Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-48/2024 (2-740/2023;) ~ М-604/2023 от 11.12.2023

Дело № 2 – 48/2024

(№ 2-740/202023)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 января 2024 г. с. Турочак

Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Албанчиновой К.В.,

при секретаре Курускановой О.А.,

с участием представителя истца Карташовой А.А., действующей на основании от ДД.ММ.ГГГГ,

ответчика Андроновой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Казенного учреждения Республики Алтай «Центр занятости населения по Республике Алтай» к Андроновой (Михайловой) Е.Г. овзыскании незаконно выплаченного пособия по безработице,

УСТАНОВИЛ:

Казенное учреждение Республики Алтай «Центр занятости населения по Республике Алтай» обратилось в суд с иском к Андроновой (Михайловой) Е.Г. с указанным иском, мотивируя тем, что на основании заявления, в соответствии с приказом истца, ответчик с ДД.ММ.ГГГГ была признана безработной, в связи с чем, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получала государственную услугу в виде пособия по безработице и занятости в общей сумме <данные изъяты>, однако, как было установлено истцом с 2012 года в период получения пособия ответчик являлся учредителем и генеральным директором ООО «Роскотлоснаб», в связи с чем, получала пособие по безработице без законных оснований. Поскольку направленное истцом требование о возврате полученных денежных средств ответчиком не исполнено, истец просит в судебном порядке взыскать с ответчика неосновательное обогащение в сумме <данные изъяты>.

В судебном заседании представитель истца Казенного учреждения Республики Алтай «Центр занятости населения по Республике Алтай» Карташова А.А. поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Андронова (Михайлова) Е.Г. без законных на то оснований получила пособие по безработице, поскольку в силу Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане, являющиеся учредителями (участниками) организаций, безработными не могут считаться граждане, предоставившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также предоставившие другие недостоверные данные для признания их безработными. В то время как ответчик на момент постановки ее на учет в качестве безработного являлась учредителем ООО «Роскотлоснаб». Полагает, что имеет место факт недобросовестности со стороны ответчика.

Ответчик Андронова (Михайлова) Е.Г. исковые требования не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что она подала заявление о содействии в поиске подходящей работы в личном кабинете единого портала государственных услуг. В заявлении, подаваемом в утвержденной электронной форме, не предусмотрено предоставление сведений об учреждении заявителем юридических лиц. Она являлась учредителем ООО «Роскотлоснаб», которая создана в 2012 году, однако с 2018 года не осуществляет деятельности. На момент подачи заявления заработную плату и иные доходы от деятельности юридического лица не получала.

Выслушав стороны, изучив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определяет Закон Российской Федерации от № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Согласно п.1 ст.3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац 2 п.1 ст.3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Пунктом 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях, к подбору подходящей работы» снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в следующих случаях: а) признание гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»; д) попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем.

В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Постановлением Правительства Российской Федерации от № 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее по тексту - Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных), которыми устанавливается порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее по тексту - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (абзац 2 пункта 1 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме) (абзац 2 пункта 1 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее по тексту - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (абзац 2 пункта 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Согласно пункту 3 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.

Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (пункт 8 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

В силу пункта 10 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных при постановке на регистрационный учет граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населения.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице (пункт 11 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными (пункт 12 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Пунктом 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных установлено, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.

В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке (абзац 2 пункта 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Из вышеуказанного следует, что данными Правилами предусмотрено, что в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции. Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации. Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.56 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (ч.2 ст.56 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (ч.1 и 4 ст. 67 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как установлено в судебном заседании, ответчик обратилась к истцу с заявлением о постановке на учет в качестве безработного и получении соответствующего пособия.

На основании обращения Андроновой (Михайловой) Е.Г. приказом КУ РА «Центр занятости населения по Республике Алтай» от ДД.ММ.ГГГГ ответчик с ДД.ММ.ГГГГ была признана безработной, ей на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлен размер пособия по безработице: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рубля, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается приказом КУ РА «Центр занятости населения по Республике Алтай» от ДД.ММ.ГГГГ.

Факт получения пособия в вышеуказанный период времени в общей сумме <данные изъяты> ответчиком не оспаривается.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, Андронова (Михайлова) Е.Г. являлась учредителем общества с ограниченной ответственностью «Роскотлоснаб» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Решение о ликвидации которого согласно представленным в материалы дела выписке ЕГРЮЛ принято юридическим лицом ДД.ММ.ГГГГ за пределами срока за который истец просит взыскать неосновательное обогащение.

По данному основанию приказом КУ РА «Центр занятости населения по Республике Алтай» от ДД.ММ.ГГГГ Михайлова Е.Г. с ДД.ММ.ГГГГ снята с регистрационного учета в качестве получателя государственной услуги в виде пособия по безработице.

Обращаясь с иском о взыскании с Андроновой (Михайловой) Е.Г. незаконно полученного пособия по безработице, истец ссылался в обоснование своих требований на то, что ответчик не сообщила о том, что она является учредителем юридического лица, в результате чего получила пособие по безработице обманным путем в сумме 89 292 рубля 44 копейки. Таким образом, КУ РА «Центр занятости населения по Республике Алтай» и заявило о недобросовестности Андроновой (Михайловой) Е.Г.

В пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, обращено внимание на то, что добросовестность гражданина - получателя денежных средств презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Следовательно, по данному делу юридически значимым с учетом исковых требований, возражений ответчика относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права является факт осуществления трудовой деятельности заявителем на момент обращения в службу занятости с заявлением о признании его в качестве безработного и установление недобросовестности в действиях Андроновой (Михайловой) Е.Г. при получении ею сумм пособия по безработице в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела, настоящий спор возник в связи с тем, что в период признания ответчика безработной она являлась учредителем юридического лица, об указанном свидетельствует акт от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу положений п. 1 ст. 31 и п. 1.2 ст. 3 Закона о занятости пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. При этом безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней; в качестве безработных такие граждане признаются в срок не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости документов, перечисленных в п. 2 ст. 3 Закона о занятости. В качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Согласно п. 4 ст. 15 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» органы службы занятости запрашивают сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный ч.6 ст.7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

В силу положений абз. 7,8 п. 3 ст. 3 и абз. 2 ст. 2 Закона о занятости безработными не могут быть признаны граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, равно как и граждане, признанные занятыми в контексте ст. 2 Закона о занятости, в частности, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 Закона о занятости) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе.

Сведения о трудоустройстве и факте трудовой деятельности передаются работодателем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации (ст. 66.1 ТК РФ), в связи с чем данные о трудовой деятельности заявителя могут быть получены центром занятости в порядке межведомственного взаимодействия с Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами.

Действительно, как указано выше согласно п. 3 ст. 3 Закона о занятости, безработными не могут быть признаны граждане, в том числе, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в статье 2 настоящего Закона (являющиеся учредителями (участниками) организаций).

Как указывала ответчик в ходе судебного разбирательства, электронная форма заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, введенная в связи с необходимостью реализации мер, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции, не содержала информацию о предоставлении сведений о том, что заявитель является/не является учредителем коммерческой организации.

Согласно абзацу 1 пункта 4 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, действующая на момент признания ответчика безработным), центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации.

Кроме того, пунктом 17 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными в редакции, действовавшей с 03.05.2020 до 31.12.2020, установлено, что центры занятости населения ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направляют запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности и на основании полученной информации осуществляют перерегистрацию граждан, признанных в установленном порядке безработными, без личного посещения ими центров занятости населения.

Судом принимается во внимание то, что пунктами 10 и 11 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными на органы службы занятости возложена обязанность уведомлять граждан в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населения, о размере и сроках выплаты пособия по безработице.

Таким образом, с учетом компетенции и полномочий органа службы занятости, в том числе по обеспечению информационного взаимодействия с иными соответствующими органами и организациями, при назначении пособия по безработице истцом в соответствии п. 4 Временных правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 года № 460, при регистрации заявления гражданина о постановке его на учет в качестве безработного должны были запрашиваться сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего соответствующее заявление.

Сведения о том, что Андронова Е.Г. является учредителем с 2012 года ООО «Роскотлоснаб», являются открытыми данными и при обращении с заявлением о назначении пособия, могли быть известны истцу при назначении пособия.

Суд также принимает во внимание, что согласно предоставленным сведениям в период выплаты ответчику пособия по безработице юридическое лицо не вело финансовую деятельность, не имело доходов. В отношении ответчика в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствуют сведения о доходах, начислении и уплате страховых взносов в спорный период.

Данные обстоятельства подтверждают, что ответчик, обратившись с заявлением о получении пособия по безработице, не представляла истцу документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также не представляла другие недостоверные данные для признания ее безработным, в то время, как истец в порядке межведомственного взаимодействия мог проверить и выяснить, является ли ответчик учредителем юридического лица и получала какой-либо доход.

Тем самым, суд считает, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что со стороны ответчика имела ли место недобросовестность в виде получения им денежных средств: пособия по безработице.

С учетом изложенного, поскольку истец в силу ст. 56 Гражданского кодекса Российской Федерации не доказал недобросовестность со стороны ответчика в получении спорной денежной суммы, то правовых оснований для удовлетворения иска и взыскании с ответчика в пользу истца незаконно полученных сумм, у суда не имеется.

В ходе судебного разбирательства ответчиком было заявлено о пропуске истцом срок исковой давности.

Согласно п. 1 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.

Пунктом 2 указанной статьи установлено, что исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности.

О нарушенном праве истец имел реальную возможность после каждой необоснованно произведенной выплаты.

Доводы истца о том, что у истца отсутствовали основания для дополнительной проверки таких сведений на момент выплаты пособия, не имеют юридического значения, учитывая, что, несмотря на данное обстоятельство, истец произвел действия по проверке документов уже после выплаты ответчику пособия, доказательств того, что он не мог произвести такие действия ранее, не представлено.

Учитывая, что пособие по безработице выплачивается ежемесячно, исходя из положений Закона РФ Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», суд приходит к выводу о том, что в данном случае срок исковой давности должен исчисляться отдельно по каждому платежу, в силу п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности».

Таким образом, незаконно полученное ответчиком пособие по безработице может быть взыскано с нее не более чем за три года до обращения с иском в суд за его взысканием.

Руководствуясь положениями статей 195, 196, 198, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в абзацах 2, 3 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», суд исходит из того, что моментом нарушения прав истца является не момент, когда он узнал о нарушении своих прав – ДД.ММ.ГГГГ, а момент незаконного получения пособия, то есть день возникновения обязательства.

Поскольку выплаты пособия произведены за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, приказом от ДД.ММ.ГГГГ прекращена выплата пособия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ответчик снята с регистрационного со ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, суд приходит к выводу, что крайняя дата обращения в суд о взыскании такого пособия должна исчисляться по последнему платежу, и учитывая, что исковое заявление подано истцом ДД.ММ.ГГГГ, истец обратился в суд в период, входящий в трехгодичный срок исковой давности.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Поскольку судом отказано в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме, следовательно, требования истца о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд также не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 193 – 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Казенного учреждения Республики Алтай «Центр занятости населения по Республике Алтай» (ИНН 0411089943) к Андроновой (Михайловой) Е.Г. (паспорт <данные изъяты>) о взыскании незаконно выплаченного пособия по безработице и судебных расходов, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.

Мотивированное решение изготовлено 02 февраля 2024 года.

Судья К.В. Албанчинова

2-48/2024 (2-740/2023;) ~ М-604/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
КУ РА "Центр занятости населения по Республике Алтай"
Ответчики
Михайлова Евгения Геннадьевна
Другие
Осипова Ирина Евгеньевна
Карташова Анастасия Александровна
Суд
Турочакский районный суд Республики Алтай
Судья
Албанчинова К.В.
Дело на странице суда
turachaksky--ralt.sudrf.ru
11.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2023Передача материалов судье
18.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2024Судебное заседание
25.01.2024Судебное заседание
26.01.2024Судебное заседание
02.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее