова Н.А. поддержала требования иска, приводила доводы, изложенные в нем.
Ответчик - Администрация Чайковского городского округа извещен, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В представленных возражениях указал, что Администрация является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не обслуживает расположенную в частном секторе контейнерную площадку по <адрес>, закрепленную на праве оперативного управления за МАУ «Комбинат благоустройства Чайковского городского округа». Данная площадка включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Чайковского городского округа, размещенный на официальном сайте администрации. Действующее законодательство не содержит требования об обязательном наличии площадки под КГО на территории каждой контейнерной площадки, при этом потребитель может разместить КГО на ближайшей для таких отходов площадке, которая расположена по <адрес>. Поскольку требования иска о возложении обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления КГО считают необоснованными, просят об отказе в возложении такой обязанности на орган местного самоуправления (л.д. 51-52,62-63,85,107).
Ответчик - МАУ «Комбинат благоустройства Чайковского городского округа» извещен, представителя в суд не направил, возражений по иску не представил. В ранее адресованном суду ходатайстве, ссылаясь на п.п. 9,24,30,40 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с ТКО (утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023), а также требования действующего законодательства РФ и Пермского края в области обращения с ТКО, указал, что создание, организация и содержание мест накопления и сбора ТКО, в том числе контейнерных площадок, специальных площадок для складирования КГО и территорий, прилегающих к месту погрузки ТКО, относится к полномочиям органа местного самоуправления, от имени которого выступает Управление УЖКХ и транспорта администрации Чайковского городского округа. Указанными полномочиями Учреждение не делегировано. Региональный оператор ежегодно направляет в орган местного самоуправлении, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема, местах их планируемого размещения (л.д. 68-69).
Третье лицо - АО «Пермский региональный оператор ТКО» представителя в суд не направило, в представленном отзыве поддержало исковые требования истца, указывая, что спорная контейнерная площадка внесена в реестр мест накопления ТКО, вывоз которых организован. Контейнерные баки, бункеры на спорную контейнерную площадку региональным оператором не устанавливались и не передавались. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ между региональным оператором и Управлением УЖКХ и транспорта администрации Чайковского городского округа заключено соглашение о передаче в безвозмездное пользование контейнеров для накопления ТКО, в том числе, площадки по <адрес>, с возложением на последнего обязанности по их содержанию (л.д. 98-101). Дополнительно указали, что адресом места складирования КГО, в соответствии с договорами на оказание услуг с потребителями, проживающими по <адрес>, является контейнерная площадка по этому же адресу, собственником которой согласно реестру является администрация Чайковского городского округа. В действующем законодательстве прямо поименованы лица, на которых возложена обязанность приобретать контейнеры и бункеры для их установки на местах накопления ТКО, к числу которых относятся владельцы земельных участков, на которых расположены места накопления ТКО, органы местного самоуправления, создавшие места для накопления ТКО, лица, управляющие МКД, потребители. Обеспечение собственников ТКО контейнерами и бункерами является правом регионального оператора, а не обязанностью. Ссылаясь на Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО, утвержденные постановлением Правительства РФ № 1039 от 31.08.2018, письмо Минприроды России № 05-25-53/28263 от 26.10.2020, указали, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, которые несут ответственность за содержание в чистоте данных площадок и прилегающей к ним территории (л.д. 122-124).
Третье лицо - Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации Чайковского городского округа извещено, в представленном возражении поддержало позицию органа местного самоуправления, просило о рассмотрении дела без участия представителя (л.д. 62-63,85).
