УИД № 24RS0021-01-2023-000370-07
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Иланский, Красноярского края 28 сентября 2023 года
Иланский районный суд Красноярского края, в составе председательствующего судьи Сасенко И.Е.
при секретаре Гайковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иланского района Красноярского края в интересах Российской Федерации к Бульбук Оксане Юрьевне о признании недействительной сделку - договор аренды земельного участка, признании отсутствующим право аренды на земельные участки, погашения записи в Едином государственном реестре недвижимости о нахождении в аренде земельных участков, снятия с кадастрового учета земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Иланского района Красноярского края в интересах Российской Федерации, обратился с иском к ответчику о признании недействительной сделку – договор аренды от 15.04.2022 года № находящихся в муниципальной собственности Иланского района Красноярского края земельных участков с кадастровыми номерами № и №, заключенный между администрацией Иланского района Красноярского края и Главой К(Ф)Х Бульбук О.Ю. Признать отсутствующим право аренды Бульбук О.Ю. на земельные участки с кадастровыми номерами № и №. Погасить запись в Едином государственном реестре недвижимости о нахождении у Бульбук О.Ю. в аренде земельных участков с кадастровыми номерами № и №. Снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами № и №.
В обоснование своего иска указывая, что прокуратурой Иланского района Красноярского края проведена проверка соблюдения земельного законодательства при регистрации земельных участков с кадастровыми номерами № и №.
В ходе проверки было установлено, что 20.12.2016 года, на земельные участки с кадастровыми номерами № и № зарегистрировано право собственности у муниципального образования Иланский район Красноярского края.
15.04.2022 года, по договору аренды № находящихся в муниципальной собственности Иланского района Красноярского края земельных участков администрацией Иланского района Красноярского края, Главе К(Ф)Х Бульбук О.Ю. в аренду для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (для растениеводства) предоставлены земельные участки категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, со следующими характеристиками:
- кадастровый №, площадью 2468400 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир – <адрес>, участок находится примерно в 7,6 км., метрах по направлению на восток от ориентира, почтовый адрес ориентира: <адрес>.
- кадастровый №, площадью 169400 кв.м., метрах местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир – <адрес>, участок находится примерно в 6,3 км., по направлению на восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.
Срок действия договора установлен с 15.04.2022 года по 14.04.2071 год.
Согласно предоставленных сведений Министерства лесного хозяйства Красноярского края следует, что земельный участок с кадастровым номером № частично пересекает земли лесного фонда в кварталах 6 (выделы 12, 13, 14, 15, 21, 22, 23, 24, 27, 28, 29, 33), 22 (выделы 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 15, 19, 25, 28, 30) ОАО «Южное-2» Южного участкового лесничества Иланского лесничества, земельный участок с кадастровым номером № частично пересекает земли лесного фонда в квартале 6 (выделы 2, 3, 10, 20) ОАО «Южное-2» Южного участкового лесничества Иланского лесничества.
Учитывая изложенное, постановка земельных участков с кадастровыми номерами № и № в указанных границах на государственный кадастровый учет произведена с нарушением требований закона.
Кроме того, использование спорного земельного участка не для целей охраны и защиты лесов противоречит требованиям законодательства и влечет угрозу истощительного использования леса, расположенного на нем.
Истец – прокурор Иланского района Красноярского края в лице помощника прокурора Иланского района Красноярского края Казакова Ю.М. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Бульбук О.Ю. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о месте и времени судебного заседания, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Ответчик – Администрация Иланского района Красноярского края в судебное заседание не явился надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания, возражений по иску не представил.
Третьи лица: КГКУ «Иланское лесничество», Министерство лесного хозяйства, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Рослесхоз в лице департамента лесного хозяйства по СФО в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, возражений по иску не представили. КГКУ «Иланское лесничество» просило рассмотреть дело в свое отсутствие.
Определив слушать дело в отсутствие не явившихся ответчиков в порядке, предусмотренном ст. 167 ГПК РФ, выслушав истца, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению и с учетом положений ст.233 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 года N 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
По смыслу приведенных конституционных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 года N 5-О).
В соответствии со ст. 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения, при этом имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
По смыслу ст. ст. 6 и 6.1 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В силу ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Как следует из положений ст. ст. 7, 8 ЗК РФ распоряжение землями лесного фонда, перевод земель из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации.
Пункт 2 ст. 8 ЗК РФ предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
Согласно п. 2 ст. 9 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация.
При этом п. 2 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ закреплено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
В силу п. 3 ст. 214, п. 1 ст. 125 ГК РФ, п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 года N 432, полномочия собственника от имени Российской Федерации реализуют Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы.
Согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ право распоряжения имуществом принадлежит собственнику.
В силу п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда (пп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК РФ).
Таким образом, системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактически запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда гражданам до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно выписок из ЕГРН, земельные участки с кадастровыми номерами № и № находятся в собственности МО Иланский район Красноярского края с 20.12.2016 года /л.д.41-60, 61-66/.
15.04.2022 года, между МО Иланский район Красноярского края в лице руководителя КУМИ Администрации Иланского района Красноярского края (арендодатель) и Главой К(Ф)Х Бульбук О.Ю. (арендатор) был заключен договор аренды № находящихся в муниципальной собственности Иланского района Красноярского края земельных участков /л.д.35-40/.
Согласно данного договора, арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду для осуществления К(Ф)Х (для растениеводства) находящиеся в муниципальной собственности Иланского района Красноярского края земельные участки из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, со следующими характеристиками:
- кадастровый №, площадью 2468400 кв.м., местоположение уста-новлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир – <адрес>, участок находится примерно в 7,6 км., метрах по направ-лению на восток от ориентира, почтовый адрес ориентира: <адрес>.
- кадастровый №, площадью 169400 кв.м., метрах местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир – <адрес>, участок находится примерно в 6,3 км., по направлению на восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.
Срок действия договора установлен с 15.04.2022 года по 14.04.2071 год.
25.04.2023 года, Министерством лесного хозяйства в адрес Прокурора Иланского района Красноярского края была направлена информация о принятии мер, что при проведении непрерывного мониторинга использования лесов 2023 года, на территории Иланского района, установлены факты противоречия сведений в ЕГРН со сведениями государственного лесного фонда с землями сельскохозяйственного назначения. Так, на участках государственного лесного фонда имеющих пересечение с земельным участком сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № выявлено два факта незаконной рубки лесных насаждений /л.д.7/.
По запросу ст.УУП ОМВД России по Иланскому району в Министерство лесного хозяйства, о предоставлении сведений к какой категории земель относится земельный участок с кадастровыми номерами № и № на которых выявлена незаконная рубка лесных насаждений /л.д.9-10/, Министерством лесного хозяйства, был предоставлен ответ, что при сопоставлении границ земельного участка с кадастровыми номерами № и № установленных по данным ЕГРН, с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства и установленными приказом Рослесхоза от 13.03.2023 года № границами Иланского лесничества, расположенного на землях лесного фонда Красноярского края, установлено, что участки частично пересекают земли лесного фонда в границах Иланского лесничества.
Земельный участок с кадастровым номером № частично пересекает земли лесного фонда в кварталах 6 (выделы 12, 13, 14, 15, 21, 22, 23, 24, 27, 28, 29, 33), 22 (выделы 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 15, 19, 25, 28, 30) ОАО «Южное-2» Южного участкового лесничества Иланского лесничества.
Земельный участок с кадастровым номером № частично пересекает земли лесного фонда в квартале 6 (выделы 2, 3, 10, 20) ОАО «Южное-2» Южного участкового лесничества Иланского лесничества /л.д.11, 84 оборот, 85-90/.
При этом из представленных сведений следует, что земельные участки с кадастровыми номерами № и № являются частью земельных участков из состава земель лесного фонда с кадастровым номером №, площадью 918,0000 га. Собственником данного земельного участка является РФ.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что спорные земельные участки частично образованы из земель лесного фонда с нарушением прав Российской Федерации как собственника данных земель, что свидетельствует об утрате данных участков собственником помимо его воли, и наличии оснований для их возврата как земель лесного фонда во владение Российской Федерации.
Право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления процедуры государственной регистрации такого права. При отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок может быть отнесен к государственному лесному фонду по материалам лесоустройства.
