10RS0011-01-2023-006666-41 2-5456/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 октября 2023 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Давиденковой Л.А.,
с участием прокурора Царицына Р.М.,
при секретаре Хлямовой А.В., Быковой М.Н., с участием представителей ответчиков Завариной Т.В., Дагдановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Блинова Л. В. к ФКУ «Следственный изолятор № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по РК» о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Блинов Л.В. обратился с административным иском в суд по тем основаниям, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался с ФКУ СИЗО-1, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был направлен в ФКУ СИЗО-2 <адрес> Республики Карелия, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года был этапирован в <адрес> ФКУ СИЗО-1, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года был направлен ФКУ СИЗО-2 <адрес> Республики Карелия. За указанный период истцу оказывалась медицинская помощь, в частности, находясь в ФКУ СИЗО-1 <адрес> наблюдался в филиале «Медицинская часть № ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России» у истца ДД.ММ.ГГГГ выявили <данные изъяты> Полагая, что в связи с указанным заболеванием истцу не было оказано лечение, не сделано УЗИ печени за периоды нахождения в ФКУ СИЗО-1 и ФКУ СИЗО-2, истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 23 000 руб.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФСИН России, Управление ФСИН по <адрес>, Министерство финансов РФ, ФКУЗ «Медико-санитарная часть № ФСИН»
ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению требований Блинова Л.В. по правилам гражданского судопроизводства.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечен прокурор <адрес>.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыл.
Представитель ответчика ФКУ «Медико-санитарная часть №» Заварина Т.В., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-1 Дагданова А.А., действующая на основании доверенности, с заявленными исковыми требованиями не согласилась, указала, что следственный изолятор является ненадлежащим ответчиком по делу.
Иные участники процесса о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили.
Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего, что основания для удовлетворения заявленных исковых требований отсутствуют, пояснения специалиста – врача-инфекциониста <данные изъяты> исследовав материалы гражданского дела, медицинскую карту Блинова Л.А., приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В развитие положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Исходя из приведенных нормативных положений, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан, право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется системой закрепляемых в законе мер, включающих в том числе как определение принципов охраны здоровья, качества медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, так и установление ответственности медицинских организаций и медицинских работников за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, согласно пункту 1 которого данный порядок устанавливает правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах, а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, в соответствии с пунктами 1, 2, 4 части 2 статьи 32, частью 1 статьи 37 и частью 1 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что оказание медицинской помощи осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.
В соответствии с приказом Минздрава России от 07.11.2012 № 685н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при хроническом вирусном гепатите C" (зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2013 № 26699), действующим в период спорных правоотношений, при хроническом вирусном гепатите «С» предусмотрена форма оказания медицинской помощи – неотложная специализированная медицинская помощь (стационарно), усредненный показатель частоты предоставления инструментального метода – УЗИ должно составлять 0,5 – при имеющих соответствующие показания.
Судом установлено, что Блинов Л.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в УИС РК, находился под наблюдением ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России.
Как следует из медицинской карты Блинова Л.В., каких-либо жалоб на состояние здоровья он не предъявлял, состояние здоровья удовлетворительное.
ДД.ММ.ГГГГ у истца обнаружены антитела к HCV.
Как пояснила врач-инфекционист <данные изъяты> допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста, у Блинова Л.В. какие-либо жалобы отсутствовали, по анализам отсутствовало повышение печеночных <данные изъяты>
Из системного толкования ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Как следует из пояснений представителя ответчика Завариной Т.В., данных медицинской карты Блинова Л.В., истцу были дополнительно проведены исследования на <данные изъяты> Истец неоднократно осматривался врачами-специалистами, однако каких-либо данных, свидетельствующих о нарушении функции <данные изъяты>, выявлено не было. Данные доводы согласуются со сведениями, отраженными в медицинской документации Блинова Л.В.
Вопреки доводам истца, диагноз «хронический <данные изъяты> ему не установлен, были выявлены исключительно антитела к <данные изъяты>
Пунктом 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. п. 1, 2 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" установлено, что по общему правилу, ответственность за причинение морального вреда возлагается на лицо, причинившее вред (пункт 1 статьи 1064 Гражданский кодекс Российской Федерации).
Обязанность по доказыванию факта причинения личным неимущественным правам и другим нематериальным благам возлагается на истца. Именно истец должен доказать наличие причинно-следственной связи между незаконными действиями, бездействием и имеющимся у истца имущественным и моральным вредом.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что предусмотренные законом основания для взыскания компенсации морального вреда отсутствуют, поскольку оснований для назначения Блинову Л.В. лечения <данные изъяты> не имелось, медицинские показания для проведения УЗИ отсутствовали; вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие факт причинения ему физических и нравственных страданий, направленных на нарушение его личных неимущественных прав, либо посягающих на принадлежащие нематериальные блага, в связи с чем, в удовлетворении заявленных исковых требований надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Л.А. Давиденкова
Мотивированное решение составлено 10.10.2023