Судья Сарыглар Л.Э. Дело № 5-19/2020 (12-87/2020)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кызыл 6 октября 2020 года
Судья Верховного Суда Республики Тыва Ховалыг Ш.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ооржак Б.А. на постановление судьи Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 20 апреля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 20 апреля 2020 года Ооржак Б.А. признана виновной совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Ооржак Б.А. подала в Верховный Суд Республики Тыва жалобу, в которой просит вышеуказанное постановление судьи отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что 13 апреля 2020 года заместителем главного санитарного врача Тувы в отношении нее на русском языке вынесено постановление и передано ей без разъяснений, хотя она не владеет русским языком, образования не имеет, окончила только школу. Она не поняла обстоятельств, указанных в данном постановлении, также ей не говорили о том, что в случае нарушения данного постановления она будет привлечена к какой-либо ответственности. 16 апреля 2020 года участковым уполномоченным Т. был составлен протокол об административном правонарушении в отношении нее с нарушением ее прав, так как он составлен в ее отсутствие, без разъяснения ее прав. Объяснение у нее было отобрано возле **, через несколько дней дали расписаться на бумажке, где не было 2 страницы, без подписи. Она не знала, что в случае нарушения постановления ей грозит штраф. При назначении наказания не были учтены смягчающие обстоятельства: она многодетная, безработная и 15 000 рублей для нее являются большими деньгами.
В судебное заседание Ооржак Б.А., участковый уполномоченный ОУУП и ПДН УМВД России «Барун-Хемчикский» Т. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении дела 20 апреля 2020 года Ооржак Б.А. не присутствовала; в заявлении от 13 августа 2020 года она просила вручить ей переведенный на тувинский язык текст вынесенного в отношении нее постановления; в расписке о вручении копии постановления от 20 апреля 2020 года не указана дата получения; в жалобе Ооржак Б.А. указывает на то, что переведенный на тувинский язык текст постановления по делу получила 20 августа 2020 года. Иных документов, сведений о получении ею копии постановления по делу об административном правонарушении материалы дела не содержат.
С учетом изложенного и поскольку жалоба Ооржак Б.А. подана 25 августа 2020 года, полагаю, что установленный статьей 30.3 КоАП РФ срок обжалования не пропущен.
В силу части 2 статьи 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до сорока тысяч рублей.
Постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих угрозу для окружающих.
Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 33 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В силу пункта 2 статьи 50, пункта 6 части 1 статьи 51 вышеуказанного Федерального закона при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать, в частности, гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих; главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
Таким образом, федеральный законодатель допускает медицинское вмешательство, а также принятие изоляционных мер различного характера в отношении названных выше лиц в порядке, установленном законодательством.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. № 65).
Исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
16 марта 2020 года в целях предотвращения угрозы завоза и распространения на территории Республики Тыва новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) Правительством Республики Тыва принято Распоряжение № 88-р «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Тыва и мерах по предотвращению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)».
Как следует из части 1, пункта «в» части 5 вышеуказанного Распоряжения, с 00 час. 00 мин. 17 марта 2020 г. на территории Республики Тыва до особого распоряжения введен режим функционирования «Повышенная готовность»; гражданам, проживающим и (или) прибывшим на территорию Республики Тыва, посещавшим страны (территории), где зарегистрированы случаи коронавирусной инфекции (2019-nCoV) рекомендовано соблюдать постановления Управления Роспотребнадзора по Республике Тыва о нахождении в режиме изоляции на дому (по месту пребывания).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 обязательных для исполнения гражданами Правил поведения при введении режима повышенной готовности, утвержденных Указом Главы Республики Тыва от 06 апреля 2020 года № 76а «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV на территории Республики Тыва» (в редакции, действовавшей до 14 июля 2020 года), с 30 марта 2020 до особого распоряжения лица, прибывшие в Республику Тыва из иностранных государств и (или) субъектов Российской Федерации (далее – прибывшие лица), обязаны, в том числе ожидать по месту пребывания доставку постановления главного государственного санитарного врача Республики Тыва (его заместителя) об изоляции и посещения медицинского работника, в том числе для выдачи листка нетрудоспособности; в течение 14 календарных дней с даты прибытия в Республику Тыва соблюдать режим самоизоляции по месту жительства (месту пребывания), не покидая место изоляции (квартиру, дом, иное жилое помещение).
Как следует из материалов дела, 13 апреля 2020 года Ооржак Б.А. прибыла на территорию Республики Тыва из г. Москвы, где зарегистрированы случаи коронавирусной инфекции, в тот же день ей вручено Постановление заместителя Главного государственного санитарного врача по Республике Тыва №, согласно которому она обязана соблюдать режим самоизоляции (карантин) в течение 14 календарных дней под непрерывным медицинским наблюдением по адресу: ** а именно не покидать указанное помещение, в том числе, не посещать работу, учебу, магазины, аптеки, никакие общественные места и массовые скопления людей, не пользоваться общественным транспортом, не контактировать с третьими лицами, также соблюдать санитарно-эпидемиологический режим.
16 апреля 2020 года участковым уполномоченным ОУУП и ПДН УМВД России «Барун-Хемчикский» Т. в отношении Ооржак Б.А. составлен протокол серии № об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, согласно которому Ооржак Б.А., проживающая по адресу: ** 15 апреля 2020 года в период времени с 18 ч. 00 мин. по 21 ч. 00 мин. в период возникновения угрозы распространения заболевания COVID-2019, предоставляющего опасность для окружающих, после получения Постановления заместителя Главного государственного санитарного врача по Республике Тыва от 13 апреля 2020 года № о соблюдении самоизоляции в течение 14 дней не исполнила обязанность не покидать место проживания на территории Республики Тыва, а именно находилась возле **, на северо-восточной стороне села. Ооржак Б.А. в своем объяснении пояснила, что она 15 апреля 2020 года около 18 ч. 00 мин. поехала забрать мужа в ** где он работает, после чего они побывали на ** и в 21 час поехали домой. Постановление от 13 апреля 2020 года не читала и не знала о самоизоляции в отношении нее.
Вина Ооржак Б.А. в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, а именно: Постановлением заместителя Главного государственного санитарного врача по Республике Тыва от 13 апреля 2020 года №, рапортом сотрудника полиции, протоколом об административном правонарушении, объяснениями Ооржак Б.А.
В силу положений статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Не согласиться с оценкой указанных доказательств оснований не имеется.
Вопреки доводам жалобы состав административного правонарушения имеется, данный факт, как было указано выше, подтвержден доказательствами по делу.
Доводы жалобы Ооржак Б.А. о нарушении ее прав при вручении ей Постановления заместителя Главного государственного санитарного врача по Республике Тыва от 13 апреля 2020 года, составлении протокола об административном правонарушении, поскольку она не владеет русским языком, не принимаются во внимание, так как, исходя из ее же объяснений и протокола об административном правонарушении, она имеет среднее специальное образование, ездила в Москву на заработки, русским языком владеет, в переводчике не нуждается.
Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении составлен в присутствии Ооржак Б.А., при этом права и обязанности ей разъяснены, что подтверждаются ее подписью и указанием «замечаний по содержанию протокола не имеется». Копия данного протокола ею получена в день составления этого документа.
При этом незнание гражданином требований законов не освобождает правонарушителя от ответственности за совершенное нарушение и не ставит под сомнение законность действий должностных лиц полиции при выявлении указанного правонарушения и при производстве по административному делу.
Таким образом, Ооржак Б.А. обоснованно привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, допущено не было.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела постановление судьи подлежит изменению в части назначения Ооржак Б.А. административного наказания по следующим основаниям.
Одним из требований принципа справедливости юридической ответственности является соразмерность наказания деянию.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Согласно части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Санкцией части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в отношении граждан предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа в размере от пятнадцати до сорока тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, на иждивении Ооржак Б.А. находятся ** несовершеннолетних детей, она не работает, выезжала в г. Москву на заработки.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
При таких обстоятельствах и с учетом указанных выше требований закона, исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, должны быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, учитывая конкретные обстоятельства дела, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, суд считает возможным применить в данном случае положения части 2.2 и части 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ и снизить размер назначенного Ооржак Б.А. наказания в виде административного штрафа до 7 500 рублей, т.е. менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, что будет отвечать принципам достижения предупредительной цели административного производства, а также справедливости и соразмерности наказания.
В остальной части оснований, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену оспариваемого постановления судьи районного суда, не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 20 апреля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ооржак Б.А. изменить, снизив размер назначенного ей административного штрафа до 7500 рублей.
В остальной части постановление судьи Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 20 апреля 2020 года оставить без изменения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья Ш.А. Ховалыг