57RS0023-01-2023-000127-96
№2-797/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 августа 2023 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,
при секретаре Гребеньковой А.Е.,
помощнике судьи Конкиной Н.Н.,
с участием истца Смоляковой Е.В.,
представителя ответчика Дмитриева М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Смоляковой Е.В. к Муниципальному казенному учреждению «Объединенный муниципальный заказчик» о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия,
установил:
Смолякова Е.В. обратилась в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению « Объединенный муниципальный заказчик», далее - МКУ «ОМЗ г. Орла», о взыскании ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия.
В обоснование требований указав, что 26.02.2022 в 20 часов 20 минут в районе д.4 по ул. Бурова в г. Орле произошло дорожно-транспортное происшествие, далее - ДТП, наезд на препятствие (дорожная выбоина) транспортного средства марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №*** рус, под управлением водителя Смоляковой Е.В. Факт ДТП зафиксирован сотрудниками ГИБДД.
Просит взыскать с ответчика МКУ «ОМЗ г. Орла» в пользу истца Смоляковой Е.В. материальный ущерб в размере 181968 руб., судебные расходы по проведению независимой оценки в размере 4000 руб., расходы по оплате госпошлины в размере – 4840 руб.
В судебном заседании истец Смолякова Е.В. исковые требования уточнила, просила суд взыскать с ответчика МКУ «ОМЗ г. Орла» в свою пользу материальный ущерб в размере 82200 руб., судебные расходы по проведению независимой оценки в размере 4000 руб., расходы по оплате госпошлины в размере – 4840 руб.
Представитель ответчика муниципального казенного учреждения «Объединенный муниципальный заказчик города Орла» Дмитриев М.В. иск не признал, размер ущерба не оспаривал.
Остальные участники процесса не явились в судебное заседание, извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщено.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела, находит уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (статья 1064 ГК РФ).
По смыслу указанных норм, для возложения имущественной ответственности за причиненный вред необходимо наличие таких обстоятельств, как наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда и его вина, а также причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями.
Как разъяснено в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то, что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения. Размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильной дорогой признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Частью 4 ст. 6, ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе, на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценки ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (статья 15 приведенного Закона).
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно положениям ст. 28 указанного Федерального закона пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Из пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать их в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, а также принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В силу пункта 3.1.1 Государственного стандарта «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного Движения. ГОСТ Р 50597-93», утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.11.1993 № 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения Российской Федерации скоростью. Пунктом 3.1.2 данного ГОСТа установлены предельные размеры отдельных просадок, выбоин, иных повреждений, которые не должны превышать по длине 15 сантиметров, ширине - 60 сантиметров и глубине - 5 сантиметров.
Судом установлено, что 26.02.2022 в 20 часов 20 минут в районе д.4 по ул. Бурова в г. Орле произошло дорожно-транспортное происшествие, наезд на препятствие (дорожная выбоина) транспортного средства марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №*** рус, под управлением водителя <данные изъяты>
Факт ДТП зафиксирован сотрудниками ГИБДД.
Из заключения судебной комплексной автотехнической и товароведческой экспертизы №1203/13.1/13.4 от 05.06.2023 г., производство которой было поручено Индивидуальному предпринимателю Дружинину Н.А., следует, что стоимость восстановительного ремонта транспортного средства <данные изъяты> государственный регистрационный знак №*** рус, без учета износа, исходя из средних рыночных цен, сложившихся в Орловской области на дату ДТП, составляет 82600 рублей; утилизационная стоимость подлежащих замене деталей транспортного средства Фольксваген Поло, государственный регистрационный знак №*** рус – 400 рублей.
С технической точки зрения водителю Смоляковой Е.В. невозможно было избежать наезд на дорожную выбоину при обстоятельствах, имевших место 26.02.2022
Исходя из положений ст. 86 ГПК РФ, суд оценивает заключение эксперта так же, как и любое иное доказательство, то есть оно не имеет для суда заранее установленной силы. Суд оценивает заключение эксперта по своему внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении в совокупности с иными доказательствами.
Само заключение ИП Дружинина Н.А. подробно мотивировано, основано на анализе имеющихся документов, подготовлено с учетом данных осмотра транспортного средства, выводы не содержат противоречий и согласуются с доказательствами, положенными экспертом в обоснование этих выводов.
Указанные обстоятельства в силу ст. 68 ГПК РФ суд считает доказанными.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что причиной произошедшего ДТП стал наезд автомобиля на имеющиеся на автодороге разрушения асфальтного покрытия, размеры которых превышают предельные размеры отдельных просадок, выбоин, иных повреждений, установленные п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93.
Рассматривая вопрос о вине в причинении вреда, суд установил следующее.
На основании пункта 3.1. Устава МКУ «УКХ г. Орла» данное учреждение создано с целью осуществления управленческих функций в сфере обеспечения функционирования коммунального хозяйства и приватизации муниципального жилищного фонда. В соответствии с пунктом 3.2.2. Устава ответчика в рамках бюджетного финансирования в сфере управления имуществом, переданным в оперативное управление выступает Заказчиком и осуществляет размещение муниципальных заказов по содержанию и ремонту муниципального имущества.
В соответствии с постановлением администрации города Орла от 24.12.2012 №4585 «Об изъятии и передаче муниципального имущества в оперативное управление» объекты улично-дорожной сети города Орла переданы из муниципальной казны в оперативное управление МКУ «УКХ г.Орла», что также подтверждается актом приема-передачи от 01.03.2013 г.
Пунктом 1 статьи 296 ГК РФ установлено, что учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
Судом установлено, что дорожно-транспортное происшествие произошло в районе д.4 по ул. Бурова в г. Орле.
В соответствии с Постановлением администрации г. Орла от 24.12.2012 № 4585 муниципальному казенному учреждению «Управление коммунальным хозяйством г. Орла» передано в оперативное управление муниципальное имущество, в том числе дорога по ул. Бурова г. Орла.
В связи с реорганизацией МКУ «УКХ г.Орла» в соответствии с постановлением администрации г.Орла от 10.03.2022 г. №1149 создано муниципальное казенное учреждение «Объединенный муниципальный заказчик г.Орла».
Таким образом, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что вина в причинении материального ущерба истцу лежит на муниципальном казенном учреждении «Объединенный муниципальный заказчик г.Орла», поскольку ответчик не принял надлежащих мер по содержанию переданного ему в оперативное управление имущества, в результате чего имуществу истца причинен вред.
При этом, суд, с учетом обстоятельств ДТП, размера разрушений асфальтового покрытия, не усматривает вины истца, как участника дорожного движения, в возникновении вреда, как следствие, не усматривает оснований для уменьшения размера ущерба на основании ст. 1083 ГК РФ.
Таким образом, с муниципального казенного учреждения «Объединенный муниципальный заказчик г.Орла» в пользу истца подлежит взысканию причиненный ущерб в виде стоимости восстановительного ремонта автомобиля в размере 82200 руб.
В силу ст.ст.88, 98, 100 ГПК РФ в пользу истца, как подтвержденные документально, подлежат взысканию с ответчика понесенные расходы за проведение независимой оценки в размере 4000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2666 руб., почтовые расходы в размере 44 рубля 50 копеек.
Кроме того, с муниципального казенного учреждения «Объединенный муниципальный заказчик города Орла» в пользу ИП Дружинина Н.А. подлежат взысканию расходы за проведение судебной экспертизы в размере 22000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Смоляковой Е.В. к Муниципальному казенному учреждению «Объединенный муниципальный заказчик» о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия - удовлетворить.
Взыскать с муниципального казенного учреждения «Объединенный муниципальный заказчик города Орла» (ОГРН 1025700833454, ИНН 5701000872) в пользу Смоляковой Е.В. (водительское удостоверение №***) в счет возмещения материального ущерба 82200 руб., расходы за проведение независимой оценки в размере 4000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2666 руб., почтовые расходы в размере 44 рубля 50 копеек.
Взыскать с муниципального казенного учреждения «Объединенный муниципальный заказчик города Орла» (ОГРН 1025700833454, ИНН 5701000872) в пользу Индивидуального предпринимателя Дружинина Н.А. (ОГРНИП №***) расходы на проведение судебной экспертизы в размере 22000 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, с которым стороны могут ознакомиться 10.08.2023 г.
Судья Ю.С. Самойлова