УИД 72RS0017-01-2023-000096-35
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 августа 2023 года с. Сладково
Сладковский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего Малинина А.О.
при секретаре Кулаковой О.Г.,
с участием заместителя прокурора Сладковского района Тюменской области Веревкиной Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-82/2023 по иску заместителя прокурора Сладковского района Тюменской области, в интересах Усовского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области, к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, третьи лица – администрация Сладковского муниципального района Тюменской области, Ишимский межмуниципальный отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Богданова Татьяна Анатольевна, Чернов Виктор Васильевич, Тиукова Валентина Владимировна, Кузьмина Анна Даниловна, Угланова Татьяна Александровна, Филатова Людмила Владимировна, Апойченко Владимир Иванович, Матвеева Валентина Николаевна, Мельникова Валентина Сергеевна, Коровкина Римма Викторовна, Белимова Ольга Анатольевна, Паршикова Нина Алексеевна, Пахомова Тамара Алексеевна, Камзина Мария Тлегеновна, Камзин Аскар Кажгалиевич о прекращении права собственности на невостребованные земельные доли в общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № и о признании права собственности Усовского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области на невостребованные земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения АОЗТ «Усовское», расположенных на территории Усовского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Сладковского района Тюменской области, действующий в интересах Усовского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области (далее – прокурор), обратился 16.05.2023 года в Сладковский районный суд Тюменской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Тюменской области, третьи лица – администрация Сладковского муниципального района Тюменской области, Ишимский межмуниципальный отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, о прекращении права собственности на невостребованные земельные доли в общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № и о признании права собственности Усовского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области на невостребованные земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения АОЗТ «Усовское», расположенных на территории Усовского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области, принадлежащие Богдановой Валентине Алексеевне, Кольцовой Валентине Александровне, Тиукову Виктору Андреевичу, Толкачевой Ефросинье Григорьевне, Угланову Владимиру Яковлевичу, Филатову Александру Михайловичу, Апойченко Елизавете Павловне, Беляцкому Николаю Семеновичу, Геращенко Акулине Аверьянновне, Мельникову Борису Михайловичу, Миронову Виктору Степановичу, Паршикову Анатолию Григорьевичу, Пахомову Ивану Ивановичу, Пахомову Петру Ефстафьевичу, Камзину Кажгали Меденовичу (далее - собственники).
Прокурор мотивирует свои требования тем, что прокуратурой Сладковского района проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности, в ходе которой выявлены невостребованные земельные доли, расположенные на территории Усовского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации агропромышленного комплекса» на территории Сладковского района Тюменской области произведена реорганизация сельскохозяйственных предприятий, и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за предприятиями, переданы в собственность граждан.
Земельные сельскохозяйственные угодья в границах Усовского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области переданы в общую долевую собственность членов АОЗТ «Усовское» в равных долях.
Общая площадь земельной доли, предоставленной каждому собственнику составляет 22,6 га (330,0 баллогектаров), в том числе: пашня – 9,6 га (261,0 баллогектаров), сенокосы – 7.1 га (41,0 баллогектаров), пастбища – 5,7 га (28,0 баллогектаров). Категория земель земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», на основании постановления Главы администрации Сладковского района Тюменской области от 30.12.1994 № 138 «О выдаче свидетельств собственникам земельных долей» Сладковским районным комитетом по земельным ресурсам каждому собственнику земельного участка (согласно списков собственников с указанием размеров принадлежащих им земельных долей (паев) выданы свидетельства о праве собственности на земельные доли (долю в праве собственности на земельный участок).
Свидетельство является документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок, и служит основанием при совершении сделок купли-продажи, залога, аренды, а также при осуществлении иных действий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком в соответствии с действующим законодательством.
Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот земельный участок.
В рамках подготовки к собранию участников общей долевой собственности АОЗТ «Усовское» список земельных долей на территории Усовского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области, которые могут быть признаны невостребованными, опубликован в газете «Трудовое знамя» № 76 (9406) от 20.09.2014 года, а также размещен на официальном сайте Сладковского муниципального района Тюменской области 01.10.2014 года, на информационных стендах, расположенном на территории Усовского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области (Приложение к протоколу собрания участников долевой собственности).
Информация о проведении собрания опубликована в газете «Трудовое знамя» № 76 (9406) от 20.09.2014 года размещена на официальном сайте Сладковского муниципального района Тюменской области http://sladkovo.admtyumen.ru 01.10.2014 года, а также на официальных стендах, расположенных на территории Усовского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области (Приложение к протоколу собрания участников долевой собственности).
Решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения от 17.11.2014 года утвержден список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными.
Согласно сведений о владельцах земельных долей Усовского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области, земельные доли, относятся к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: Тюменская область, Сладковский район, АОЗТ «Усовское», неиспользуемые земельные доли, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
Согласно пункту 8 ст. 12.1 Федерального закона № 101- ФЗ от 24.07. 2002 года орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Таким образом, положения закона, регулирующие обеспечение права всех заинтересованных лиц на участие в общей долевой собственности на землю соблюдены.
Собственники спорных земельных долей при жизни каким-либо образом земельными долями не распорядились.
Согласно информации Тюменской областной нотариальной палаты, наследников собственников названных долей не имеется.
По смыслу Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», целью установления процедуры признания права муниципальной собственности является необходимость постоянного использования земель сельскохозяйственного назначения исключительно в соответствии с целевым назначением, поэтому в случае если собственник не имеет намерения самостоятельно использовать принадлежащий ему объект, он обязан распорядиться им таким образом, чтобы обеспечить надлежащее использование третьим лицом.
Наследственные права в отношении спорной земельной долей не оформлялись, право собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не регистрировались.
Таким образом, администрацией Сладковского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области установленной статьей 12. Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» процедуры признания спорных земельных долей невостребованными соблюдены.
Исходя из положений пунктов 1, 2 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельные доли собственников являются невостребованными.
В связи с изложенным просит требования иска удовлетворить.
По информации, предоставленной Тюменской областной нотариальной палатой, у умерших собственников земельных долей имеются наследники - Богданова Т.А., Чернов В.В., Тиукова В.В., Кузьмина А.Д., Угланова Т.А., Филатова Л.В., Апойченко В.И., Матвеева В.Н., Мельникова В.С., Коровкина Р.В., Белимова О.А., Паршикова Н.А., Пахомова Т.А., Камзина М.Т., Камзин А.К., в состав наследственного имущества умерших собственников входят, в том числе, спорные земельные доли.
Определением суда от 28.06.2023 года к участию в деле привлечены названные лица в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования.
Заместитель прокурора Сладковского района Тюменской области Веревкина Т.М. в судебном заседании требования искового заявления уточнила, просила прекратить производство по делу в отношении спорных земельных паев, принадлежащих Богдановой В.А., Кольцовой В.А., Беляцкому Н.С., Геращенко А.А., Пахомову И.И., поскольку права собственности на названные земельные доли зарегистрированы в установленном порядке и названные земельные доли невостребоваными признаны быть не могут.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Тюменской области, а также представитель третьего лица - Ишимского межмуниципального отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, третье лицо Бугаева Н.К. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела суд не просили.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие сторон.
Представитель администрации Сладковского муниципального района Тюменской области представил суду отзыв на исковое заявление, в котором указал, что не возражает против удовлетворения заявленных исковых требований, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Третьи лица Богданова Т.А., Чернов В.В., Тиукова В.В., Кузьмина А.Д., Угланова Т.А., Филатова Л.В., Апойченко В.И., Матвеева В.Н., Мельникова В.С., Коровкина Р.В., Белимова О.А., Паршикова Н.А., Пахомова Т.А., Камзина М.Т., Камзин А.К., при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела суд не просили.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд, находит заявленное прокурором исковое требование к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объёме, по следующим основаниям.
В соответствии ст.12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В соответствии со ст.ст.14, 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. В собственности муниципальных образований может находиться: указанное в частях 2-4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. В собственности поселений могут находиться: земельные участки, отнесённые к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами.
Согласно п.п.2, 3 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно ст.1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст.1117 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст.1158 Гражданского кодекса Российской Федерации), имущество умершего считается выморочным.
Положениями главы 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" урегулированы особенности оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Сохранение целевого использования земельных участков - один из принципов, на которых, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения. С учётом данного принципа, вытекающего из статьи 9 Конституции Российской Федерации, и исходя из того, что отношения общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения возникли в результате осуществления приватизации сельскохозяйственных угодий, принадлежавших колхозам и совхозам, путём наделения их членов (работников) правом на земельный пай, федеральный законодатель определил в пункте 1 статьи 12 названного Федерального закона, что к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в случае, если число участников долевой собственности на этот земельный участок превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учётом особенностей, установленных в статьях 12 - 14 данного Федерального закона.
В соответствии со ст.12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трёх и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения, о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определённых субъектом Российской Федерации, и размещает на своём официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырёх месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Согласно ч.ч.2, 3 ст.14.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участники долевой собственности извещаются органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, размещения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети "Интернет" (при его наличии) не позднее чем за сорок дней до дня проведения общего собрания. Не позднее дня опубликования сообщения о проведении общего собрания объявление также должно быть размещено на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.
В п.8 ст.12.1 указанного закона законодатель предусмотрел право органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными, в том числе те, которые по аналогии со ст.1151 Гражданского кодекса Российской Федерации можно назвать выморочными.
В силу ч.1 ст.56 Гражданского кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из представленных документов следует, что принимались письменные возражения лиц, считающих, что они и принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, утвержден перечень и местоположение земельных участков, сформированных в счет земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, что предусмотрено пунктом 1 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Собственники такое заявление не подали, либо подать не могли, поскольку на момент собрания участников долевой собственности умерли, а их наследники такое возражение не подали, поэтому также включены в указанный список.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок площадью 105722499 квадратных метра из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположен по адресу: Тюменская область, Сладковский район, ЗАО «Усовское» (неиспользуемые земельные доли). Сведения о регистрации прав имеется. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Кадастровый номер земельного участка №. Собственники, перечисленные в исковом заявлении (с учетом уточнения исковых требований) правообладателями спорного земельного участка не зарегистрированы.
В газете «Трудовое знамя» № 76 (9406) от 20.09.2014 года опубликован список собственников земельных долей бывшего АОЗТ «Усовское», земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основаниям указанным в пункте 1 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В списке указаны собственники.
Согласно протоколу общего собрания участников общей долевой собственности бывшего АОЗТ «Усовское», расположенного на территории Усовского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области от 17 ноября 2014 года, общим собранием утвержден список собственников земельных долей бывшего АОЗТ «Усовское», земельные доли которых признаны невостребованными по основаниям указанным в пункте 1 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Собственник также включена в указанный список, что следует из приложения к Протоколу общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного на территории Усовского сельского поселения Сладковского района Тюменской области от 17 ноября 2014 года.
Из ответа нотариуса Нотариального округа Сладковского района Тюменской области от 27 сентября 2019 года следует, что после смерти собственников, их наследниками являются третьи лица Богданова Т.А., Чернов В.В., Тиукова В.В., Кузьмина А.Д., Угланова Т.А., Филатова Л.В., Апойченко В.И., Матвеева В.Н., Мельникова В.С., Коровкина Р.В., Белимова О.А., Паршикова Н.А., Пахомова Т.А., Камзина М.Т., Камзин А.К., а также умершие на день рассмотрения дела Сорокина А.А. и Пахомова Е.К., в наследственном деле имеется информация о включении в наследственную массу спорных земельных долей. Из выписки из ЕГРН от 26.02.2022 года следует, что наследники собственников земельных долей, указанных в иске (с учетом уточнений исковых требований) право собственности на спорную земельную долю в установленном порядке не оформила.
Судом установлено, что собственники и их наследники в течение трёх и более лет подряд не передали свою земельную долю в аренду и не распорядились ею иным образом.
Судом установлено, что собственники и их наследники права на земельную долю не зарегистрировали в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Судом установлено, что собственники включены в список собственников земельных долей бывшего АОЗТ «Усовское», земельные доли которых признаны невостребованными по основаниям указанным в пункте 1 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Включение собственников в список произведено в установленном законом порядке.
Судом установлено, что земельная доля собственников составляет 22,6 га (330,0 баллогектаров) каждая, в том числе: пашня – 9,6 га (261,0 баллогектаров), сенокосы – 7.1 га (41,0 баллогектаров), пастбища – 5,7 га (28,0 баллогектаров), в общей долевой собственности бывшего АОЗТ «Усовское» на территории Усовского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области.
С 25 июля 2013 года действует новая редакция пункта 2 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (изменения внесены Федеральным законом от 23 июля 2013 года №223-ФЗ), согласно которой в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нём здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем указанного пункта объекты недвижимого имущества.
Порядок наследования и учёта выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (пункт 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В настоящее время такой закон на территории Российской Федерации не принят. Вместе с тем орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определён.
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года №9 "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года №147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учёта выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определённых федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года №432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 50 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Вместе с тем, Федеральный закон от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области при соблюдении истцом процедуры признания спорных земельных долей невостребованными по правилам статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», не заявило права собственника на указанные земельные доли, свидетельства о праве на выморочное имущество не получило, не распорядилось им, следовательно, Российская Федерация не реализовала правомочия собственника в отношении спорного имущества.
Других доказательств, сторонами суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 1, 8 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст.ст.14, 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года №131 (в редакции Федерального закона от 06 декабря 2011 года №411-ФЗ), ст.ст.12, 39, 54, 56, 67, 88, 103, 167, 173, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление заместителя прокурора Сладковского района Тюменской области в интересах Усовского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, третьи лица – администрация Сладковского муниципального района Тюменской области, Ишимский межмуниципальный отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Богданова Татьяна Анатольевна, Чернов Виктор Васильевич, Тиукова Валентина Владимировна, Кузьмина Анна Даниловна, Угланова Татьяна Александровна, Филатова Людмила Владимировна, Апойченко Владимир Иванович, Матвеева Валентина Николаевна, Мельникова Валентина Сергеевна, Коровкина Римма Викторовна, Белимова Ольга Анатольевна, Паршикова Нина Алексеевна, Пахомова Тамара Алексеевна, Камзина Мария Тлегеновна, Камзин Аскар Кажгалиевич, о прекращении права собственности на невостребованные земельные доли в общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:14:0000000:176 и о признании права собственности Усовского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области на невостребованные земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения АОЗТ «Усовское», расположенной на территории Усовского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области - удовлетворить в полном объёме.
Прекратить право собственности на невостребованные земельные доли площадью 22,6 га (330,0 баллогектаров) каждая, в том числе: пашня – 9,6 га (261,0 баллогектаров), сенокосы – 7.1 га (41,0 баллогектаров), пастбища – 5,7 га (28,0 баллогектаров), расположенные по адресу: Тюменская область, Сладковский район, ЗАО «Усовское» (неиспользуемые земельные доли), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, принадлежащие умершим Тиукову Виктору Андреевичу, Толкачевой Ефросинье Григорьевне, Угланову Владимиру Яковлевичу, Филатову Александру Михайловичу, Апойченко Елизавете Павловне, Мельникову Борису Михайловичу, Миронову Виктору Степановичу, Паршикову Анатолию Григорьевичу, Пахомову Петру Ефстафьевичу, Камзину Кажгали Меденовичу.
Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием – Усовским сельским поселением Сладковского муниципального района Тюменской области, на земельные доли, принадлежащие умершим Тиукову Виктору Андреевичу, Толкачевой Ефросинье Григорьевне, Угланову Владимиру Яковлевичу, Филатову Александру Михайловичу, Апойченко Елизавете Павловне, Мельникову Борису Михайловичу, Миронову Виктору Степановичу, Паршикову Анатолию Григорьевичу, Пахомову Петру Ефстафьевичу, Камзину Кажгали Меденовичу, признанные невостребованной в установленном законом порядке, площадью 22,6 га (330,0 баллогектаров) каждая, в том числе: пашня – 9,6 га (261,0 баллогектаров), сенокосы – 7.1 га (41,0 баллогектаров), пастбища – 5,7 га (28,0 баллогектаров), в праве общей долевой собственности на земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером №, по адресу: Тюменская область, Сладковский район, ЗАО «Усовское» (неиспользованные земельные доли).
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тюменского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы, через Сладковский районный суд Тюменской области.
Мотивированная часть судебного решения изготовлена и направлена сторонам 04.08.2023 года.
Председательствующий: А.О. Малинин