Дело №2-780/2020г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Карабудахкент 09 октября 2020 года
Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Абдуллаева А.М., при секретаре Атаевой Г.М., с участием пом. прокурора Карабудахкентского района РД Семедова Д.Ш., представителя и МР «Карабудахкентский район» Чамсаева К.Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Карабудахкентского района РД Рашидханова Р.К., в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «Карабудахкентский район», ООО «Даг - ЭКО - ДОМ» и МО «село Доргели» об обязании устранить выявленные нарушения закона и ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенный в кадастровом квартале 05:09:000026:288, с.Доргели,-
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Карабудахкентского района РД Рашидханов Р.К. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МР «Карабудахкентский район», ООО «Даг - ЭКО - ДОМ» и МО «село Доргели» об обязании устранить выявленные нарушения закона и ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенный в кадастровом квартале 05:09:000026:288, с.Доргели.
Из иска следует, что прокуратурой Карабудахкентского района совместно с главный специалист- эксперт Управления государственного экологического надзора Минприроды РД, государственныым инспектором РД в области охраны окружающей среды М. проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления в с. Доргели Карабудахкентского района.
Проверкой установлены грубые нарушения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при сборе, вывозе и размещении твердых бытовых отходов.
Несанкционированная стихийная свалка расположена на территории села Доргели Карабудахкентского района, на участке земель населенных пунктов.
Площадь складирования строительного мусора и ТКО составляет более 150 кв. метров, средняя высота насыпного слоя отходов составляет 0,4 м. Компонентный состав отходов при визуальном осмотре представляет собой: строительные отходы в виде обломков железобетонных изделий, кусков асфальта, кирпичей, отходы корчевания пней, бумагу, картон (макулатура); дерево; стекло; резина; полимерные материалы, строительный мусор.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе экологических принципов.
Перечень основных принципов охраны окружающей среды, приведены в ст. 3 ФЗ ЛЬ "-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды».
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предъявляются требования к объектам размещения отходов, в частности, определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой порядок утвержден приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.11.2011 N 22313).
В соответствии с требованиями законодательства запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, а также запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности подлежит экологической экспертизе.
Размещение отходов производства и потребления на данных участках является незаконным.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Запрещаются, помимо прочего, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу части 2 статьи 21 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положением части 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу части 2 указанного ФЗ организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно примечанию, к пункту 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 № 607-ст, если собственник отходов не установлен, им являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района.
При таких обстоятельствах неисполнение администрацией МР «Карабудахкентский район» своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусмотрено право прокурора, обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Просит суд обязать Администрацию МР «Карабудахкентский район» устранить выявленные нарушения закона и ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную в кадастровом квартале 05:09:000026:288, с. Доргели, Карабудахкентского района.
В судебном заседании истец подтвердил заявленные требования и просит удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика, МР «Карабудахкентский район» Чамсаев К.Ч., в суде иск не признал. Они не соответствуют П.п.18 п.1 ст.14 ФЗ №131 «О местном самоуправлении».
Данная несанкционированная свалка к ним не относится. Просили привлечь в качестве соответчика ООО «Даг - ЭКО - ДОМ». Они отвечают за вывоз ТБО. В их прямой обязанности входит организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории МО. Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушают права граждан на благоприятнуют окружающую среду. Карабудахкентский район относится к 6-й горной зоне где ответствуенны региональные операторы по сбору и транспортировке ТБО является ООО «Даг - ЭКО - ДОМ», территория МО «с.Доргели», где обнаружена несанкционированная свалка ТБО разграничена. В связи с этим, считает, что МР «Карабудахкентский район» не несет ответственности за данную свалку. Просит исключить их из числа ответчиков.
Представитель МО «с.Доргели» в суд не явился, несмотря на своевременное извещение о дате и времени рассмотрения дела.
Представитель ООО«Даг – ЭКО - ДОМ» в суд не явился, несмотря на своевременное извещение о дате и времени рассмотрения дела.
Суд, выслушав явившиеся стороны,, исследовав материалы дела, находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Несанкционированная свалка твердых бытовых отходов обнаружено на территории МО с.Доргели» Карабудахкентского района.
в связи с этим, МО с.Доргели» и МР «Карабудахкентский район », совместно несут ответственность за несанкционированную свалку.
По ходатайству представителя «Карабудахкентский район» был привлечен в качестве ответчика ООО «Даг - Эко - Дом», ссылаясь на наличие договора с ним на вывоз бытовых отходов.
Однако такой договор суду не представлен. В связи с этим, суд считает невозможным возложить ответственность на ООО «Даг – Эко - Дом».
Статьей 45 ГПК РФ установлено полномочия прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально меняется.
В связи с указанным, заявленные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 39,173,194-198 ГПК РФ, суд,-
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Карабудахкентского района РД Рашидханова Р.К., в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «Карабудахкентский район», ООО Даг – Эко - Дом и МО «село Доргели» об обязании устранить выявленные нарушения закона и ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенный в кадастровом квартале 05:09:000026:288, с.Доргели, удовлетворить частично.
Обязать Администрацию МР «Карабудахкентский район» устранить выявленные нарушения закона и ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную в кадастровом квартале 05:09:000026:288, с. Доргели, Карабудахкентского района.
В части ООО «Даг - ЭКО - ДОМ» в удовлетворении исковых требований прокурора, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД через Карабудахкентский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.М. Абдуллаев