Третье лицо - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Южного территориального отдела извещены, просили о рассмотрении дела без участия представителя. В представленном письменном мнении ссылались на требования Федеральных законов и санитарного законодательства, подлежащих применению к спорным правоотношениям. Указали, что в соответствии Реестром мест (площадок) накопления ТКО на территории Чайковского городского округа, размещенном на официальном сайте органа местного самоуправления, за № числится контейнерная площадка по <адрес>, ограждения отсутствуют; размещены без крышек 4 контейнера (бункера), принадлежащие АО «ПРО ТКО», МАУ «КБ ЧГО»; владельцем земельного участка, на котором расположена контейнерная площадка, является Администрация Чайковского городского округ. КГО размещены навалом как на бетонном покрытии площадки, так и с двух сторон на ограждении контейнерной площадки. Таким образом, согласно внесенным в реестр данным, спорная контейнерная площадка не отвечает требованиям санитарных норм, ввиду отсутствия бункеров и специальной площадки для КГО, что свидетельствует о ненадлежащей организации места накопления КГО (л.д. 130-135).
Гражданское дело рассмотрено по правилам главы 22 Гражданского процессуального кодекса РФ в порядке заочного производства.
Оценив доводы искового заявления в совокупности с мнениями всех участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 51).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (СанПиН 2.1.3684-21), обязательные для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Согласно п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Пунктом 6 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО. На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО.
Согласно п. 9 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 при накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.
В соответствии с п. 10 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КТО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки.
Положениями п. 17 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен.
Согласно пунктам 2.8 и 2.9 отраслевого стандарта «ОСТ 22-1643-85. Мусоросборники и контейнеры металлические для бытового мусора и пищевых отходов. Общие технические условия», крышки контейнеров должны быть выполнены составными или сплошными, крышки должны прилегать к корпусу по всему периметру и свободно открываться и закрываться, допускается зазор между крышкой и корпусом - не более 4 мм, крышки контейнеров должны быть снабжены замками.
В соответствии с п. 2.8 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 08.06.2018 № 309-п, создание, организация и содержание мест накопления и сбора твердых коммунальных отходов, в том числе контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территорий, прилегающих к месту погрузки твердых коммунальных отходов, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.5-2.7, 2.9 настоящего Порядка, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Пермского края в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 2.18 данного Порядка, лица, ответственные за содержание мест накопления и сбора твердых коммунальных отходов, в том числе контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, обязаны обеспечить ежедневную уборку мест накопления и сбора твердых коммунальных отходов, в том числе контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и прилегающих к ним территорий, очистку от снега и льда, отходов, в том числе на прилегающей территории, содержание контейнеров, бункеров и специально предназначенных емкостей в исправном состоянии.
Контейнеры должны быть изготовлены из пластика или металла, иметь крышку, предотвращающую попадание в контейнер атмосферных осадков и животных, за исключением случаев, когда контейнерная площадка, на которой расположен контейнер, имеет ограждение и оборудована крышей (п. 2.20 Порядка).
На основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В соответствии с пунктами 3, 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, в частности, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе, раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных.
Пункт 24 ч. 1 ст. 16 данного Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Понятие «организация», используемое в приведенной норме, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Частью 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 ст. 8 указанного Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ и п. 3 Правил обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра от 31.08.2018 № 1039 к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с ТКО относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Статьей 13.4 названного Федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 4). Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (п. 5).
Аналогичные положения приведены в пунктах 11 - 15 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039.
Как следует из п. 11 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в соответствии с пунктами 1, 2 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, и в силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ).
Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Таким образом, субъекты права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание закрепленного за ними имущества.
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на субъекта права оперативного управления обязанность по его (имущества) содержанию.
Из материалов дела установлено, что спорная контейнерная площадка расположена по <адрес>. Владельцем контейнеров является МАУ «Комбинат благоустройства Чайковского городского округа».
ДД.ММ.ГГГГ в Чайковскую городскую прокуратуру поступило обращение Тутынина А.Н. о нарушении прав граждан, проживающих в пос. Прикамский, по ненадлежащему складированию и содержанию контейнерных площадок, несвоевременному вывозу ТКО (л.д. 6-10).
В ходе проверки и осмотре контейнерной площадки по <адрес> выявлены нарушения требований Порядка накопления ТКО, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 08.06.2018 № 309-п, и СанПин 2.1.3684-21, а именно за территорией контейнерной площадки на поверхности земли навалом размещены различные отходы, в т.ч. крупногабаритные; контейнерная площадка не оснащена ограждением, бункерами и отсеками для КГО, в связи с чем складирование всех отходов осуществляется в непосредственной близости к контейнерной площадке, т.е. в непредназначенных для этого местах.
При повторной проверке ДД.ММ.ГГГГ вывоз ТКО, КГО, растительных отходов с контейнерной площадки не осуществлен.
ДД.ММ.ГГГГ Чайковской городской прокуратуройв адрес главы администрации Чайковского городского округа внесено представление об устранении указанных нарушений в установленный законом месячный срок (л.д. 14-18).
ДД.ММ.ГГГГ главой Чайковского городского округа направлено сообщение о рассмотрении указанного представления ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на включение в Реестр мест (площадок) накопления ТКО и передачу их на баланс МАУ «Комбинат благоустройства Чайковского городского округа», проведение последним мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок в 2023г. и освоение выделенных для этого денежных средств в полном объеме, невозможность осуществления вывоза растительных отходов в рамках муниципального задания (л.д. 19-21).
ДД.ММ.ГГГГ Чайковской городской прокуратурой совместно со специалистом Южного филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» проведена повторная проверка спорной контейнерной площадки, о чем составлен акт с фототаблицами (л.д. 22-24).
В ходе проверки установлено, что на контейнерной площадке установлены три металлических контейнера не имеющие крышек, отходы рассыпаны рядом, территория контейнерной площадки не имеет ограждения, около площадки организована свалка отходов (отходы, образующиеся при содержании зеленых насаждений, бытовые отходы, КГО), что является нарушением пунктов 3, 9, 17 СанПиН 2.1.3684-21 (протокол санитарно-эпидемиологического исследования № 1292-ЮФ от 21.09.2023 на л.д. 26-29).
Невыполнение до настоящего времени представления Чайковской городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, неустранение администрацией Чайковского городского округа, МАУ «Комбинат благоустройства» выявленных нарушений природоохранного, санитарно-эпидемиологического и жилищного законодательства, послужили основанием для обращения с настоящим иском о возложении обязанностей на ответчиков по устранению допущенных нарушений.
Исходя из анализа вышеприведенных положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обстоятельств дела и представленных доказательств, в совокупности подтверждающих обоснованность требований Чайковского городского прокурора, суд принимает во внимание следующее.
На основании п. 23 ч. 1 ст. 3 Устава Чайковского городского округа, утвержденного решением Чайковской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, к вопросам местного значения Чайковского городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Администрация Чайковского городского округа в силу ч. 1 ст. 24 Устава, наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Пермского края.
Администрация Чайковского городского округа обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов местного значения, не отнесенных законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом к компетенции других органов и должностных лиц местного самоуправления Чайковского городского округа, в том числе, полномочиями в области муниципального контроля.
Решением Думы Чайковского городского округа от 20.03.2019 № 165 утверждены Правила благоустройства территории Чайковского городского округа, устанавливающие на основе законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных правовых актов Пермского края требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Согласно п. 7.1.1 данных Правил благоустройства места (площадки) накопления ТКО создаются: лицами, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации возложена обязанность по созданию и содержанию места (площадки) накопления отходов, по согласованию с администрацией Чайковского городского округа в порядке, установленном действующим законодательством; в иных случаях - администрацией Чайковского городского округа, ее территориальными отделами в пределах соответствующих административных границ на основании решения о создании мест (площадок) накопления отходов в порядке, установленном правовым актом администрации Чайковского городского округа.
Из системного толкования приведенных норм следует, что создание мест (площадок) накопления ТКО, по общему правилу, относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления.
Таким образом, на органы местного самоуправления действующим законодательством прямо возложена обязанность по организации мест (площадок) накопления ТКО в пределах территории соответствующего муниципального образования. При этом орган местного самоуправления вправе выбрать способ складирования ТКО самостоятельно.
МАУ «Комбинат благоустройства Чайковского городского округа», как юридическое лицо, самостоятельно осуществляет деятельность, предусмотренную учредительными документами.
Согласно Уставу данного Учреждения, утвержденному распоряжением Управлением ЖКХ и транспорта администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-р, последнее создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий администрации Чайковского городского округа в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территории Чайковского городского округа, в том числе организации благоустройства мест активного, массового и культурного отдыха населения (п. 2.1); осуществляет деятельность по обеспечению реализации полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территории Чайковского городского округа, в том числе сбор отходов, деятельность по чистке и уборке, содержание контейнерных площадок (п.п. 2.3, 2.4). Учредителем выступает МО «Чайковский городской округ» (п. 1.2).
К основным видам деятельности МАУ «Комбинат благоустройства Чайковского городского округа», согласно изменениям, внесенным в Устав, утверждённым Распоряжением Управления ЖКХ и транспорта администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-р, относится, в том числе, сбор отходов, сбор неопасных отходов.
На основании постановления Главы администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ недвижимое имущество, в связи с реорганизацией МУП «Специализированное автомобильное хозяйство», закреплено на праве оперативного управления за МАУ «Комбинат благоустройства Чайковского городского округа» с передачей на баланс Учреждения и регистрацией в установленном порядке права оперативного управления.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу о том, что требования иска о возложении обязанностей по устранению допущенных нарушений санитарных требований являются законными и подлежащими удовлетворению.
Распределяя обязанности между ответчиками в связи с отсутствием солидарного обязательства при выполнении соответствующих функций, суд исходит из того, что Администрация Чайковского городского округа, как собственник имущества, обязана принимать меры по охране окружающей среды на территории муниципального образования. В свою очередь МАУ «Комбинат благоустройства Чайковского городского округа», в оперативном управлении которого данное имущество находится, обязано проводить мероприятия, направленные на соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации имущества.
Контейнерные площадки, расположенные в пределах территории МО «Чайковский городской округ», включены в Реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Чайковского городского округа. Собственником контейнеров является МАУ «Комбинат благоустройства Чайковского городского округа».
Контейнерная площадка по <адрес> (№ места (площадки) накопления ТКО в реестре №) в перечне имущества, переданного в оперативное управление МАУ «Комбинат благоустройства Чайковского городского округа», отсутствует, однако фактически обслуживается Учреждением, что последним не опровергается.
Специальная площадка для складирования КГО по <адрес>, отвечающая требованиям СанПиН 2.1.3684-21, отсутствует. Бункер на имеющейся контейнерной площадке не установлен. В реестрах мест накопления ТКО, размещенных на официальном сайте администрации Чайковского городского округа, не указаны площадки для складирования и бункеры для накопления КГО.
Исходя из вышеизложенных нормативных положений, учитывая, что МАУ «Комбинат благоустройства Чайковского городского округа» создано для выполнения работ и оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территории с определением сбора отходов, как основного вида деятельности Учреждения, в связи с чем для выполнения возложенных на него задач муниципальное имущество, к числу которого отнесена и спорная контейнерная площадка, закреплено за ним на праве оперативного управления. Указанное юридическое лицо обязано осуществлять деятельность по надлежащему содержанию контейнерной площадки, в том числе осуществлять ее эксплуатацию с учетом установленных нормативными актами требований, своевременно выявлять недостатки и принимать меры по их устранению.
МАУ «Комбинат благоустройства Чайковского городского округа» в соответствии с целями его создания, полномочиями, вытекающими из его Устава, несет ответственность за надлежащую организацию исполнения работ по содержанию и эксплуатации закрепленной за ним на праве оперативного управления контейнерной площадки, т.е. должно отвечать по своим гражданско-правовым обязательствам (ст. 48, ст. 123.22 ГК РФ).
Контейнерная площадка по ул. Молодежная, 29 пос. Прикамский не соответствует требованиям пунктов 3, 9, 17 СанПиН 2.1.3684-21, что не опровергнуто МАУ «Комбинат благоустройства Чайковского городского округа» надлежащими доказательствами, подтверждающими оснащение металлических контейнеров крышками (или навесами), установление ограждений по всей территории контейнерной площадки, исключающих попадание бытовых отходов как на саму площадку, так и за ее пределы.
Доказательств отсутствия выявленных нарушений в содержании спорной контейнерной площадки в нарушение требований ст.ст. 56, 67 ГПК РФ суду не представлено.
Ненадлежащее санитарное содержание контейнеров и контейнерной площадки в целом может привести к негативной санитарно-эпидемиологической обстановке на территории населенного пункта (пос. Прикамский), расположенного в пределах Чайковского городского округа, создать угрозу экологической безопасности, причинить вред жизни и здоровью населения.
С учетом изложенного, обязанность по устранению нарушений пунктов 3, 9, 17 СанПиН 2.1.3684-21 при эксплуатации спорной контейнерной площадки должна быть возложена на МАУ «Комбинат благоустройства Чайковского городского округа», как Учреждение, осуществляющее функции по содержанию контейнерных площадок и благоустройству соответствующей территории.
Определяя срок устранения нарушений, суд принимает во внимание финансирование деятельности Учреждения за счет местного бюджета, находит испрашиваемый Чайковским городским прокурором срок – 3 месяца со дня вступления в законную силу решения суда – достаточным для проведения необходимых процедур и мероприятий. Предоставление большего срока повлечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих в населенном пункте «пос. Прикамский».
Возлагая на администрацию Чайковского городского округа обязанность по организации бункера или специальной площадки для накопления КГО на территории контейнерной площадки по <адрес>, суд исходит из того, что контейнерная площадка фактически является муниципальным имуществом, расположена в пределах административных границ МО «Чайковский городской округ».
Кроме того, создание, организация и содержание мест накопления и сбора ТКО, в том числе специальных площадок для складирования КГО и территорий, примыкающих к месту погрузки ТКО, отвечает целям и задачам Управления ЖКХ и транспорта администрации Чайковского городского округа, являющегося уполномоченным структурным подразделением МО «Чайковский городской округ».
Ссылки администрации Чайковского городского округа о привлечении в качестве ненадлежащего ответчика судом отклоняются, поскольку опровергаются представленными в дело доказательствами, подтверждающими владение органом местного самоуправления земельным участком, на котором расположена спорная контейнерная площадка, переданная в оперативное управление МАУ «Комбинат благоустройства Чайковского городского округа».
В случае невозможности обустройства контейнерной площадки данный ответчик вправе оборудовать ее иным способом, исключающим возможность выпадения отходов из мусоросборников на контейнерную площадку. Вопрос о способе и порядке исполнения решения суда в данной части может быть разрешен в порядке исполнения судебного акта.
Руководствуясь статьями 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Чайковского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на Администрацию Чайковского городского округа (ИНН 5959002433) обязанность организовать бункер или специальную площадку для накопления крупногабаритных отходов на контейнерной площадке по <адрес>.
Возложить на Муниципальное автономное учреждение «Комбинат благоустройства Чайковского городского округа» (ИНН 5959007093) в течение 3-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обязанность устранить нарушения пунктов 3, 9, 17 СанПиН 2.1.3684-21 при эксплуатации и содержании контейнерной площадки по <адрес>
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд Пермского края в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья:подпись А.А. Грибанова
Мотивированное решение составлено 27.02.2024.
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи _____________________________________ (А.А. Грибанова) Секретарь судебного заседания отдела обеспечения судопроизводства по гражданским делам Чайковского городского суда Пермского края _____________________ (Л.Ю.Салахова) «_____» _____________ 20__ г |
Решение (определение) ___ вступило в законную силу.
Подлинный документ подшит в деле № 2- 26 /2024
УИД 59RS0040-01-2023-002381-46
Дело находится в производстве
Чайковского городского суда Пермского края