Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-77/2024 (2-1238/2023;) ~ М-1052/2023 от 27.10.2023

Дело УИД 37RS0019-01-2023-001445-55

2-77/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 января 2024 года                                  г. Иваново

Советский районный суд гор. Иваново

в составе председательствующего судьи Маракасовой Д.В.,

при секретаре Наумовой П.А.,

с участием:

истца Тюкаловой М.Б.,

представителя ответчика Кудрявцева К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново гражданское дело по иску Тюкаловой Марины Борисовны к Обществу с ограниченной ответственностью «Региональный оператор по обращению с ТКО» о признании задолженности отсутствующей,

УСТАНОВИЛ:

Тюкалова М.Б. обратился в суд с иском к ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» о признании задолженности за период с 01.07.2017 по 31.01.2020 с истекшим сроком давности, задолженности за период с 01.02.2020 по 30.06.2023 отсутствующей и перерасчете платы. Требования мотивированы тем, истец является собственником жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, в котором никто не проживает и не зарегистрирован. Договор с ответчиком на вывоз ТКО не заключался, услуга не оказывалась, контейнеров для мусора нет на расстоянии более 700 м. Решением суда с Тюкаловой М.Б. в пользу ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» взыскана задолженность за период с 01.02.2020 по 30.06.2022 в размере 2800 руб., пени за период с 10.04.2020 по 30.06.2022 в размере 70 руб., почтовые расходы в размере 164,40 руб. Задолженность до 01.02.2020 не взыскивалась. Истец полагает, что указанная задолженность взысканию не подлежит, поскольку услуга не оказывалась, срок исковой давности истек, справки об отсутствии проживающих представлены. Решение суда Тюкаловой М.Б. исполнено, однако ответчик продолжает выставлять задолженность с 01.07.2017 с нарастающим пени, а не по срокам иска, оплаченного истцом. 13.07.2023 обратился к ответчику с заявлением о перерасчете, на который получен отказ. За август 2023 выставлено к оплате 7505,73 руб. с начислением 176,60 руб. вместо 111,55 руб. по тарифу. На основании изложенного, просит иск удовлетворить.

В судебном заседании Тюкалова М.Б. иск поддержала, настаивала на том, что услуга ей не оказывалась, поскольку мусорных контейнеров рядом с домом нет, договор с ответчиком не заключала. В адрес ответчика прокуратурой Юрьевецкого района направлено соответствующее письмо для учета в работе.

Представитель ответчика Кудрявцев К.В. на иск возражал. Указал, что такой способ защиты как признание задолженности с истекшим сроком давности законом не предусмотрен и данный довод может быть заявлен в ином процессе по иску регионального оператора. С иском о взыскании задолженности за более ранний период региональный оператор не обращался. В квитанциях обоснованно отражена задолженность за прошлый период. То обстоятельство, что в доме никто не проживает и не зарегистрирован, не освобождает собственника от оплаты услуг ответчика, поскольку в данном случае плата начисляется от количества собственников. Обязанность по организации мест накопления ТКО возложена на орган местного самоуправления, а не на регионального оператора. Ближайшая площадка расположена на ул. Нахимовская, именно оттуда и происходит вывоз ТКО. Таким образом, отсутствие рядом с домом контейнерной площадки не свидетельствует о том, что услуга не оказывалась.

Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч.5 ст.30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Согласно п.1 и п.2 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с ТКО (ч.4 ст.154 ЖК РФ).

Согласно ч.1 ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

Согласно п.148(34) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг), размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

Согласно п.148(36) Правил при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

В силу п.148(39) Правил предоставления коммунальных услуг потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

В силу ч.20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Тюкалова М.Б. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

В доме никто не зарегистрирован.

Исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО является ответчик.

Истцу открыт лицевой счет .

Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области от 22.09.2016 № 140 утверждена территориальная схема обращения с ТКО на период с 2016-2031.

Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области от 25.04.2019 № 64 утверждена новая территориальная схема обращения с ТКО на период с 2016-2031, в которую включен г. Юрьевец Ивановской областью.

В Ивановской области размер платы за услугу по обращению с ТКО осуществляется исходя из количества зарегистрированных в жилом помещении, а при отсутствии зарегистрированных исходя из количества собственников жилого помещения при нормативе 0,18 куб/м., утвержденном Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской обл. от 20.02.2017 N 133-н/1 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ивановской области» с учетом изменений, внесенных Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской обл. от 24.10.2017 N 161-н/1 «О внесении изменений в постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20.02.2017 N 133-н/1 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ивановской области».

Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20.12.2019 №59-к/18 тариф на период с 01.07.2020 по 31.12.2020 установлен в размере 531,77 руб./куб.м.

Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 18.12.2020 №73-к/1 тариф на период с 01.01.2021 по 30.06.2021 установлен в размере 531,77 руб./куб.м., с 01.07.2021 по 31.12.2021 в размере 549,85 руб./куб.м.

Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20.12.2021 №58-к/2, с учетом Постановления от 28.11.2022 №55-к/4 тариф на период с 01.01.2022 по 30.06.2022 установлен в размере 549,85 руб./куб.м., с 01.07.2021 по 30.11.2022 исходя их тарифа 586,54 руб./куб.м., с 01.12.2022 по 31.12.2023 исходя из тарифа 619,71 руб./куб.м.

Из представленной ответчиком выписки по лицевому счету следует, что с 01.07.2017 истцу производятся начисления за услугу исходя из одного собственника.

Решением мирового судьи судебного участка № 3 Пучежского судебного района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения определением Пучежского районного суда Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ, частично удовлетворены требования ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» к Тюкаловой М.Б. о взыскании задолженности.

С Тюкаловой М.Б. в пользу ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» взыскана задолженность за период с 01.02.2020 по 30.06.2022 в размере 2800,93 руб., пени за период с 10.04.2020 по 31.05.2022 в размере 70 руб.

Основанием для частичного удовлетворения требований послужило применение судом ст.333 ГК РФ к требованию о снижении заявленного размера пени в сумме 442,42 руб. до 70 руб.

Полагая, что услуга не оказывалась, договор с ответчиком не заключался, срок исковой давности истек, истец обратился в суд

Суд не находит оснований для удовлетворения иска в силу следующего.

Пунктом 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Согласно ст. 148(21) Правил предоставления коммунальных услуг договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный в письменной форме, вступает в силу и является обязательным для сторон со дня его подписания обеими сторонами. Условиями такого договора может быть предусмотрено, что права и обязанности сторон возникают с более поздней даты после даты вступления этого договора в силу.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 148(8) - 148(11) настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, действует до даты (включительно) прекращения предоставления указанной коммунальной услуги соответствующим исполнителем, указанной в пунктах 148(8) - 148(11) настоящих Правил.

В силу ч.4 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Таким образом, обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО лежит на собственнике жилого дома в силу закона и не зависит от фактического заключения такого договора на бумажном носителе.

Отсутствие зарегистрированных в жилом помещении граждан не исключает наличие обязанности по оплате за данную услугу, поскольку в данном случае в силу положений п.148(36) Правил предоставления коммунальных услуг начисления производятся исходя из количества собственников.

Утверждение истца, что услуга не оказывалась, опровергается договором от 26.04.2017 № 210217/0723098/01-4 на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО с ООО «Эко-ТрансАвто».

В Приложении № 2 к договору указаны места накопления ТКО.

Согласно Приложения № 2 ближайшая контейнерная площадка к дому истца, что сторонами не оспаривалось, расположена на <адрес> на расстоянии около 700 м.

Сам по себе факт расположения площадки на таком расстоянии не свидетельствует о том, что услуга не оказывалась.

Согласно ч.1 и ч.4 ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу п.3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановление Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Таким образом, обязанность по организации мест накопления ТКО возложена на органы местного самоуправления, а не на регионального оператора.

При таких обстоятельствах, ответ Прокуратуры Юрьевецкого района о незаконности действий ответчика по начислению платы не свидетельствует.

Рассмотрев довод об истечении срока исковой давности, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 11 ГК РФ суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд) осуществляет защиту только нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с их компетенцией.

Перечень этих способов защиты приведен в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, который в силу абзаца четырнадцатого статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является открытым.

Иск о применении сроков исковой давности, не является самостоятельным требованием (способом защиты), подлежащим разрешению без предъявления иска контрагентом.

В соответствии со ст.195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

По смыслу указанной нормы исковая давность - это срок для защиты прав регионального оператора, перед которым образовалась задолженность, право которого нарушено невнесением платы.

По правилам п.1 ст.199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.

Однако, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (абзац 2 части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения (абзац 1 п.2 ст.199 ГК РФ).

Из материалов дела следует, что с иском или за вынесением судебного приказа о взыскании задолженности с Тюкаловой М.Б. за более ранние периоды ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» не обращалось.

Следовательно, судебного акта, включая определение о прекращении производства по делу, не выносилось.

Заявлений в порядке ст. 39 ГПК РФ об уменьшении исковых требований от ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» судами не принималось.

Согласно п.1 ч.2 ст.155 ЖК РФ, п. 67 Правил предоставления коммунальных услуг плата за жилое помещение и жилищно-коммунальные услуги вноситься на основании платежного документа

Как указано в подп.3 п.69 Правил в платежном документе указываются сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды.

Таким образом, указание в платежных документах сведений о задолженности с 2017 года законодательству не противоречит, напротив соответствует законодательству.

Кроме того, в связи с уменьшением решением мирового судьи судебного участка № 3 Пучежского судебного района Ивановской области размера подлежащих взысканию с Тюкаловой М.Б. пени, ответчиком произведён перерасчет пени в сторону уменьшения, что следует из выписки по лицевому счету.

Также ответчиком истцу произведены перерасчеты по пени с апреля 2020 по февраль 2021, а именно списание пени, в вязи с введением моратория.

Ссылка истца на неверный расчет задолженности, который по мнению истца не соответствует тарифам, также подлежит отклонению.

Как следует из квитанций и выписки по лицевому счету с декабря 2022 начисления производятся ответчиком в соответствии с тарифами 111,55 руб. включая пени.

К оплате указана сумма начислений за месяц за одного собственника включая пени.

При таких обстоятельствах, основания для перерасчёта задолженности не имеется.

Кроме того, задолженность за период с 01.02.2020 по 30.06.2022 взыскана с Тюкаловой М.Б. в судебном порядке.

Согласно ч.2 ст.13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В связи с чем требование о перерасчете задолженности за данный период не основано на нормах права.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Тюкаловой Марины Борисовны к Обществу с ограниченной ответственностью «Региональный оператор по обращению с ТКО» о признании задолженности отсутствующей, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий:                                                         Д.В. Маракасова

В полном объеме решение изготовлено 02 февраля 2024 года.

2-77/2024 (2-1238/2023;) ~ М-1052/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тюкалова Марина Борисовна
Ответчики
ООО "Региональный оператор по обращению с ТКО"
Другие
Кудрявцев Константин Владимирович
Суд
Советский районный суд г. Иваново
Судья
Маракасова Дарья Викторовна
Дело на странице суда
sovetsky--iwn.sudrf.ru
27.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.10.2023Передача материалов судье
31.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.11.2023Судебное заседание
06.12.2023Судебное заседание
26.12.2023Судебное заседание
26.12.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
15.01.2024Судебное заседание
29.01.2024Судебное заседание
02.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее