Дело <№ скрыт>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
<адрес скрыт> 17 сентября 2021 года
Судья Ахтынского районного суда Республики Дагестан Рашидов М.А.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу – ФИО1, его представителя ФИО12, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.2 КоАП РФ в отношении
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца и жителя сел. <адрес скрыт> Республики Дагестан, со средним общим образованием, женатого, иждивенцев не имеющего, не работающего,
УСТАНОВИЛ:
27.07.2021г. в Ахтынский районный суд РД от мирового судьи судебного участка №<адрес скрыт> РД поступило дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ч.1 ст.20.2 КоАП РФ для рассмотрения по подсудности.
Как следует из протокола об административном правонарушении <адрес скрыт> от 01.07.2021г., ФИО1 вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2 КоАП РФ: 29.05.2021г. в 11:00 час. ФИО1 нарушил установленные требования к порядку организации проведения собрания в <адрес скрыт> РД, т.е. провел собрание без разрешения органа местного самоуправления.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – УУП МО МВД России «Ахтынский» ФИО3 либо иной представитель МО МВД России «Ахтынский», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах не уведомили, ходатайства об отложении не заявили, в связи с чем считаю извещение надлежащим, причины их неявки неуважительными, в связи с чем протокол рассматривается без их участия.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу ФИО1 и его представитель ФИО4 в судебном заседании протокол не признали, просили прекратить производство по делу об административном правонарушении, указывая, что при обращении граждан района по социально-экономическим вопросам к Главе РД ФИО5 в ходе его визита в <адрес скрыт> 18.04.2021г., ФИО5 было дано поручение провести после 15.05.2021г. сход жителей <адрес скрыт> для обсуждения наболевших вопросов. 12.05.2021г. администрация МР «<адрес скрыт>» и администрация СП «сельсовет Луткунский» были уведомлены о проведении схода куда ими, а также ФИО13, были представлены уведомления. Однако в администрации района и администрации села у них не приняли уведомление и должностные лица их вообще не приняли на прием. Об этом были составлены акты в тот же день. Также были развешаны объявления на видных местах. Проведение схода также согласовывалось с работниками аппарата администрации Главы РД, которые и назначили день проведения схода с тем, чтобы представители Главы РД могли присутствовать на сходе. О проведении схода также были уведомлены правоохранительные органы – МО МВД России «Ахтынский» и сотрудники полиции обеспечивали порядок на сходе. В назначенный день перед зданием Дома культуры <адрес скрыт> был проведен сход, на который представители районной администрации и Главы РД не приехали. присутствовали. В тот же день в <адрес скрыт> по инициативе местных властей было проведено собрание жителей <адрес скрыт> в здании сельской администрации, на который приехали районное руководство и представители Главы РД. Сход проходил мирно, нарушения порядка не имели место. Поддержали доводы письменного отзыва на протокол об административном правонарушении.
В письменном отзыве ФИО1 указывает, что Сход жителей был проведен по личному поручению Главы РД ФИО5 после обращения жителей района о реальном состоянии дел в <адрес скрыт>. Объяснения свидетелей ФИО6, ФИО7, ФИО8 не являются доказательствами по делу, поскольку они не присутствовали на сходе и являются работниками местной власти, зависимыми от главы района, т.е. заинтересованными лицами. В заявлении жителей <адрес скрыт> не указано, чем нарушены их права проведенным сходом. Протокол об административном правонарушении составлен с нарушением срока через 39 дней после проведения схода. Статья 20.2 КоАП РФ не предусматривает ответственность за проведение схода граждан. Протокол составлен без его участия и извещения, копия протокола в его адрес не направлена.
Выслушав стороны, изучив материалы дела об административном правонарушении, допросив свидетелей, прихожу к выводу об отсутствии в действиях ФИО1 признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2 КоАП РФ по следующим основаниям.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч.1 и ч.2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административной ответственности, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса (ч.1). В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч.2).
В протоколе об административном правонарушении <адрес скрыт> от 01.07.2021г., объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2 КоАП РФ, вменяемого ФИО1, изложена как проведение им собрания без разрешения органа местного самоуправления (л.д.49).
Согласно диспозиции ч.1 ст.20.2 КоАП РФ, нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 и 9 настоящей статьи, признается административным правонарушением, за которое предусмотрена административная ответственность.
Порядок организации и проведения публичного мероприятия установлен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N54-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Согласно ст.4 Федерального закона N54 к организации публичного мероприятия относятся: 1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; 2) проведение предварительной агитации; 3) изготовление и распространение средств наглядной агитации; 4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
В силу п.1 ч.4 ст.5 Федерального закона N54 организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" уведомление о проведении публичного мероприятия должно быть получено органом публичной власти не ранее дня, после которого остается 15 дней до дня, в который планируется проведение публичного мероприятия, и не позднее дня, после которого остается 10 дней до дня, в который планируется проведение публичного мероприятия (п.6). Судам следует учитывать, что уведомление о проведении публичного мероприятия, поданное за пределами периода, установленного частью 1 статьи 7 Закона о публичных мероприятиях, не подлежит рассмотрению, о чем организатор публичного мероприятия должен быть незамедлительно уведомлен (часть 5 статьи 5, пункт 1 части 1 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях) /п.7/.
При этом вопреки доводам протокола об административном правонарушении, получение разрешения органа публичной власти для проведения публичного мероприятия, как это изложено в рассматриваемом протоколе от 01.07.2021г., Федеральным законом N54 не предусмотрено.
Совершение каких-либо иных нарушений при проведении собрания согласно материалам дела ФИО1 не вменяется.
Представителем ФИО12 в материалы дела представлены протокол заседания инициативной группы от 21.04.2021г. об образования оргкомитета для созыва и организации работы общего собрания жителей <адрес скрыт>, протокол <№ скрыт> заседания оргкомитета о предложении повестки дня схода жителей, протокол общего схода жителей <адрес скрыт> РД от 29.05.2021г., из которых следует, что сход проведен инициативной группой, которая занималась вопросами организации схода, сход проведен по утвержденной повестке дня.
Как показали в судебном заседании свидетели ФИО9 и ФИО10 сход граждан был проведен по указанию Главы РД ФИО5, которое было в ходе его визита в <адрес скрыт>.
Кроме того, как пояснили в судебном заседании ФИО11 и его представитель ФИО12, 12.05.2021г. администрация МР «<адрес скрыт>» и администрация СП «сельсовет Луткунский» были уведомлены о проведении схода куда ими, а также ФИО13, были представлены уведомления. Однако в администрации района и администрации села у них не приняли уведомление и должностные лица их вообще не приняли на прием. Об этом были составлены акты в тот же день.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными суду актами от 12.05.2021г., подписанными ФИО1, ФИО12, ФИО13, а также показаниями свидетеля ФИО13 в судебном заседании об отказе в администрации района и администрации <адрес скрыт> в принятии письменных уведомлений о проводимом сходе граждан.
При этом как пояснил представитель ФИО12, поскольку 12.05.2021г. в сельадминистрации уведомление не приняли, ФИО1 администрация <адрес скрыт> была повторно уведомлена 28.05.2021г. о проведении схода граждан.
В связи с этим показания в судебном заседании свидетеля ФИО6 (специалиста администрации СП «сельсовет Луткунский»), о том, что 28.05.2021г. ФИО1 в администрацию села было подано уведомление о проведении схода граждан 29.05.2021г., суд оценивает критически, поскольку показания в данной части не согласуются с объяснениями ФИО1, ФИО12, показаниями свидетеля ФИО13 и письменным актом от 12.05.2021г.
По этим же основаниям суд критически оценивает письменные объяснения ФИО8 от 24.06.2021г.
Между тем, как показала свидетель ФИО6 о том, что администрация СП «сельсовет Луткунский» не давала письменный ответ на уведомление о проведении схода, что подтверждается отсутствием в материалах дела письменного ответа о невозможности рассмотрения уведомления или проведения схода либо об изменении места его проведения.
Установленные обстоятельства указывают на отсутствие в действиях ФИО1 субъективной стороны административного правонарушения в форме умысла на противоправное проведение публичного мероприятия, отказ в согласовании которого либо изменение места его проведения органом публичной власти ему не выдавались.
Показания допрошенных свидетелей ФИО14 о том, что в <адрес скрыт> 29.05.2021г. в зале заседаний сельадминистрации было проведено собрание жителей, в этот же день прошло также и собрание у Дома культуры <адрес скрыт>, суд не принимает, поскольку при установленных судом вышеуказанных обстоятельствах они не имеют правового значения для дела.
Имеющиеся в деле документы: заявление главы СП «сельсовет Луткунский» и председателя Собрания депутатов СП «сельсовет Луткунский» прокурору <адрес скрыт> РД, начальнику МО МВД России «Ахтынский», врио Главы МР «<адрес скрыт>» от 03.06.2021г. №<№ скрыт>,29, заявления жителей <адрес скрыт> о незаконно проведенном сходе граждан 29.05.2021г., суд не принимает, т.к. они по своему содержанию не раскрывают те или обстоятельства объективной стороны правоанрушения.
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч.1). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ч.2). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч.4).
Анализировав имеющиеся в деле в представленные суду доказательства и оценив их с точки зрения допустимости, достоверности и достаточности, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ФИО1 состава инкриминируемого ему деяния.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Между тем, доводы ФИО1 и его представителя о процессуальных нарушениях при составлении протокола об административном правонарушении в судебном заседании не подтвердились, поскольку как показал сам ФИО1, УУП ФИО3 приходил к нему и просил подписать, но он отказался подписывать какие-либо бумаги.
В связи с этим суд считает, что протокол составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии привлекаемого лица ФИО1, которому разъяснены права, предусмотренные ст.ст.24.2, 25.1, 25.3- 25.5, 27.15, 29.5 КоАП РФ, однако он отказался от подписи в разъяснении прав в протоколе, что подтверждается имеющимся в материалах дела актом от 01.07.2021г., составленным УУП ФИО3, в присутствии ФИО15 и ФИО16, о том, что ФИО1 отказался от подписи на протоколе, ходатайстве о направлении дела по месту проживания и получении копии протокола.
Довод ФИО1 и его представителя о составлении протокола об административном правонарушении по истечении 39 дней после проведения схода на квалификацию административного правонарушения не влияет, поскольку протокол составлен не непосредственно по факту нарушения, а по результатам проверки поступивших заявлений (жалоб), которые объединены должностным лицом в одно производство; протокол составлен 01.07.2021г. в пределах трехмесячного срока привлечения к административной ответственности.
Учитывая несогласие ФИО1 и его представителя с прекращением производства по делу в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, а также наличие оснований для прекращения производства по делу по реабилитирующим основаниям, дело подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.1.5, 24.5, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.2 КоАП РФ в отношении ФИО1, прекратить, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан через Ахтынский районный суд Суд Республики Дагестан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья М.А. Рашидов
Резолютивная часть постановления вынесено на компьютере в совещательной комнате 17.09.2021г.
Постановление суда в окончательной форме изготовлено на компьютере 17.09.2021г.