Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 февраля 2022 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А.,
при секретаре судебного заседания Жуковой А.А.,
с участием прокурора Атяскиной О.А.,
административного истца Черентаева В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-666/2022 по административному исковому заявлению Черентаева Владимира Николаевича к Собранию представителей сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области о признании недействующим в части нормативного правового акта,
У С Т А Н О В И Л:
Черентаев В.Н. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу Карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области, утверждённых решением Собрания представителей сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года № 224/75 (в редакции от 16 января 2020 года № 208/97), в части установления в зоне Сх-4 подзоны Сх4-1 с параметрами «Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м» в отношении земельного участка с кадастровым номером №.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1390 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для садоводства. Оспариваемым нормативным правовым актом в отношении земельного участка установлена подзона Сх4-1 с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений – 0 м», в связи с его нахождением на территориях, подверженных затоплению и подтоплению.
Административный истец полагает, что оспариваемый нормативный правой акт противоречит пункту 4 статьи 2 ГрК РФ, пункту 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360, поскольку сведения о том, что принадлежащий ему земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны затопления, подтопления, отсутствуют.
Оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются права и законные интересы административного истца на осуществление строительства на принадлежащем ему земельном участке.
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель Собрания представителей сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменный отзыв не представил.
Представитель Администрации с.п.Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области, Глава с.п. Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, письменные отзывы не представили.
Представитель Администрации муниципального района Волжский Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменный отзыв на административный иск не представил.
В силу ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ Правила землепользования и застройки утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ), границы зон с особыми условиями использования территорий (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). К зонам с особыми условиями использования территорий относятся зоны затопления, подтопления ( часть 4 статьи 1 Градостроительного кодекса).
В рамках предоставленных полномочий решением Собрания представителей сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года № 224/75 утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области.
Данный нормативный правовой акт официально опубликован в газете «Волжская новь» от 28 декабря 2013 года № 119 (7386).
Решением Собрания представителей сельского поселения Восресенка от 16 января 2020 года № 208/97 в Правила землепользования и застройки сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области внесены изменения.
Судом установлено, что Черентаеву В.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для садоводства, площадью 1390 кв.м., адрес: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 21 февраля 2022 года.
Согласно Карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области, земельный участок с кадастровым номером № расположен в подзоне Сх4-1 с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м».
Данные обстоятельства подтверждаются представленными Администрации муниципального района Волжский Самарской области сведениями из ГИСОГД от 26.11.2021 года № 12-12-3028035 МФЦ, ответом на запрос Администрации муниципального района Волжский самарской области.
Как указано в Правилах землепользования и застройки сельского поселения Воскресенка, в зоне Сх-4 установлена подзона Сх4-1 с целью соблюдения требований, установленных земельным, водным законодательством, региональными нормативами градостроительного проектирования Самарской области об ограничении размещения населенных пунктов, строительства объектов капитального строительства на территориях, подверженных затоплению и подтоплению.
Из материалов дела следует, что земельный участок, принадлежащий административному истцу расположен в зоне Сх-4 подзоны Сх4-1 с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м», в границах зоны затопления (подтопления). Строительство садового или жилого дома в границах указанной зоны возможно только при соблюдении следующих условий: в случае если указанные участки будут исключены из границ зоны затопления либо в Единый государственный реестр недвижимости будут внесены сведения об объекте инженерной защиты от затопления в отношении данной территории.
Административному истцу отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на садовый дом, поскольку зона не предусматривает возможности возведения на земельном участке объектов капитального строительства, что подтверждается уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от 25 февраля 2022 года.
Согласно пункту 16 статьи 1 части 3, пункту 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод, в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр.
Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 3, 5 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 360, предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости.
Вместе с тем, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зонах потопления (затопления) в границах земельного участка с кадастровым номером №, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 21 февраля 2022 года.
Отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления сообщил, что на февраля 2022 года карт (планов) объектов землеустройства и Предложений по водным объектам на территории муниципального района Волжский, в том числе в районе с.п. Воскресенка, ЧДТ «Связист», территория жилой массив Авиатор, в адрес отдела от министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области не поступало. Сведения о границах зон затопления, подтопления для внесения в Государственный водный реестр и в Единый государственный реестр недвижимости отделом не направлялись.
Как следует из сообщения Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 17 февраля 2022 года, министерством на основании предложений городских округов и муниципальных районов Самарской области составлен график установления зон затопления, подтопления. Вместе с тем, выполнение работ по определению зон затопления и подтопления водных объектов вблизи рассматриваемого земельного участка в настоящее время не предусмотрено.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что в связи с тем, что зоны затопления, подтопления в границах земельного участка с кадастровым номером № не разработаны и не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, Карта градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области в части установления подзоны Сх4-1 в отношении вышеуказанного земельного участка противоречит пункту 16 статьи 1, части 3, пункту 8 части 4 статьи 3, части 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, Положению о зонах затопления, подтопления, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации № 360 от 18 апреля 2014 года (пунктам 3, 5), и нарушает права административного истца на жилищное строительство.
При таких обстоятельствах, требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В силу пункта 38 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
В связи с тем, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт применялся, суд приходит к выводу о признании его недействующим в части с даты вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Волжская новь».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Черентаева Владимира Николаевича к Собранию представителей сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области о признании недействующим в части нормативного правового акта удовлетворить.
Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу Карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области, утвержденных решением Собрания представителей сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года № 224/75 (в редакции от 16 января 2020 года № 208/97), в части установления в зоне Сх-4 подзоны Сх4-1 с параметрами «Максимальная высота зданий, строений, сооружений – 0 м» в отношении земельного участка с кадастровым номером №.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская новь» в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 11 марта 2022 года.
Председательствующий: М.А.Панкова