Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Самара 26 августа 2019 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре Терентьевой М.Д.,
с участием прокурора Хуснутдиновой А.Р.,
представителя административного истца Кияйкина А.В., представителя административного ответчика Муртазина Ф.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1448/2019 по административному исковому заявлению Фоменко А.Н. о признании недействующим нормативного правового акта органа исполнительной власти в части,
у с т а н о в и л :
Фоменко А.Н. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608.
Требования обоснованы тем, что под указанным пунктом в Перечень включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером №, которое не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оно используется как складские и подсобные помещения. Помещения бытового обслуживания занимают менее 20 % от общей площади объекта. Включение нежилого помещения в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Кияйкин А.В. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области Муртазин Ф.Р. возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что нежилое помещение включено в Перечень на 2019 год на основании п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ в соответствии с данными, полученными из ЕГРН в порядке информационного взаимодействия, как объект, в котором возможно расположение объектов офисного, коммерческого, торгового назначения, объектов бытового обслуживания или общественного питания.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования Фоменко А.Н. подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 29 октября 2018 года № 1608 об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год.
Нежилое помещение с кадастровым номером № включено в указанный Перечень под пунктом №.
Приказ министерства от 29 октября 2018 года № 1608 опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru. информационно-телекоммуникационной сети Интернет в подразделе «Законодательные инициативы» раздела «Законодательство» 16.11.2018, а также в издании «Волжская коммуна», N 308(30543), 20.11.2018.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что Фоменко А.Н. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 242,0 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
По данным ЕГРН указанный объект имеет назначение и наименование «нежилое помещение».
Помещение расположено в здании с кадастровым номером №, имеющем назначение «жилой дом» и наименование «многоквартирный жилой дом».
Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г. Самара – в границах улиц Осипенко, Чернореченской, Дачной, проспекта Карла Маркса, на котором расположен многоквартирный жилой дом, имеет вид разрешенного использования «для строительства жилой застройки квартала».
Как видно из экспликации к техническому паспорту, помещение с кадастровым номером № площадью 242,0 кв.м расположено в подвальном этаже дома и включает в себя 18 помещений, из них: 6 – подсобные помещения, 9 - нежилые помещения, 2 – коридоры, 1 – сан.узел.
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета наименование и назначение спорного нежилого помещения, как и здания, в котором оно расположено, а также вид разрешенного использования земельного участка не могут быть признаны безусловно определенным в целях применения положений п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, поскольку не соответствуют приведенным в данной правовой норме критериям, так как не предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем для включения их в Перечень объектов на 2019 год требовалось установление фактического использования нежилого помещения.
Однако, мероприятий по определению фактического использования нежилого помещения на момент формирования и утверждения Перечня административным ответчиком не проводилось.
Суду представлен акт осмотра, выполненный 1 марта 2019 года государственным бюджетным учреждением Самарской области «Центр размещения рекламы», согласно которому в объекте недвижимости с кадастровым номером № располагается офис площадью 18,6 кв.м, парикмахерская площадью 28 кв.м, косметологический кабинет площадью 17,4 кв.м, мастерская площадью 22,8 кв.м, склад площадью 44,7 кв. м, помещение для размещения мебели площадью 12, 5 кв. м, помещение для мусора площадью 7 кв. м, пустое помещение площадью 17,1 кв.м, коридоры площадью 7,2 кв.м. В помещение без номера доступ не предоставлен.
Распоряжением Правительства РФ от 24.11.2016 г. № 2496-р утвержден Перечень кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, в число которых включены, в том числе 96.02 - услуги парикмахерских и услуги салонов красоты прочие; 96.02.1 – услуги парикмахерские и прочие услуги, связанные с уходом за внешностью.
Исходя из фактического использования нежилого помещения, занимаемая в нем площадь парикмахерской и косметологического кабинета составляет 45, 4 кв.м, что от общей площади помещения составляет менее 20 % (18,76 %). Данные помещения, как следует из материалов дела, арендуются ИП Приб Н.А. по договору от 01.02.2019г.
Из материалов дела также видно, что нежилое помещение, площадью 18, 6 кв.м (по тех.паспорту № 5.3 площадью 18, 4 кв.м), указанное в акте от 01.03.2019 г. как офис, арендуется (в числе прочих) ООО «Самара Лан» по договору от 01.02.2016 г. По условиям договора аренды помещения, общей площадью 116, 1 кв.м, переданы в целях использования как складские и технические помещения.
Согласно фотоматериалам, являющимся приложением к акту осмотра от 01.03.2019г., в указанном выше помещении, площадью 18, 6 кв.м находится стол, стул, складировано различное имущество.
Как пояснил представитель административного истца, в данном помещении находится рабочее место кладовщика, офисная деятельность не осуществляется, поскольку офисы ООО «Самара Лан» расположены по юридическому адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 225, в подвальном же помещении по ул. Дачная, 28 расположен склад организации, основным видом деятельности которой является деятельность специальной почтовой связи.
Таким образом, наличие в помещении, площадью 18, 6 кв.м стола и стула, по мнению суда, явно недостаточно для отнесения его к офисным.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что принадлежащее административному истцу нежилое помещение не предназначено и фактически не используется как объект офисного, делового, коммерческого назначения, торговый объект, объект общественного питания или бытового обслуживания, в связи с чем он не соответствует критериям объектов, поименованным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим требования административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 в части включения в него под подпунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, подлежат удовлетворению.
Доводы представителя министерства имущественных отношений Самарской области о том, что в особых отметках в выписке из ЕГРН от 26.10.2018 г. принадлежащий административному истцу объект указан как «нежилое (офисное) помещение», не могут быть учтены, поскольку данные о виде разрешенного использования помещения в выписке отсутствуют, а сведения в отношении помещения на момент постановки его на кадастровый учет 24.07.2013 г. не являются актуальными (об этом отсутствует отметка в выписке) и во взаимосвязи с технической документацией на объект не подтверждают его предназначение и наименование в юридически значимый период.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административный иск Фоменко А.Н. удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья О.А.Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 02.09.2019г.