Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес изъят>
18 сентября 2020 года Дело <номер изъят>
Дербентский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Яралиева Т.М., при секретаре судебного заседания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «РТЭ» к Караханов Ф.М. о взыскании задолженности за перемещение и хранение транспортного средства,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «РТЭ» обратилось в суд с иском к Караханов Ф.М. о взыскании с ответчика задолженности за перемещение и хранение транспортного средства в размере 51 200 руб. и расходов по оплате государственной пошлины в размере 1 736 руб.
В обоснование иска представитель истца ООО «РТЭ» по доверенности Решетников И.М. ссылается на то, что ООО «РТЭ» осуществляет деятельность по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат, на основании договора на обслуживание территории Красноармейского муниципального района <адрес изъят>, заключенного с Министерством транспорта и дорожного хозяйства <адрес изъят>. Указанный договор является действующим. Специализированная стоянка расположена по адресу: <адрес изъят>. Перемещение задержанных транспортных средств осуществляется с использованием специализированных транспортных средств (эвакуаторов). ДД.ММ.ГГГГ, в 20 часов 26 минут, на основании соответствующего протокола (копия прилагается), задержано транспортное средство - <данные изъяты> и п/прицеп ГРМ <номер изъят>, за совершение водителем административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ, в 20 часов 47 минут, указанное транспортное средство было возвращено водителю (представителю), после предъявления им соответствующего протокола о прекращении задержания. Согласно ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ, при нарушениях правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянки до устранения причины задержания. Согласно ч. 10 ст. 27.13 КоАП РФ перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации. Деятельность по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения, возврата транспортных средств на территории <адрес изъят> регламентирована <адрес изъят> от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>СО. Согласно ч. 2 ст. 10 Закона, возврат задержанного транспортного средства осуществляется исполнителем или лицом, уполномоченным исполнителем, после предъявления владельцем документов, необходимых для управления данным транспортным средством, документа с решением уполномоченного лица о прекращении задержания транспортного средства или о возврате задержанного транспортного средства. Согласно ст. 8 Закона, срок хранения задержанного транспортного средства на специализированной стоянке исчисляется с момента завершения его перемещения на специализированную стоянку до момента обращения владельца к исполнителю за получением задержанного транспортного средства со специализированной стоянки. Срок хранения задержанного транспортного средства исчисляется в часах. Размер платы за перемещение задержанного транспортного средства и платы за хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке установлен Приказом Министерства экономического развития и инвестиционной политики <адрес изъят> от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>. В соответствии с Приказом размер платы за хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке категории N3 за 1 час составляет 400 рублей, а размер платы за хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке категории 04 за 1 час составляет 280 рублей. Стоимость перемещения (эвакуации), установленная этим же приказом, 18 000 и 12 600 рублей. Период времени хранения рассчитан как 20 часов. Расчет производился следующим образом: 18000 руб. + (20 ч. * 400 руб.) + 12600 + (20 ч. * 280 руб.) = 51200 руб., где - 18000 и 12600 рублей плата за эвакуацию ТС; - 20 часов время нахождения задержанных транспортных средств на хранении истца; - 400 рублей стоимость 1 часа хранения задержанного транспортного средства категории <номер изъят>; 280 рублей стоимость 1 часа хранения задержанного транспортного средства категории 04. На указанную сумму ответчику был выставлен счет и акт, который был получен ответчиком. Согласно ч. 11 ст. 27.13 КоАП РФ расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства, возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства. Согласно ст. 9 Закона, в соответствии с федеральным законом лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти области в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги). Оплата стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства производится на основании счетов, выставляемых исполнителем лицу, на которого в постановлении о назначении административного наказания за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, возложена обязанность по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства. Расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее задержание транспортного средства (ч. 11 ст. 27.13 КоАП РФ в ред., подлежащей применению в данном споре). Таким образом, задержание транспортного средства находится в сфере действия административного законодательства, прямо указывающего на лицо, обязанное нести расходы в связи с задержанием, не находится в противоречии с общей судебной практикой. В период задержания транспортное средство не находилось во владении собственника, поэтому возложение бремени несения спорных расходов не соответствует правовым основаниям, вследствие которых возникли владение и задержание транспортного средства. Решая вопрос о возмещении расходов лицу, хранившему в силу закона задержанное в административном порядке транспортное средство, судебная практика не определяет в качестве поклажедателя, должного нести такие расходы, исключительно собственника транспортного средства и не связывает исполнение обязанности с основанием, из которого возникает владение. С учетом изложенного, просит суд исковые требования удовлетворить, взыскать с ответчика Караханов Ф.М. в пользу ООО «РТЭ» денежные средства в виде задолженности за перемещение и хранение транспортного средства в размере 51 200 руб., в виде возмещения расходов по уплате государственной пошлины в размере 1 736 руб., а всего 52 936 руб.
Ответчик Караханов Ф.М. в судебное заседание не явился, направил в суд письменные возражения, согласно которым, ДД.ММ.ГГГГ. он проследовал пост МУ ГАИ <адрес изъят> и столкнулся с неправомерными действиями работников на весовом посту и превышением должностных полномочий. По его маршруту с <адрес изъят>) в <адрес изъят> и до поста весового <адрес изъят> в четырех местах он прошел три арочных контрольных весов, а также один передвижной весовой контроль в районе <адрес изъят>, при этом нигде никаких нарушений обнаружено не было. Перегруз у него фактически не был установлен, однако, несмотря на это, на него незаконно был составлен протокол об административном правонарушении и он подвергнут административному штрафу. Считает эти действия должностных лиц неправомерными, исковые требования необоснованными, просит суд в их удовлетворении отказать.
Проверив и исследовав материалы дела, изучив доводы сторон, суд считает исковые требования ООО «РТЭ» подлежащими удовлетворению.
Так, из материалов дела следует, что истец - ООО «РТЭ» осуществляет деятельность по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат, на основании договора на обслуживание территории Красноармейского муниципального района <адрес изъят>, заключенного с Министерством транспорта и дорожного хозяйства <адрес изъят>. Указанный договор является действующим. Специализированная стоянка расположена по адресу: <адрес изъят>. Перемещение задержанных транспортных средств осуществляется с использованием специализированных транспортных средств (эвакуаторов).
Материалами дела также подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ, в 20 часов 26 минут, на основании соответствующего протокола, задержано транспортное средство - <данные изъяты> и п/прицеп ГРМ <номер изъят>, за совершение водителем административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Согласно акту <номер изъят> результатов измерения весовых и габаритных параметров ТС от ДД.ММ.ГГГГ, установлен перегруз по осевым нагрузкам ТС <данные изъяты> у водителя Караханов Ф.М.
Из постановления <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного государственным инспектором ФИО2, не оспоренного и не отмененного, видно, что Караханов Ф.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.21.1 КоАп РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
ДД.ММ.ГГГГ, в 20 часов 47 минут, указанное транспортное средство было возвращено водителю (представителю), после предъявления им соответствующего протокола о прекращении задержания.
В силу положений статьи 906 Гражданского кодекса Российской Федерации правила главы 47 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей отношения, связанные с оказанием услуг по хранению вещей, применяются к обязательствам хранения, возникающим в силу закона, если законом не установлены иные правила.
Из содержания пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случаях, предусмотренных законодательством, гражданское законодательство может применяться к административным правоотношениям.
Таким образом, исходя из положений приведенных выше правовых норм, следует, что при помещении задержанного транспортного средства на стоянку и его хранении возникают обязательства хранения в силу закона, на которые распространяются правила главы 47 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ, при нарушениях правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянки до устранения причины задержания.
Согласно ч. 10 ст. 27.13 КоАП РФ перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 11 ст. 27.13 КоАП РФ расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства, возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.
Деятельность по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения, возврата транспортных средств на территории <адрес изъят> регламентирована <адрес изъят> от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>СО.
Согласно ч. 2 ст. 10 Закона, возврат задержанного транспортного средства осуществляется исполнителем или лицом, уполномоченным исполнителем, после предъявления владельцем документов, необходимых для управления данным транспортным средством, документа с решением уполномоченного лица о прекращении задержания транспортного средства или о возврате задержанного транспортного средства.
Согласно ст. 8 Закона, срок хранения задержанного транспортного средства на специализированной стоянке исчисляется с момента завершения его перемещения на специализированную стоянку до момента обращения владельца к исполнителю за получением задержанного транспортного средства со специализированной стоянки. Срок хранения задержанного транспортного средства исчисляется в часах.
Согласно ст. 9 Закона, в соответствии с федеральным законом лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти области в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги). Оплата стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства производится на основании счетов, выставляемых исполнителем лицу, на которого в постановлении о назначении административного наказания за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, возложена обязанность по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства. Расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее задержание транспортного средства (ч. 11 ст. 27.13 КоАП РФ в ред., подлежащей применению в данном споре).
Размер платы за перемещение задержанного транспортного средства и платы за хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке установлен Приказом Министерства экономического развития и инвестиционной политики <адрес изъят> от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>.
В соответствии с названным Приказом размер платы за хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке категории N3 за 1 час составляет 400 рублей, а размер платы за хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке категории 04 за 1 час составляет 280 рублей.
Стоимость перемещения (эвакуации), установленная этим же приказом, составляет соответственно 18 000 и 12 600 рублей, период времени хранения рассчитан как 20 часов.
Истцом суду представлен расчет, который производился следующим образом: 18000 руб. + (20 ч. * 400 руб.) + 12600 + (20 ч. * 280 руб.) = 51200 руб., где - 18000 и 12600 рублей плата за эвакуацию ТС; - 20 часов время нахождения задержанных транспортных средств на хранении истца; - 400 рублей стоимость 1 часа хранения задержанного транспортного средства категории <номер изъят>; 280 рублей стоимость 1 часа хранения задержанного транспортного средства категории 04.
Представленный истцом расчет проверен в судебном заседании и судом признан правильным, учитывая при этом, что он не оспорен ответчиком.
На указанную сумму истцом в адрес ответчика был выставлен счет на сумму 51 200 руб., который последним получен, однако, оплата по настоящее время им не произведена.
С учетом изложенного требование истца о взыскании с ответчика задолженности за перемещение и хранение транспортного средства в размере 51 200 руб. является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В связи с удовлетворением иска, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию и судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 736 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ООО «РТЭ» удовлетворить.
Взыскать с Караханов Ф.М. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «РТЭ» денежные средства в виде задолженности за перемещение и хранение транспортного средства в размере 51 200 руб., в виде возмещения расходов по оплате государственной пошлины в размере 1 736 руб., а всего 52 936 (пятьдесят две тысячи девятьсот тридцать шесть) руб.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан через Дербентский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Резолютивная часть решения объявлена ДД.ММ.ГГГГ.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
СУДЬЯ Т.М.ЯРАЛИЕВ