Ответчик при рассмотрении дела ходатайство о назначении судебной землеустроительной экспертизы не заявлял. Доказательств несоответствия представленных сведений, согласно которому части спорных земельных участков имеют пересечение с землями лесного фонда, установленным требованиям законодательства либо выводов, изложенных в нем, фактическим обстоятельствам ответчиком не представлено.
В материалах дела отсутствуют доказательства передачи спорного земельного участка в собственность муниципального образования, следовательно, договор аренды земельных участков, совершен муниципальным образованием как субъектом, не обладающим полномочиями на распоряжение спорным земельным участком.
Единственным доказательством наличия воли собственника (Российской Федерации) на отчуждение спорного земельного участка будет решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества.
В материалах дела не содержится доказательств того, что органами Российской Федерации, уполномоченными на распоряжение земельными участками, принималось решение о передаче спорного земельного участка какому-либо субъекту.
Принятие соответствующего решения иными органами, не уполномоченными на распоряжение федеральной собственностью, означает, что воля собственника на отчуждение соответствующего имущества отсутствует.
Таким образом, Администрация Иланского района Красноярского края неправомерно в отсутствие полномочий распорядилась принадлежащим Российской Федерации имуществом, заключив договор аренды спорных земельных участков, что повлекло за собой его постановку на кадастровый учет, присвоение ему кадастрового номера и регистрацию права аренды за Бульбук О.Ю. в нарушение требований законодательства.
Тот факт, что оспариваемые земельные участки, принадлежат на праве собственности Администрации Иланского района Красноярского края, поставлены на государственный кадастровый учет с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, не является доказательством того, что земельные участки не входят в состав лесного фонда, а может свидетельствовать лишь об отсутствии в органе кадастрового учета сведений о границах земель лесного фонда.
В материалах дела не содержится доказательств того, что спорные земельные участки переведены в установленном законом порядке из категории земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения.
Защита гражданских прав может осуществляться путем применения последствий недействительности ничтожной сделки (ст. 12 ГК РФ).
Согласно ст.168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с пунктами 1 - 2 ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Учитывая, что орган местного самоуправления распорядился земельным участком, частично расположенным на землях лесного фонда, что повлекло нарушение имущественных прав Российской Федерации (как публично-правового образования), договор аренды в силу п. 2 ст. 168 ГК РФ является недействительной (ничтожной) сделкой.
Поскольку сделка судом признана недействительной, имеются основания аннулирования из ЕГРП записи о регистрации договора аренды от 15.04.2022 года.
Кроме того, поскольку земельный участок частично сформирован за счет земель лесного фонда, при отсутствии у органа местного самоуправления права распоряжаться данным участком лесного фонда, при отсутствии согласования границ участка с представителем Российской Федерации, участок подлежит исключению из государственного кадастра недвижимости как сформированный с нарушением норм действующего законодательства.
Руководствуясь ст. ст. 194–199, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Иланского района Красноярского края в интересах Российской Федерации к Бульбук Оксане Юрьевне о признании недействительной сделку - договор аренды земельного участка, признании отсутствующим право аренды на земельные участки, погашения записи в Едином государственном реестре недвижимости о нахождении в аренде земельных участков, снятия с кадастрового учета земельных участков - удовлетворить.
Признать незаконной сделку между Муниципальным образованием Иланский район Красноярского края и Бульбук О.Ю. по передаче в аренду земельного участка по договору аренды № от 15.04.2022 года с кадастровыми номерами:
- №, площадью 2468400 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир – <адрес>, участок находится примерно в 7,6 км., метрах по направлению на восток от ориентира, почтовый адрес ориентира: <адрес>.
- №, площадью 169400 кв.м., метрах местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир – <адрес>, участок находится примерно в 6,3 км., по направлению на восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.
Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации аренды от 26 апреля 2022 года.
Снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами:
- №, площадью 2468400 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир – <адрес>, участок находится примерно в 7,6 км., метрах по направлению на восток от ориентира, почтовый адрес ориентира: <адрес>.
- №, площадью 169400 кв.м., метрах местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир – <адрес>, участок находится примерно в 6,3 км., по направлению на восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья И.Е.Сасенко
Решение изготовлено в окончательном виде 05.10.2023 года.