Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1059/2024 ~ М-657/2024 от 02.05.2024

№ 2-1059/2024                                                                                           Изг 26 06 2024г

УИД: 76RS0023-01-2024-001237-90

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июня 2024 года                                                                                                  г. Ярославль

Красноперекопский районный суд города Ярославля в составе

судьи Донцовой Н.С.

при секретаре Ким П.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноперекопского района города Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля о возложении обязанности,

                                                                     у с т а н о в и л:

    Прокурор Красноперекопского района города Ярославля в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к мэрии города Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля, указывая, что на территории Красноперекопского района г. Ярославля по адресу: АДРЕС расположен бесхозяйный объект недвижимости – сеть хозяйственно – фекальной канализации. Указанный объект не является муниципальной собственности городского округа города Ярославль. бесхозяйным не признан, на учет не поставлен, их правообладатель или балансодержатель не определен. В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона № 131-ФЗ ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии со статьей 98 Устава города Ярославля мэрия города Ярославля осуществляет от имени города права собственника в отношении муниципального имущества в порядке, установленном муниципалитетом города; организует в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Согласно пунктам 1, 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. Согласно пункту 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приложением к приказу Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение № 1 к настоящему Порядку): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления с учетом предоставленных ему законом полномочий. Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля после получения выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества организует передачу бесхозяйных сетей на содержание и ремонт сроком на один год организации, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством (п. 1.6 Порядка). Комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля процедура признания вышеуказанного объекта сети инженерного обеспечения бесхозяйным имуществом не инициировалась. Для постановки на учет как бесхозного имущества необходимо проведение кадастровых работ по изготовлению технических планов на инженерные сети. Исходя из ответа КУМИ мэрии г. Ярославля данные работы запланированы и будут проведены при выделении бюджетных средств. Просит:

- Возложить на мэрию города Ярославля обязанность осуществить постановку на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества сети хозяйственно-фекальной канализации, расположенной по адресу: АДРЕС в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

2. Возложить на департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля обязанность осуществить передачу сети хозяйственно-фекальной канализации, расположенной по адресу: АДРЕС на содержание и ремонт сроком на один год организации, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, в течение двух месяцев с момента постановки указанных объектов на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества.

    Представитель истца –     Медведева А.С. помощник прокурора Красноперекопского района г. Ярославля, в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

    Представители ответчиков мэрии г. Ярославля, Департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица КУМИ мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал на то, что в соответствии с п. 3.1. Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № 262 «О реорганизации комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля» в функции Комитета входит ведение реестра объектов муниципальной собственности. В реестре муниципального имущества города Ярославля инженерные сети хозяйственно-фекальной канализации, расположенные по адресу г. Ярославль, ул. 8 Марта, д.21 к.2 не значатся. Комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля в отношении указанного участка сети инициирована процедура бесхозяйного учета. В настоящее время Комитетом производится сбор документов, необходимых для проведения кадастровых работ, после чего будет проведен мониторинг по определению начальной (максимальной) цены контракта на оказание услуг на проведение кадастровых работ в отношении данного объекта недвижимости. При наличии источника финансирования Комитетом будет запланирована процедура закупки для выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) на проведение кадастровых работ. По итогам состоявшейся процедуры Комитетом будет заключен муниципальный контракт и проведены кадастровые работы на указанный объект недвижимости. Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля просят увеличить срок исполнения решения суда до 9 месяцев. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

    Суд, выслушав представителя истца, изучив письменные материалы дела, оценив все в совокупности, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

        В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

        В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона № 131-ФЗ ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.     Согласно абзацу 3 статьи 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

        В соответствии со статьей 98 Устава города Ярославля мэрия города Ярославля осуществляет от имени города права собственника в отношении муниципального имущества в порядке, установленном муниципалитетом города; организует в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

        В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

        Согласно пунктам 1, 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

        Согласно пункту 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приложением к приказу Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение N 1 к настоящему Порядку): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

        Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления с учетом предоставленных ему законом полномочий.

        В силу пунктов 2.4, 2.5 Порядка взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйные сети, утвержденного постановлением мэра г. Ярославля от 07.06.2007 № 1805, комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля обеспечивает постановку бесхозяйных сетей на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с целью последующего обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанные сети; информирует департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля о получении выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля после получения выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества организует передачу бесхозяйных сетей на содержание и ремонт сроком на один год организации, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством (п. 1.6 Порядка).

        Согласно сообщения МБУ «Ремонт и обслуживание гидросистем» г. Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА информацией и подтверждающими документами бесхозных сетей ливневой канализации водоотводных сооружений на территории Фрунзенского и Красноперекопского районов г. Ярославля с указанием характеристики, привязки к адресу не располагает.

        При указанных обстоятельствах, имеются основания для удовлетворения исковых требований прокурора Красноперекопского района г. Ярославля в полном объеме.

Доказательств, для иного вывода суду не представлено. Обязанность ответчика, которую суд возлагает на него по требованию истца, возникла в силу названных в настоящем решении суда правовых норм.

    При установлении срока для исполнения судебного решения суд принимает во внимание продолжительность процедуры бесхозяйного учета объектов недвижимости и считает срок для исполнения решения суда для мэрии г. Ярославля – 3 месяца, со дня вступления решения суда в законную силу не достаточным, и считает необходимым его увеличить до 9 месяцев, для департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля срок – 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу разумным и достаточным.

       На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                      р е ш и л:

    Мэрии города Ярославля (ИНН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, ОГРН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) осуществить постановку на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества сети хозяйственно – фекальной канализации, расположенной по адресу: АДРЕС в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

    Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля (ИНН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, ОГРН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) передать сеть хозяйственно – фекальной канализации, расположенной по адресу: АДРЕС на содержание и ремонт сроком на один год организации, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, в течение двух месяцев с момента постановки указанного объекта на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Красноперекопский районный суд г. Ярославля в течение 1 месяца.

Судья Н.С. Донцова

2-1059/2024 ~ М-657/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Красноперекопского района г. Ярославля
Ответчики
Департамент городского хозяйства мэрии г.Ярославля
Мэрия г. Ярославля
Другие
Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля
Суд
Красноперекопский районный суд г. Ярославля
Судья
Донцова Наталья Семеновна
Дело на сайте суда
krasnoperekopsky--jrs.sudrf.ru
02.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.05.2024Передача материалов судье
07.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.05.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.06.2024Судебное заседание
26.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее