Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5/2024 (2-1122/2023;) ~ М-832/2023 от 17.05.2023

                                                  № 2-5/2024

УИД 75RS0025-01-2023-001561-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 апреля 2024 года                                                                                                г. Чита

Читинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Галановой Д.И.,

при секретаре Воложаниной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Янцевич О. В., Костроминой О. И., Дементьевой В. В., Овчинниковой С. А. к Министерству финансов Забайкальского края, администрации муниципального района «Читинский район», Комитету образования администрации муниципального района «Читинский район», Муниципальному общеобразовательному учреждению МОУ СОШ пгт. Атамановка о понуждении к действиям, взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с указанными исковыми заявлениями, ссылаясь на то, что работают учителями по трудовым договорам в МОУ СОШ пгт. Атамановка. Янцевич О.В. трудоустроена в должности учителя русского языка и литературы на основании трудового договора от 06.09.2012, Костромина О.И. в должности учителя биологии на основании трудового договора от 06.08.2015, Дементьева В.В. в должности учителя английского языка на основании трудового договора от 01.09.2009, Овчинникова С.А. в должности учителя технологии на основании трудового договора от 01.09.2009. В соответствии с дополнительными соглашениями к трудовому договору Янцевич О.В. на 2022-2023 учебный год установлена продолжительность рабочего времени в размере 39 часов в неделю, Костроминой О.И. на 2022-2023 учебный год установлена продолжительность рабочего времени в размере 31 час в неделю, Дементьевой В.В. на 2022-2023 учебный год – 33 часа в неделю, Овчинниковой С.А. на 2022-2023 учебный год – 33 часа в неделю. Согласно пп.1 п.1 каждого из дополнительных соглашений истцам устанавливалась надбавка за выслугу лет в размере 25% к окладу, то есть должностной ставке заработной платы без учета фактической нагрузки. Ссылаясь на положения трудового законодательства, Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также на те обстоятельства, что исчисление заработной платы без учета надбавки за выслугу лет исходя из фактической нагрузки не соответствует действующему законодательству, с учетом уточнения исковых требований, просили суд:

- признать незаконным и не подлежащим применению дополнительные соглашения на 2022-2023 учебный год к трудовым договорам, заключенным с истцами, в части установления размера (расчета) и порядка начислений выплат заработной платы в части надбавки за выслугу лет;

- признать незаконным и подлежащим приведению в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации пункты 2.3.4.5, 2.3.4.5.1, 2.3.5.2.1, 2.3.5.3 Положения об оплате труда МОУ СОШ пгт.Атамановка, утвержденного в форме приложения к коллективному договору, подписанному между директором МОУ СОШ пгт.Атамановка и трудовым коллективом 30.03.2021, в части, не учитывающей фактическую трудовую (почасовую) нагрузку в части установления (расчета) и порядка начислений выплат заработной платы применительно к надбавке за выслугу лет;

    - обязать МОУ СОШ пгт. Атамановка производить начисление и выплату истцам заработной платы в части надбавки за выслугу лет в соответствии с фактической трудовой (учебной) нагрузкой;

    - взыскать с МОУ СОШ пгт. Атамановка недоначисленную и невыплаченную заработную плату в части надбавки за выслугу лет за период с 01.12.2022 по 31.05.2023 в пользу Янцевич О.В. в сумме 28 254,41 рубля, в пользу Костроминой О.И. в сумме 17 488,92 рублей, в пользу Дементьевой В.В. в сумме 17 264,71 рубля, в пользу Овчинниковой С.А. в сумме 20 136,64 рублей;

- в случае недостаточности финансирования у МОУ СОШ пгт. Атамановка обязать администрацию муниципального района «Читинский район», Комитет образования администрации муниципального района «Читинский район» профинансировать выплату учителям Янцевич О.В., Дементьевой В.В., Овчинниковой С.А., Костроминой О.И., задолженности по недоначисленной и невыплаченной заработной плате в части надбавки за выслугу лет за период с 01.12.2022 по 31.05.2023;

- обязать МОУ СОШ пгт. Атамановка компенсировать каждому из истцов причиненный моральный вред в размере 10 000 рублей.

Определением суда от 01.04.2024 принят отказ истцов от части требований о возложении обязанности по приведению в соответствие с требованиями законодательства пунктов 2.3.4.5, 2.3.4.5.1, 2.3.5.2.1, 2.3.5.3 Положения об оплате труда МОУ СОШ пгт.Атамановка.

Истцы Янцевич О.В., Дементьева В.В, Овчинникова С.А., Костромина О.И. в судебное заседание не явились, представили ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, ранее в судебном заседании требования поддержали, в последующем возражений относительно представленного контррасчета не представили.

Представитель МОУ СОШ пгт.Атамановка Крутских С.Ю. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представители ответчиков администрации муниципального района «Читинский район», Комитета образования администрации муниципального района «Читинский район», Министерства финансов Забайкальского края, а также представитель третьего лица Министерства образования и науки Забайкальского края в суд представителей не направили, будучи уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, представили письменные отзывы.

На основании ст. 167 ГПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие участников процесса.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений абз. 5 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Этому праву работника в силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Согласно ч. 1 ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    В силу положений ст. 2 ТК РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе запрещение дискриминации в сфере труда и обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование человека для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Статьей 333 ТК РФ определено, что для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 333 ТК РФ).

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договор» установлена продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников согласно приложению № 1 к этому приказу.

Согласно п. 2.8.1 приложения №1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным).

В соответствии с п. 4 примечания к приложению № 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 за педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы, за исключением случаев выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемых согласно пункту 2.2 приложения 2 к настоящему приказу учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю.

Пунктом 3 примечания к приложению № 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 установлено, что нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, предусмотренные пунктами 2.5 - 2.7 настоящего Приложения, и нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2.8 настоящего Приложения, являются расчетными величинами для исчисления педагогическим работникам заработной платы за месяц с учетом установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).

Как следует из материалов дела истцы Янцевич О.В., Костромина О.И., Дементьева В.В., Овчинникова С.А. трудоустроены в должности учителей МОУ СОШ пгт.Атамановка.

В частности с Янцевич О.В. 06.09.2012 заключен трудовой договор, согласно которому последняя принята в МОУ СОШ пгт.Атамановка на должность учителя русского языка и литературы, Овчинникова С.А. на основании трудового договора от 01.09.2009 принята в МОУ СОШ пгт. Атамановка на должность учителя технологии, Костромина О.И. на основании трудового договора от 06.08.2015 принята в МОУ СОШ пгт. Атамановка на должность учителя биологии, Дементьева В.В. на основании трудового договора от 01.09.2009 принята в МОУ СОШ пгт. Атамановка на должность учителя иностранного языка.

На основании дополнительных соглашений от 01.09.2022 к трудовым договорам Янцевич О.В. на 2022-2023 учебный год установлена продолжительность рабочего времени в размере 39 часов в неделю, Овчинниковой С.А. – 33 часа в неделю, Костроминой О.И. – 31 час в неделю, Дементьевой В.В. – 33 часа в неделю.

Указанные обстоятельства подтверждаются трудовыми договорами, дополнительными соглашениями, тарификационными списками на 2022-2023 учебный год.

Также, как усматривается из трудовых договоров, дополнительных соглашений к трудовым договорам, табелей заработной платы, тарификационных списков истцам установлена надбавка за выслугу лет в размере 25% за ставку заработной платы за выслугу лет, вместе с тем указанная надбавка исчислена исходя из нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы без учета фактической нагрузки и фактически отработанных часов педагогической работы.

Обстоятельства, связанные с исчислением надбавки исходя из нормы часов педагогической нагрузки, без учета фактической нагрузки, не оспаривались ответчиками.

В соответствии со ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

Согласно ст. 135 ТК РФ Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры.

Согласно пп. «г» ч.4 раздела II Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022-2023 годы, утвержденных решениями Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2021, 23.12.2022, системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях формируются, в том числе на основе принципа обеспечения зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером.

В соответствии с положениями приведенных выше Единых рекомендаций по установлению на федеральном региональном и местных уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 – 2023 годы, определение размеров выплат стимулирующего характера педагогическим работникам, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, а также выплат компенсационного характера, выплат за работу в сельской местности, за особенности работы в отдельных организациях следует осуществлять с учетом фактического объема учебной нагрузки.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению c установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению c установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

На основании раздела IХ «Особенности формирования системы оплаты труда работников сферы образования» Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, принятых на 2022, 2023 годы предусмотрено, что при наличии y работников права на применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию определять отдельно без учета других повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах, которые затем суммировать и применять путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленной за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.

Материалами дела подтверждается, что при норме педагогической работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы, истцы Дементьева В.В., Янцевич О.В. Костромина О.И., Овчинникова С.А. работали в спорные периоды от 31 до 39 часов в неделю, при этом заработная плата в части надбавки за выслугу лет начислялась и выплачивалась истцам исходя из нормы работы 18 часов в неделю, а не фактически отработанного времени, то есть заработная плата в установленном размере не начислялась и не выплачивалась.

В подтверждение размера задолженности по недоначисленной заработной плате истцами суду предоставлен расчет.

Представителем ответчика также суду предоставлены контррасчеты задолженности по недоначисленной заработной плате.

Представленные расчеты имеют разночтения в части суммы, подлежащей выплате истцам.

Проверив предоставленные сторонами расчеты, судом установлено, что разночтения в расчетах за весь период имеются в связи с тем, что истцами неверно учтены периоды фактически отработанного времени, периоды нетрудоспособности, отпусков.

Аналогичные недостатки имеются в контррасчете стороны ответчика, представленном к судебному заседанию от 15.06.2023.

При этом представленный 12.03.2024 стороной ответчика расчет задолженности по заработной плате суд находит арифметически верным, соответствующим установленным обстоятельствам дела, учитывающем фактически отработанное истцами время и считает возможным взять его за основу.

Из данного расчета задолженности следует, что задолженность за спорный период перед истцами Костроминой О.И. составляет 11 642, 66 рубля, Овчинниковой С.А. – 14 116,34 рублей, Дементьевой В.В. – 17 264,71 рубля, Янцевич О.В. – 28 251,37 рубль.

Исходя из заявленных требований, поскольку в ходе судебного заседания предоставлен расчет недоначисленной и невыплаченной заработной платы, принятый судом, суд полагает возможным указать на взыскание указанных выше сумм с ответчика – работодателя МОУ СОШ пгт.Атамановка.

Согласно уставу МОУ СОШ пгт.Атамановка, утвержденному постановлением администрации муниципального района «Читинский район» от 16.11.2015 № 2312, функции и полномочия учредителя образовательного учреждения возложены на администрацию муниципального района «Читинский район», от имени которой действует Комитет образования администрации муниципального района «Читинский район».

С учетом изложенного на администрацию муниципального района «Читинский район» и Комитет образования администрации муниципального района «Читинский район» должна быть возложена обязанность профинансировать выплату задолженности по недоначисленной и невыплаченной заработной плате.

При этом Министерство финансов Забайкальского края при изложенных обстоятельствах является ненадлежащим ответчиком.

Поскольку с истцами работодателем 19.01.2024 заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, регулирующие, в частности порядок начисления надбавки за выслугу лет, а также приказом Комитета образования администрации муниципального района «Читинский район» №8-к от 15.01.2024, приказом МОУ СОШ пгт.Атамановка №27-к от 19.01.2024 установлен порядок начисления надбавки за выслугу лет исходя из фактической нагрузки педагогов, оснований для удовлетворения требований о признании незаконными и не подлежащими применению дополнительных соглашений на 2022-2023 учебный год к трудовым договорам в части надбавки за выслугу лет, а также обязании МОУ СОШ пгт. Атамановка производить начисление и выплату истцам заработной платы в части надбавки за выслугу лет в соответствии с фактической трудовой (учебной) нагрузкой не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (ч. 2 ст. 237 ТК РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в соответствии со ст. 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Поскольку действиями ответчика, выразившимися в невыплате заработной платы в полном объеме, истцам причинены нравственные страдания, суд с учетом разумности и справедливости, учитывая период нарушения прав истцов, приходит к выводу о взыскании с ответчика МОУ СОШ пгт.Атамановка в пользу истцов компенсации морального вреда в сумме по 2 000 рублей каждому.

При изложенных обстоятельствах требования истцов подлежат удовлетворению в части.

В силу положений ст.ст.98, 103 ГПК РФ с надлежащих ответчиков подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в сумме по 780 рублей с каждого, кроме того с МОУ СОШ пгт.Атамановка по требованию о взыскании компенсации морального вреда подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с МОУ СОШ пгт. Атамановка (ИНН 7524009564) в пользу:

Костроминой О. И. (паспорт ) задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате за период с 01.12.2022 по 31.05.2023 в сумме 11 642,66 рубля, компенсацию морального вреда в сумме 2 000 рублей;

Овчинниковой С. А. (паспорт ) задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате за период с 01.12.2022 по 31.05.2023 в сумме 14 116,34 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 2 000 рублей;

Дементьевой В. В. (паспорт ) задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате за период с 01.12.2022 по 31.05.2023 в сумме 17 264,71 рубля, компенсацию морального вреда в сумме 2 000 рублей;

Янцевич О. В. (паспорт ) задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате за период с 01.12.2022 по 31.05.2023 в сумме 28 251,37 рубль, компенсацию морального вреда в сумме 2 000 рублей;

В случае недостаточности финансирования у МОУ СОШ пгт. Атамановка обязать администрацию муниципального района «Читинский район», Комитет образования администрации муниципального района «Читинский район» профинансировать выплату Янцевич О. В., Дементьевой В. В., Костроминой О. И., Овчинниковой С. А. взысканных денежных средств в виде задолженности по недоначисленной и невыплаченной заработной плате.

В стальной части требований, в требованиях к Министерству финансов Забайкальского края отказать.

Взыскать с администрации муниципального района «Читинский район», Комитета образования администрации муниципального района «Читинский район» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме по 780 рублей.

Взыскать с МОУ СОШ пгт.Атамановка государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 1 080 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы через Читинский районный суд Забайкальского края.

Судья:                                                                            Галанова Д.И.

Мотивированное решение составлено 27.04.2023

17.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.05.2023Передача материалов судье
19.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2023Судебное заседание
06.07.2023Судебное заседание
24.07.2023Судебное заседание
06.02.2024Производство по делу возобновлено
09.02.2024Судебное заседание
12.03.2024Судебное заседание
01.04.2024Судебное заседание
27.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее