47RS0004-01-2019-008838-85
Дело № 2-1521/2020 (2-8751/2019;) | 22 сентября 2020 г. |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Всеволожский городской суд Ленинградской области в составепредседательствующего судьи Курбатовой Э.В.,
при ведении протокола помощником судьи Ляховой Н.А.,
с участием истца Владимирова Г.П.,
представителя ответчика по доверенности от Романовой М.А. по доверенности от 9 января 2020 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владимирова Геннадия Петровича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда во Всеволожском районе Ленинградской области (далее УПФ РФ во Всеволожском районе) о включении периодов работы в стаж для назначения пенсии, обязании назначить пенсию по старости,
у с т а н о в и л :
Владимиров Г.П. обратился с настоящим иском к ответчику, указывая, что с 1986 года по настоящее время он осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. В 2018 году он обратился с заявлением в УПФ РФ во Всеволожском районе о назначении ему пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решением пенсионного органа № 10 от 17 января 2019 года ему было отказано в досрочном назначении пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа. Истец указал, что ответчиком в специальный стаж для назначения пенсии необоснованно не включены, либо необоснованно учтены в календарном, а не в льготном порядке следующие периоды его работы:
с 27 марта 1987 года по 24 мая 1987 года в должности помощника санитарного врача в Большешатьминской участковой больнице Красноармейского района Чувашской АССР – включен в календарном порядке;
с 1 мая 2002 года по 31 декабря 2004 года – в качестве врача-хирурга экстренной помощи хирургического отделения и врача-эндоскописта в МУЗ «Всеволожская ЦРБ»;
с 1 августа 2009 года по 20 сентября 2009 года – не включен период его работы на 1,0 ставки врача-эндоскописта в МУЗ «Всеволожская ЦРБ»,
с 18 марта 2015 года по 9 ноября 2015 года – не включен период его вынужденного прогула в связи с незаконным увольнением с должности врача-эндоскописта ГБУЗ «Всеволожская КМБ»,
с 21 января 2016 года по 20 февраля 2016 года, 24 марта 2016 года по 26 марта 2016 года - не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации;
с 23 октября 2018 года по 6 ноября 2018 года – не включен период его работы в качестве врача-эндоскописта ГБУЗ «Всеволжская КМБ».
Истец просит включить вышеуказанные периоды его работы в специальный стаж для назначения пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и обязать ответчика досрочно назначить ему пенсию по старости с 27 декабря 2018 года.
В судебном заседании Владимиров Г.П. требования иска поддержал, подтвердил изложенные обстоятельства.
Представитель ответчика иск не признала; указала, что некоторые из спорных периодов являлись предметом рассмотрения судов, а потому просит производство по делу в части требований прекратить; в остальной части ссылается на отсутствие требуемого для льготного пенсионного обеспечения стажа; просит в иске отказать.
Суд, выслушав объяснения сторон, оценив доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст.220 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон.
Поскольку спор между теми же сторонами относительно периодов работы истца с 27 марта 1987 года по 24 мая 1987 года; с 1 мая 2002 года по 31 декабря 2004 года; с 1 августа 2009 года по 20 сентября 2009 года разрешен решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 3 ноября 2015 года по делу № и определением Судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 18 мая 2016 года по делу №, при этом период работы истца с 27 марта 1987 года по 24 мая 1987 года признан судом подлежащим включению в его специальный стаж, в включении в стаж остальных периодов судом отказано, то есть спор между теми же сторонами разрешен по существу, производство по делу в указанной части подлежит прекращению.
В остальной части заявленных требований суд приходит к следующему.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из приведенных положений Закона следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев 4 и 5 пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Также наряду с указанными нормативно-правовыми актами применяются Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03 ноября 1999 года N 395; Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональном образованием в учреждениях здравоохранения утвержденная приказом Минздрава Российской Федерации от 15 октября 1999 года N 377. Разъяснение Министерства труда от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списка производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет".
Вышеперечисленные Списки содержат перечень должностей, структурных подразделений и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью и расширительному толкованию не подлежит.
При этом согласно пункту 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных названным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций; в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии; в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений; в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце 2 пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Установлено, что Владимиров Г.П., 28 января 1967 года рождения, 27 декабря 2018 года обратился в УПФ РФ во Всеволожском районе Ленинградской области с заявлением о досрочном назначении ему пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по п.20 ст.30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФ РФ во Всеволожском районе Ленинградской области от 17 января 2019 года № 10 ему отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа.
Бесспорный стаж на дату обращения истца в пенсионный орган – 27 декабря 2018 года составил 28 лет 6 месяцев 15 дней, при требуемом стаже – 30 лет.
При этом, в стаже не включены периоды работы истца с 23 октября 2018 года по 6 ноября 2018 года, с 18 марта 2015 года по 9 ноября 2015 года, с 21 января 2016 года по 20 февраля 2016 года, с 24 марта 2016 года по 26 марта 2016 года.
Из представленных Владимировым Г.П. документов видно, что в периоды с 18 марта 2015 года по 9 ноября 2015 года, с 23 октября 2018 года по 6 ноября 2018 года он работал в ГБУЗ «Всеволожская КМБ» в качестве врача-эндоскописта эндоскопического отделения; работа в указанный период являлась для Владимрова Г.П. постоянной.
Вступившим в законную силу решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 9 ноября 2015 года по гражданскому делу № с учетом изменений, внесенных определением Судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 27 января 2016 года № период с 18 марта 2015 года по 9 ноября 2015 года признан вынужденным прогулом в связи с незаконным увольнением истца с работы.
Статьей 11 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с пунктом 19 постановления Минтруда РФ от 22 мая 1996 N 29 об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается время оплачиваемого вынужденного прогула при незаконном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на прежней работе, дающей право на льготное пенсионное обеспечение.
Суд, разрешая заявленные требования, полагает возможным включить в специальный стаж истца период его работы в ГБУЗ «Всеволожская КМБ» в должности врача-эндоскописта эндоскопического отделения, поскольку период нахождения истца в вынужденном прогуле подлежит включению в специальный стаж, обстоятельство не выполнения работодателем обязанности по перечислению страховых взносов с сумм заработка за время вынужденного прогула, взысканных судом, и сумм заработной платы, само по себе не может являться основанием для отказа во включении этого периода в специальный стаж работника, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Кроме того, подлежит включению в специальный стаж истца период его работы в указанной должности с 23 октября 2018 года по 6 ноября 2018 года.
На основании п. 5 Правил № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев (подп. "б" п. 5 Правил).
Приложением к названным правилам является ПереченьПеречень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством для данного дела являются наименование должности и подразделения, в которых работал истец в спорный период.
В материалах дела отсутствуют документальные данные, свидетельствующие о том, что лечебная деятельность истца в должности врача-эндоскописта была связана с постоянной работой в хирургическом отделении стационара и проведением операций.
При таких обстоятельствах, вышеуказанные периоды подлежат включению в специальный стаж истца в календарном исчислении.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Следовательно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, как периоды работы, в силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, подлежат зачету в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Кроме того, повышение квалификации является обязательным условием для дальнейшего выполнения медицинским работником профессиональных должностных обязанностей.
Судом установлено и пенсионным органом не оспаривалось то, что в периоды с 21 января 2016 года по 20 февраля 2016 года, с 24 марта 2016 года по 26 марта 2016 года истец направлялся работодателем для прохождения обучения и повышения квалификации в целях обеспечения своей основной работы, за указанные периоды работодателем производились начисления заработной платы, удержание налогов и других выплат.
Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в его специальный стаж также в календарном исчислении.
Вместе с тем, учитывая, что на дату обращения в пенсионный орган истец не обладал требуемой продолжительностью специального стажа, оснований для досрочного назначения ему пенсии в соответствии с п.20 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░:
░ 27 ░░░░░ 1987 ░░░░ ░░ 24 ░░░ 1987 ░░░░, ░ 1 ░░░ 2002 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2004 ░░░░, 1 ░░░░░░░ 2009 ░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░░ 2009 ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░:
░ 23 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░ 6 ░░░░░░ 2018 ░░░░, ░ 18 ░░░░░ 2015 ░░░░ ░░ 9 ░░░░░░ 2015 ░░░░, ░ 21 ░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2016 ░░░░, ░ 24 ░░░░░ 2016 ░░░░ ░░ 26 ░░░░░ 2016 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 28 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░.