Дело № 2а-2651/2024
73RS0001-01-2024-003121-44
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2024 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд города Ульяновска в составе судьи Т.Л. Грачевой,
при секретаре И.А. Канашкиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Родионовой Л.Р., Администрации муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области к Управлению федеральной налоговой службы по Ульяновской области о признании незаконным решение налогового органа, о возложении обязанности направить уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа
УСТАНОВИЛ:
Родионова Л.Р. и Администрации муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области обратились с административным иском к Управлению федеральной налоговой службы по Ульяновской области о признании незаконным решение налогового органа, о возложении обязанности направить уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа, указав, что Родионова Л. Р. обратилась с заявлением в Управление ФНС по Ульяновской области от14.12.2023, которым просила предоставить информацию об учете поступления денежныхсредств, перечисленных ею по платежному поручению № 1 от 24.11.2023 и их распределению по бюджетам. В случае поступления денежных средств в части оплаченных налогов в бюджет иного муниципального образования (не по месту жительства - Павловский район Ульяновской области), просила направить в орган федерального казначейства актуальную информацию о налогоплательщике с указанием места регистрации и уведомление об уточнении наименования получателя платежа, указав ОКТМО Павловского района Ульяновской области.
Управлением ФНС по Ульяновской области в удовлетворении требований отказано. Письмом от 25.12.2023 № 14-29/85925@ налоговый орган сообщил о том, что проведение массового расчета налога на доходы физических лиц, сведения о которых подлежат включению в налоговые уведомления об уплате налога, осуществляется в период с 24.04.2023-15.05.2023. Поскольку в указанный период времени адрес постановки на налоговом учете в качестве физического лица соответствовал коду Общероссийского классификатора территории муниципальных образований (ОКТМО 73701000 город Ульяновск), расчет суммы налога доходов, НДФЛ с которых не был удержан налоговыми агентами за 2022 год, сформирован по соответствующему коду ОКТМО 73701000 (город Ульяновск).
Межрегиональной инспекцией ФНС по Приволжскому Федеральному округу решением от 16.02.2024 № 07-08/0652@ жалоба Родионовой Л.Р. на действия должностных лиц У ФНС России по Ульяновской области, выразившиеся в отказе в направлении в орган федерального казначейства актуальной информации о месте регистрации налогоплательщика, оставлена без удовлетворения. Вышестоящий орган указал, что проведение массового расчета налога на доходы физических лиц, сведения о которых подлежат включению в налоговые уведомления об уплате налога, осуществлено в период с 24.04.2023 по 15.05.2023, т. е. в период, когда Родионова Л.Р. была зарегистрирована по месту жительства в г. Ульяновске. Также в решении указано, что денежные средства, уплаченные Родионовой Л.Р. по налоговому уведомлению, распределены согласно БК РФ и поступили в соответствующие бюджеты, отразились на ЕНС налогоплательщика в отдельной карточке налоговых обязанностей соответствующего налога, обязанность налогоплательщика считается исполненной, права заявителя не нарушены.
С аналогичным заявлением в Управление ФНС по Ульяновской области обратилась Администрация муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области. Налоговый орган отказал в исполнении запроса, указав, что вопросы исполнения Родионовой Л.Р. обязанности по уплате налога и поступлению денежных средств в бюджет, относятся в силу ст. 102 Налогового кодекса РФ к налоговой тайне.
Межрегиональной инспекцией ФНС по Приволжскому Федеральному округу решением от 28.02.2024 № 07-08/0816@ жалоба Администрации на действия должностных лиц УФНС России по Ульяновской области, выразившиеся в отказе в направлении в орган федерального казначейства актуальной информации о месте регистрации налогоплательщика, оставлена без удовлетворения, по аналогичным основаниям, что и жалоба Родионовой Л.Р.
Административные истцы считают данную позицию налогового органа несоответствующей действующему законодательству.
На основании налогового уведомления № 67087872 от 27.07.2023 Родионова Л.Р. перечислила единый налоговый платеж в сумме 258349363 рубля на счет Казначейства России (ФНС России), что подтверждается платежным поручением № 1 от 24.11. 2023 года. Данная сумма внесена в исполнение обязанностей по оплате транспортного налога (225891,00 руб.), земельного налога (12184, 00 руб.), налога на имущество физических лиц (301586, 00 руб.), налога на доходы физических лиц (257809702 рубля). Денежные средства списаны с расчетного счета налогоплательщика и поступили на счет получателя.
Согласно статьям 56 и 61 Бюджетного кодекса Российской Федерации налог на доходы физических лиц распределяется согласно утвержденным нормативам в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет. В местный бюджет также поступают доходы от местных налогов.
Частью 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях городских поселений (за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом, тридцать шестом и тридцать девятом статьи 50 настоящего Кодекса и абзаце восемнадцатом настоящего пункта), - по нормативу 5 процентов;
налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях сельских поселений (за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом, тридцать шестом и тридцать девятом статьи 50 настоящего Кодекса и абзаце девятнадцатом настоящего пункта), - по нормативу 13 процентов;
налога на доходы физических лиц, взимаемого на межселенных территориях (за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом, тридцать шестом и тридцать девятом статьи 50 настоящего Кодекса и абзаце двадцатом настоящего пункта), - по нормативу 15 процентов.
В соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (утв. Приказом Минфина России от 29 декабря 2022 г. N 198н) учет поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами осуществляется органом Федерального казначейства. Распределение поступлений между бюджетами осуществляется по общей сумме поступлений по соответствующему коду бюджетной классификации и коду ОКТМО субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в соответствии с информацией, предоставленной администратором платежа (налоговым органом).
ОКТМО предназначен для обеспечения систематизации и однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований и населенных пунктов, входящих в их состав, с отражением структуры и уровней территориальной организации местного самоуправления для решения задач сбора, автоматизированной обработки, представления и анализа информации в разрезе муниципальных образований в различных областях экономики, включая статистику, прогнозирование, налогообложение.
В соответствии с пунктом 4 статьи 84 Налогового кодекса РФ постановка на учет физического лица в налоговом органе по новому месту его жительства осуществляется на основании сведений о факте регистрации, сообщаемых в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства.
Согласно пункту 3 статьи 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника в налоговые органы по месту своего нахождения в течение десяти дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанного лица.
Родионова Л.Р. с 09.06.2023 зарегистрирована в <адрес>, состоит на налоговом учете по месту регистрации. И на дату формирования налогового уведомления (27.07.2023), и на дату уплаты налога (24.11.2023) она была зарегистрирована в <адрес>. Следовательно, местом взыскания налога является <адрес>.
Пунктом 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы, в том числе от налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях городских, сельских поселений, на межселенных территориях.
Соответственно, доход от уплаты НДФЛ по уведомлению № 67087872 от 27.07.2023 подлежал зачислению в бюджет Павловского района Ульяновской области. Однако денежные средства (в части нормативных отчислений от налога на доходы физических лиц) в бюджет муниципального образования Павловский район Ульяновской области не распределены.
Управление ФНС по Ульяновской области в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации является в данном случае администратором доходов бюджета и наделена соответствующими полномочиями согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 160.1 БК РФ по принятию решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации представлению соответствующих уведомлений в орган Федерального казначейства.
Исправление несоответствия по факту уплаты НДФЛ кода ОКТМО, в силу закона возложено именно на орган, осуществляющий администрирование налогоплательщика, то есть, на налоговый орган, который обязан представить уведомление в Федеральное казначейство с целью исправления ошибочно указанного кода ОКТМО с целью поступления сумм НДФЛ в надлежащий бюджет.
В связи с чем, Родионова Л.Р., Администрация муниципального образования «Павловский район» обратились с соответствующими заявлениями в УФНС по Ульяновской области о направлении в орган федерального казначейства актуальной информации о налогоплательщике с указанием места регистрации и уведомления об уточнении наименования получателя платежа, указав ОКТМО Павловского района Ульяновской области, с целью зачисления доходов от НДФЛ в надлежащий бюджет.
Именно налоговые органы и органы Федерального казначейства имеют возможность самостоятельно перераспределить между бюджетами зачисленную на соответствующие счета сумму налога.
В соответствии со статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации установлена цель уплаты налога - финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, являются соответствующие бюджеты; консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.
Обращение Родионовой Л.Р. в налоговый орган было вызвано желаниемналогоплательщика, направленным на поступление доходов от оплаченных налогов всоответствующий бюджет по месту ее жительства. Получение бюджетом муниципального образования дополнительных доходов позволило бы решить назревшие и насущные проблемы жителей района (ремонт школ и детсадов, решение вопроса бесперебойного водоснабжения и др.), в котором она проживает.
В рассматриваемом случае нарушаются права и охраняемых законом интересы муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области, так как обращения в налоговый орган были вызваны фактом не поступления денежных средств в местный бюджет.
В соответствии со ст. 28 Бюджетного кодекса самостоятельность бюджетов является одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации. Данный принцип в силу положений ст. 31 Бюджетного кодекса состоит в наличии у органов местного самоуправления исключительного права на самостоятельное распоряжение средствами утвержденного в установленном порядке местного бюджета и недопустимости изъятия доходов конкретного бюджета иначе, чем в порядке, установленном законом.
Каждый субъект бюджетных правоотношений (в данном случае администрация муниципального образования) имеет право на то, чтобы действия, совершаемые третьими лицами и затрагивающие интересы непосредственно самого субъекта, соответствовали требованиям действующего законодательства.
Поступление дополнительных доходов в местный бюджет позволит решить актуальные проблемы жителей района, в том числе по реконструкции очистных сооружений, обустройству зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового обслуживания, др. Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой вынесено представление от 22.09.23 в адрес Главы администрации «Павловский район Ульяновской области» об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления на территории Павловского района Ульяновской области. Прокуратурой Павловского района вынесено представление от 16.06.23 в адрес Начальника Управления администрации «Павловский район Ульяновской области» об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия терроризму в связи с не оснащением средних образовательных и дошкольных учреждениях района системами оповещения.
Следовательно, отказ налогового органа в направлении уведомления об уточнении принадлежности платежа напрямую затрагивает и нарушает права административных истцов.
Просили суд признать незаконным отказ Управления ФНС по Ульяновской области в направлении в орган федерального казначейства актуальной информации о налогоплательщике с указанием места регистрации и уведомления об уточнении принадлежности платежа с указанием ОКТМО Павловского района Ульяновской области;
обязать Управление ФНС по Ульяновской области направить в адрес федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа в отношении НДФЛ, уплаченного Родионовой Л.Р. по налоговому уведомлению от 27.07.2023, для распределения сумм НДФЛ надлежащим образом, с целью их зачисления в бюджет муниципального образования Павловский район Ульяновской области, с указанием в уведомлении в отношении платежей по НДФЛ по указанному уведомлению надлежащего кода ОКТМО.
Административный истец Родионова Л.Р. в судебном заседании не присутствовала, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, ее представитель в судебном заседании не присутствовал, ранее административные исковые требования поддерживал в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного истца Администрации муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика УФНС России по Ульяновской области в судебном заседании административные исковые требования не признала, указав, что на обращение истцов Письмом от 25.12.2023 № 14-29/85925@ налоговый орган сообщил о том, что проведение массового расчета налога на доходы физических лиц, сведения о которых подлежат включению в налоговые уведомления об уплате налога, осуществляется в период с 24.04.2023-15.05.2023.
Поскольку в указанный период времени адрес постановки на налоговом учете в качестве физического лица соответствовал коду Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО 73701000 город Ульяновск), расчет суммы налога с доходов, НДФЛ с которых не был удержан налоговыми агентами за 2022 год, сформирован по соответствующему коду ОКТМО 73701000 (город Ульяновск). Родионова Л.Р. с 28.03.2022г. состоит на учете в УФНС России по Ульяновской области. В период до 09.06.2023г. зарегистрирована по месту жительства в г. Ульяновске. С 09.06.2023г. Родионова Л.Р. зарегистрирована по месту жительства в <адрес>.
Уплату налога в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) производят налогоплательщики, уплачивающие налог на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
На основании письма ФНС России от 22.12.2022 № БС-4-21/17334@ «О подготовке к массовому направлению в 2023 году налоговых уведомлений и сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах налога» проведение массового расчета НДФЛ, сведения, о которых подлежат включению в налоговые уведомления об уплате налога, осуществлено в период с 24.04.2023 по 15.05.2023, т.е. в период, когда Родионова Л.Р. зарегистрирована по месту жительства в г. Ульяновске.
Согласно статье 13 НК РФ налог на доходы физических лиц является федеральным налогом и обязателен к уплате на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 56, абзацем вторым пункта 2 статьи 61, абзацами вторым, третьим и четвертым пункта 2 статьи 61.1, абзацем вторым пункта 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) доходы от налога на доходы физических лиц являются налоговыми доходами бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований (поселений, муниципальных районов, городских округов) и подлежат в полном объеме зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В бюджет субъекта РФ зачисляется 85% от суммы НДФЛ, уплаченного на территории области, республики, города федерального значения. Оставшиеся 15% НДФЛ зачисляются в местные бюджеты с дальнейшим распределением в зависимости от административных единиц на территории субъекта.
Учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в установленном порядке осуществляют органы Федерального казначейства.
В связи с введением с 01.01.2023 института единого налогового счета (далее -ЕНС), который служит для обеспечения расчетов с бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами, все перечисленные денежные средства, подлежащие уплате единым налоговым платежом, Федеральное казначейство учитывает на едином налоговом счете.
Поступившие денежные средства отражаются на ЕНС налогоплательщика и списываются налоговым органом на основании учтенной на ЕНС налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением последовательности, установленной пунктом 8 статьи 45 НК РФ.
Дополнительно, УФНС сообщает, что Приказом Минфина России от 29.12.2022 № 198н не регламентировано, на какую дату (окончание налогового периода, дата расчета, дата налогового уведомления, дата уплаты) должен быть указан ОКТМО при распределении НДФЛ по бюджетам.
На момент формирования расчета по НДФЛ, а также на дату окончания налогового периода (2022 год), за который уплачен налог, Заявитель была зарегистрирована по месту жительства в городе Ульяновске, в связи с чем, начисление сумм НДФЛ за 2022 год произведено корректно, права налогоплательщика не нарушены.
Таким образом, налоговый орган, верно, руководствовался налоговым периодом, за который должен был быть уплачен налог, а не периодом когда сумма данного налога была уплачена налогоплательщиком.
На основании пункта 3 статьи 226 НК РФ исчисление сумм налога на доходы физических лиц производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 НК РФ, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 или 3.1 статьи 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Кроме того, налоговый орган обращает внимание суда, на то, что налогоплательщиком не доказан факт нарушения его прав, как налогоплательщика в связи с распределением НДФЛ между бюджетами.
УФНС отмечает, что в соответствии со статьей 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действий или бездействие нарушают его права.
Вместе с тем, Родионовой Л.Р. не указано в заявлении каким образом распределение НДФЛ между бюджетами повлияло на ее права как налогоплательщика.
Желание Заявителя о том, чтобы перечисленные налоги были направлены на решение проблем Павловского района Ульяновской области, не является основанием для вывода о нарушении прав Родионовой Л.Р.
В отношении довода налогоплательщика об обязании УФНС направить уведомление (решение) о надлежащей принадлежности НДФЛ в орган Федерального казначейства, налоговый орган сообщает следующее.
Приказом Минфина России от 29.12.2022 № 198н не предусмотрено направление налоговым органом в орган Федерального казначейства документа об уточнении получателя платежа с указанием ОКТМО.
В соответствии с Письмом ФНС России от 06.02.2023 № ЗГ-3-8/1441® в случае указания плательщиком любого действующего значения ОКТМО Федеральное казначейство учтет перечисленные денежные средства, подлежащие уплате единым налоговым платежом, на едином налоговом счете.
Одновременно ФНС России обращено внимание, на то, что действующей редакцией НК РФ уточнение платежей не предусмотрено.
В удовлетворении административного иска просит отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Межрегиональной инспекции федеральной налоговой службы по Приволжскому федеральному округу в судебном заседании не присутствовал, представил письменный отзыв, согласно которому: Межрегиональной инспекцией в рамках представленных полномочий рассматривались жалобы Родионовой Л.Р., Администрации муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области на действия должностных лиц Управления, выразившиеся в отказе в направлении в орган Федерального казначейства Российской Федерации актуальной информации о месте регистрации налогоплательщика Родионовой Л.Р.
Рассмотрев жалобу налогоплательщика, Межрегиональная инспекция оставила жалобу без удовлетворения, поскольку денежные средства, уплаченные] Родионовой Л.Р. по налоговому уведомлению, распределены согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, поступили в соответствующие бюджеты, отразились, на ЕНС налогоплательщика, обязанность по уплате налога считается исполненной, права заявителя не были нарушены. Считают административное исковое заявление Родионовой Л.Р., Администрации муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области не подлежащим удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом в судебном заседании не присутствовал, представил письменный отзыв, согласно которому: Согласно пункту 3 Приказа от 29.12.2023 № ЕД-7-8/1025@ «Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета Федеральной налоговой службой, администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета территориальными органами Федеральной налоговой службы» Межрегиональная инспекция по управлению долгом при направлении соответствующему уполномоченному органу Федерального казначейства документов, утвержденных управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации, которые необходимы для проведения операций по учету поступлений по источникам финансирования дефицита федерального бюджета в соответствии с порядком, установленным Министерством финансов Российской Федерации, а также иных документов, сформированных в рамках исполнения полномочий администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета по единому налоговому платежу, выполняет только обеспечивающие функции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в счет исполнения обязанности по уплате налога до наступления установленного срока.
Согласно подпункту 1 пункта 6 статьи 45 Кодекса Единый налоговый платеж учитывается на едином налоговом счете на основании информации, поступающей из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением последовательности, предусмотренной пунктом 8 статьи 45 Кодекса.
В связи с введением с 01.01.2023 института единого налогового счета, который служит для обеспечения расчетов с бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами, все перечисленные денежные средства, подлежащие уплате единым налоговым платежом, Федеральное казначейство учитывает на едином налоговом счете.
При этом, действующее законодательство о налогах и сборах Российской Федерации не предусматривает возможность уточнения налоговых обязательств.
Согласно статье 13 НК РФ налог на доходы физических лиц является федеральным налогом и обязателен к уплате на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 56, абзацем вторым пункта 2 статьи 61, абзацами вторым, третьим и четвертым пункта 2 статьи 61.1, абзацем вторым пункта 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) доходы от налога на доходы физических лиц являются налоговыми доходами бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований (поселений, муниципальных районов, городских округов) и подлежат в полном объеме зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В бюджет субъекта РФ зачисляется по нормативу 85% от суммы НДФЛ, уплаченного на территории области, республики, города федерального значения. Оставшиеся 15% НДФЛ зачисляются в местные бюджеты с дальнейшим распределением в зависимости от административных единиц на территории субъекта.
Учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в установленном порядке осуществляют органы Федерального казначейства.
Как следует из материалов дела, в соответствии с письмом ФНС России от 22.12.2022 № БС-4-21/17334@ «О подготовке к массовому направлению в 2023 году налоговых уведомлений и сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах налога» проведение массового расчета налога на доходы физических лиц осуществляется в период с 24.04.2023-15.05.2023.
Так, в отношении Родионовой Л.Р. расчет по налогу на доходы физических лиц за 2022 год сформирован 17.05.2023, сводное налоговое уведомление сформировано 27.07.2023.
24.11.2023 Родионовой Л.Р. была произведена оплата в сумме 257201 114 рублей, которая образовалась на ЕНП и была зачтена в счет предстоящих платежей по НДФЛ за 2022 год в силу закона.
24.11.2023 Межрегиональной инспекцией по управлению долгом в УФК по Тульской области было направлено уведомление о распределении ранее внесённых 24.11.2023 налогоплательщиком денежных средств в размере 257201 114 рублей, которое было исполнено УФК по Тульской области 27.11.2023.
Следовательно, денежные средства, уплаченные Родионовой Л.Р. по налоговому уведомлению, распределены согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, поступили в соответствующие бюджеты, отразились на ЕНС налогоплательщика, обязанность по уплате налога считается исполненной, права заявителя не были нарушены.
Представитель заинтересованного лица Управления Федерального Казначейства по Ульяновской области в судебном заседании не присутствовал, представил письменный отзыв, согласно которому: Федеральным законом от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения в положения Налогового кодекса Российской Федерации, которые вводят институт Единого налогового счета (далее - ЕНС). В целях уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов посредством перечисления в бюджетную систему Российской Федерации единого налогового платежа с 01.01.2023 предусмотрен отдельный казначейский счет, открытый Управлению Федерального казначейства по Тульской области. Все налоговые платежи зачисляются на единый казначейский счет в УФК по Тульской области. В УФК по Ульяновской области информация о денежных средствах, перечисленных Родионовой Л.Р. по платежному поручению №1 от 24.11.2023, а также об учете данных поступлений налоговым органом, отсутствует. Просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица, Управления Федерального казначейства по Тульской области (далее - УФК по Тульской области) в судебном заседании не присутствовал, представил письменный отзыв, согласно которому: Положениями статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации контроль за своевременной уплатой, а также взыскание недоимки по налогам и сборам отнесены к компетенции налоговых органов.
На основании статей 6 и 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) администратор доходов бюджета, осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет.
Исходя из вышеназванных положений НК РФ и БК РФ, налоговые органы являются администраторами налогов и сборов, уплачиваемых в бюджетную систему Российской Федерации.
С 1 января 2023 года законодательно изменен порядок учета и перечисления в доход бюджетов бюджетной системы Российской Федерации всех платежей, администрируемых налоговыми органами (Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).
Совокупная обязанность налогоплательщика, состоящая из всех подлежащих уплате и уплаченных в бюджет налогов, в общей сумме отражается на Едином налоговом счете каждого налогоплательщика (далее - ЕНС) (пункты 2, 4 статьи 11.3 НК РФ).
Пунктом 6.2 Положения о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 23.01.2023 № ЕД-7-4/43@ (далее - Положение о МИ ФНС России по управлению долгом) установлено, что Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по управлению долгом (далее - МИ ФНС России по управлению долгом) осуществляет учет на ЕНС сумм налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей и контроль за поступлением в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в пределах компетенции.
МИ ФНС России по управлению долгом является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов (пункт 1 Положения о МИ ФНС России по управлению долгом).
МИ ФНС России по управлению долгом является самостоятельным юридическим лицом с местом нахождения в г. Москва (пункты 12, 13 Положения о МИ ФНС России по управлению долгом), не входит в структуру органов Федерального казначейства и не расположена по адресу местонахождения УФК по Тульской области.
В соответствии с пунктом 1 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.12.2022 № 198н, учет единого налогового платежа, предусмотренного статьей 11.3 НК РФ, а также иных платежей, администрируемых налоговыми органами, и их распределение между бюджетами осуществляется на отдельном казначейском счете органа Федерального казначейства, открытом уполномоченному органу Федерального казначейства.
Исходя из вышеназванных правовых норм, учет налоговых платежей в режиме ЕНС осуществляется МИ ФНС России по управлению долгом, лицевой счет которой открыт в УФК по Тульской области.
На УФК по Тульской области возложены полномочия исключительно по учету и распределению налоговых поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на основании соответствующих распоряжений МИ ФНС России по управлению долгом.
Учитывая изложенное, учет налогового платежа, уплаченного Родионовой Л.Р., на ЕНС данного лица, а также зачисление данного платежа в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации входит в полномочия МИ ФНС России по управлению долгом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 НК РФ контроль и надзор в области налогов и сборов отнесены к компетенции налоговых органов.
Функции и полномочия УФК по Тульской области установлены Положением об Управлении Федерального казначейства по Тульской области, утвержденным приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 № 316.
Положением № 316 на УФК по Тульской области не возложены функции по контролю за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов, сборов и пеней в бюджетную систему Российской Федерации, а также полномочия по учету налоговых платежей на ЕНС конкретных налогоплательщиков.
УФК по Тульской области не ведет учет налогоплательщиков по месту их регистрации.
Согласно Порядку открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденному приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 № 21н, в целях казначейского обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами Федерального казначейства открываются и ведутся лицевые счета, в том числе, администраторов доходов бюджета (налоговых органов) (далее - клиенты).
На основании пунктов 9.2, 9.15 Положения № 316 УФК по Тульской области обеспечивает в пределах остатков средств на счетах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации проведение выплат из бюджетов от имени и по поручению клиентов, лицевые счета которых открыты в УФК по Тульской области.
УФК по Тульской области не уполномочено в силу закона на осуществление каких либо операций на лицевом счете клиента (в том числе МИ ФНС России по управлению долгом) без его поручения.
УФК по Тульской области в рамках установленных полномочий взаимодействует исключительно с клиентами, лицевые счета которых открыты в УФК по Тульской области. При этом УФК по Тульской области не ведет учет поступлений и выплат на ЕНС в разрезе конкретных налогоплательщиков.
Учитывая изложенное, информацией о распределении в бюджеты налоговых платежей налогоплательщика - Родионовой Л.Р. с ЕНС указанного лица располагает МИ ФНС России по управлению долгом.
Просили административное дело рассмотреть в отсутствие представителя УФК по Тульской области с учетом представленных возражений.
Представитель заинтересованного лица, Правительства Ульяновской области, в судебном заседании не присутствовал, представил письменный отзыв, согласно которому Исковые требования Родионовой Л.Р., Администрации муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области поддерживают в полном объеме. Правительство Ульяновской области в соответствии с Законом Ульяновской области от 17.11.2016 № 164-ЗО «О Правительстве Ульяновской области» (далее - Закон) является высшим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области. Согласно Закону Правительство Ульяновской области - это коллегиальный орган, возглавляющий систему исполнительных органов государственной власти Ульяновской области.
Положения Закона устанавливают, что Правительство Ульяновской области распределяет функции между органами исполнительной власти Ульяновской области, утверждает положения об органах исполнительной власти Ульяновской области, тем самым определяет уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в той или иной сфере правоотношений.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области является исполнительным органом Ульяновской области, участвующим в реализации единой бюджетной, финансовой и кредитной политики, налоговой политики в Ульяновской области» а также осуществляющим программно-целевое планирование.
Согласно статье 13 Налогового кодекса Российской Федерации налог на доходы физических лиц является федеральным налогом и является обязательным к уплате на всей территории Российской Федерации.
Налог на доходы физических лиц, являясь федеральным налогом, полностью поступает в местные и региональные бюджеты.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 56, абзацем вторым пункта 2 статьи 61, абзацами вторым, третьим и четвертым пункта 2 статьи 61.1, абзацем вторым пункта 2 статьи 61. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от налога на доходы физических лиц являются налоговыми доходами бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образования (поселений, муниципальных районов, городских округов) и подлежат в полном объеме зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В бюджет субъекта РФ зачисляется 85 % от суммы НДФЛ, уплаченного на территории области, республики, города федерального значения. Оставшиеся 15 % НДФЛ зачисляются в местные бюджеты с дальнейшим распределением в завис административных единиц на территории субъекта.
Таким образом, налог на доходы физических лиц, являясь федеральным налогам полностью поступает в соответствующие региональные и местные бюджеты, за счет средств которых, в свою очередь, органами власти оказывается адресная помощь отдельным категориям граждан» нуждающимся в финансовой поддержке, предоставляются налоговые вычеты, льготы, обеспечиваются социальные блага и услуги, исполняются иные публичные обязательства.
В соответствии с положениями ст. 226 НК РФ, ст. 227 НК РФ, ст. 228 НК РФ физические лица уплачивают НДФЛ по месту жительства, налоговые агенты уплачивают НДФЛ по месту своего нахождения (месту жительства).
Место жительства физического лица - это адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого" физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 11 Налогового кодекса РФ).
Предусмотренный перечисленными нормами порядок перечисления НДФЛ по месту жительства направлен на обеспечение поступления соответствующих сумм налога в определенных нормативах в бюджет того муниципального образования, на территории которого зарегистрировано физическое лицо.
Из материалов дела следует, что Родионова Л.Р. на дату уплаты налога на доходы физических лиц по налоговому уведомлению № 67087872 от 27.07.2023 была зарегистрирована в <адрес>.
Соответственно, доход от уплаты НДФЛ подлежит зачислению в размере 85 % в бюджет субъекта Российской Федерации (Ульяновская область) и 15 % в местный бюджет (Павловский район Ульяновской области).
Просили суд рассмотреть административное дело в отсутствие представителя Правительства Ульяновской области.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции РФ могут быть обжалованы в суд решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Согласно ст. 62 ч.1 КАС РФ Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Положения ст. 62 ч.2 КАС РФ указывают, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Согласно ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Рассматривая заявленные административные требования, суд приходит к следующему.
Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей (пункт 1); находится в ведении Минфина России (пункт 2); осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4); с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право осуществлять контроль за деятельностью своих территориальных органов и подведомственных организаций (подпункт 6.4).
В соответствии со статьей 6 Закон Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 7 указанного Закона налоговым органам предоставляется право:
- контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;
- осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. В целях осуществления налогового контроля производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых организациями и гражданами для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации;
- взыскивать недоимки и взыскивать пени, а также штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (пункт 1); налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (пункт 3); все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7).
В силу пунктов 1, 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
Судом установлено, что Родионова Л.Р. с 28.03.2022г. состоит на учете в УФНС России по Ульяновск области. В период до 09.06.2023г. зарегистрирована по месту жительства в г. Ульяновске. С 09.06.2023г. Родионова Л.Р. зарегистрирована по месту жительства в <адрес>.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, административные истцы указывают, что УФНС России по Ульяновской области порядок распределения денежных средств был нарушен.
Родионова Л.Р. на основании налогового уведомления № 67087872 от 27.07.2023 перечислила единый налоговый платеж в сумме 258349363 рубля на счет Казначейства России (ФНС России), что подтверждается платежным поручением № 1
Родионова Л.Р. обратилась в Управление ФНС по Ульяновской области Управления ФНС по Ульяновской области в направлении в орган федерального казначейства актуальной информации о налогоплательщике с указанием места регистрации и уведомления об уточнении принадлежности платежа с указанием ОКТМО Павловского района Ульяновской области;
14.12.2023. Управление ФНС по Ульяновской области в удовлетворении требований отказало, что подтверждается письмом от 25.12.2023 № 14-29/85925®
Отказ УФНС по Ульяновской области в направлении информации о принадлежности платежа в отношении НДФЛ, уплаченного Родионовой Л. Р. по налоговому уведомлению от 27.07.2023, для распределения сумм НДФЛ надлежащим образом, мотивирован тем, что налогоплательщик на момент формирования налогового уведомления проживал в городе Ульяновске.
Административными истцами были поданы жалобы в вышестоящий налоговый орган.
Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по Приволжскому федеральному округу на поданную Администрацией муниципального образования «Павловский район» жалобу на действия должностных лиц Управления, выразившиеся в отказе в направлении в орган Федерального казначейства Российской Федерации актуальной информации о месте регистрации налогоплательщика Родионовой Л.Р. был дан ответ 28.02.2024 года,
На жалобу Родионовой Л.Р. был дан ответ 16.02.2024 года.
Оба ответа сводятся к тому, что Родионова Л.Р. до 09.06.2023 зарегистрирована по месту жительства в г. Ульяновске. С 09.06.2023 Родионова Л.Р. зарегистрирована по месту жительства в <адрес>.
Уплату налога в соответствии со статьей 228 НК РФ производят налогоплательщики, уплачивающие налог на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
На основании письма ФНС России от 22.12.2022 № БС-4-21/17334@ «О подготовке к массовому направлению в 2023 году налоговых уведомлений и сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах налога» проведение массового расчета налога на доходы физических лиц, сведения о которых подлежат включению в налоговые уведомления об уплате налога, осуществлено в период с 24.04.2023 по 15.05.2023, т.е. в период, когда Родионова Л.Р. зарегистрирована по месту жительства в г. Ульяновске.
Вместе с тем, с данной позицией согласиться нельзя.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, с 09.06.2023 Родионова Л.Р. зарегистрирована по месту жительства в <адрес>.
Пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход от реализации долей участия в уставном капитале организаций, полученный от источников в Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Физические лица в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации производят исчисление и уплату НДФЛ исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 названного Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
Согласно пункту 4 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно статье 13 НК РФ налог на доходы физических лиц является федеральным налогом и является обязательным к уплате на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 56, абзацем вторым пункта 2 статьи 61, абзацами вторым, третьим и четвертым пункта 2 статьи 61.1, абзацем вторым пункта 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерация (далее - БК РФ) доходы от налога на доходы физических лиц являются налоговыми доходами бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований (поселений, муниципальных районов, городских округов) и подлежат в полном объеме зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В бюджет субъекта РФ зачисляется 85% от суммы НДФЛ, уплаченного на территории области, республики, города федерального значения. Оставшиеся 15% НДФЛ зачисляются в местные бюджеты с дальнейшим распределением в зависимости от административных единиц на территории субъекта.
Учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в установленном порядке осуществляют органы Федерального казначейства.
В связи с введением с 01.01.2023 института единого налогового счета (далее -ЕНС), который служит для обеспечения расчетов с бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами, все перечисленные денежные средства, подлежащие уплате единым налоговым платежом, Федеральное казначейство учитывает на едином налоговом платеже.
Поступившие денежные средства отражаются на ЕНС налогоплательщика и списываются налоговым органом на основании учтенной на ЕНС налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением последовательности установленной пунктом 8 статьи 45 НК РФ.
Таким образом, доводы административного ответчика о необходимости уплаты НДФЛ Родионовой Л.Р. по реквизитам, указанным в налоговом уведомлении, не соответствуют действительности, все налоги, уплачиваемые налогоплательщиком поступают на единый налоговый счет, откуда происходит списание налогов в соответствующие бюджеты с учетом положений ст. 45 НК РФ.
В силу абзаца четвертого пункта 2 статьи 56, абзаца второго пункта 2 статьи 61, абзацев второго, третьего и четвертого пункта 2 статьи 61.1, абзаца второго пункта 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от НДФЛ являются налоговыми доходами бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований (городских поселений, муниципальных районов, городских округов) и подлежат в полном объеме зачислению в названные бюджеты по нормативам, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, доходы от НДФЛ в полном объеме зачисляются в соответствующие региональные и местные бюджеты, за счет средств которых, в свою очередь, органами власти оказывается адресная помощь отдельным категориям граждан, нуждающимся в финансовой поддержке, предоставляются налоговые вычеты, льготы, обеспечиваются социальные блага и услуги, исполняются иные публичные обязательства.
Субъект Российской Федерации своим законом может уменьшить минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, указанный в пункте 4 статьи 217.1 НК РФ, только применительно к тем налогам на доходы физических лиц, которые в качестве налогового дохода подлежат зачислению в бюджет этого субъекта Российской Федерации и бюджеты входящих в него муниципальных образований.
Указанная позиция изложена в Апелляционном определении Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 13.02.2024 N АПЛ23-523.
Согласно пункту 1 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) уплата (перечисление) налога, авансовых платежей по налогам в бюджетную систему Российской Федерации осуществляется в качестве ЕНП.
Принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, определяется налоговыми органами на основании учтенной на ЕНС плательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением последовательности, установленной пунктом 8 статьи 45 Кодекса.
Приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н разработан порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)
В соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (утв. Приказом Минфина России от 29 декабря 2022 г. N 198н) учет поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами осуществляется органом Федерального казначейства. Распределение поступлений между бюджетами осуществляется по общей сумме поступлений по соответствующему коду бюджетной классификации и коду ОКТМО субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в соответствии с информацией, предоставленной администратором платежа (налоговым органом).
Следовательно, распределение средств по бюджетам осуществляется органом федерального казначейства на основании информации, предоставленной налоговым органом.
Постановка на учет в налоговом органе физического лица осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании сведений о рождении, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и (или) сведений, полученных в соответствии с пунктами 1 - 4, 6, 8 и 13 статьи 85 настоящего Кодекса, или на основании заявления физического лица, представленного в любой налоговый орган по его выбору (п. 7 ст. 83 Налогового кодекса РФ).
Распределение средств по бюджетам зависит от административного ответчика, формирующего сведения с указанием необходимого кода ОКТМО.
Таким образом, исправление несоответствия по факту уплаты НДФЛ кода ОКТМО, в силу закона так же возложено именно на орган, осуществляющий администрирование налогоплательщика, то есть, на налоговый орган, который обязан представить уведомление в Федеральное казначейство с целью исправления ошибочно указанного кода ОКТМО с целью поступления сумм НДФЛ в надлежащий бюджет.
Согласно статьям 56 и 61 Бюджетного кодекса Российской Федерации налог на доходы физических лиц распределяется согласно утвержденным нормативам в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет. В местный бюджет также поступают доходы от местных налогов.
Согласно пункту 1 статьи 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным названным Кодексом.
При этом постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми данный Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора (пункт 2 статьи 83 НК РФ).
Обязанность налоговых органов на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках поставить налогоплательщика на учет предусмотрена п. 10 ст. 83 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 84 Налогового кодекса РФ постановка на учет физического лица в налоговом органе по новому месту его жительства осуществляется на основании сведений о факте регистрации, сообщаемых в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства.
Согласно пункту 3 статьи 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника в налоговые органы по месту своего нахождения в течение десяти дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанного лица.
В соответствии с положениями ст.226 НК РФ, ст. 227 НК РФ, ст. 228 НК РФ физические лица уплачивают НДФЛ по месту жительства, налоговые агенты уплачивают НДФЛ по месту своего нахождения (месту жительства).
Место жительства физического лица - это адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 11 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, на момент уплаты налога, Родионова Л.Р. должна была стоять на налоговом учете, как лицо, зарегистрированное в <адрес>.
В силу подп. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога и на основании подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ, по общему правилу, считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, согласно п. 2 ст. 11 НК РФ, образует недоимку.
Таким образом, административный истец исполнила свою обязанность по уплате налога на НДФЛ в период, когда она была зарегистрирована в <адрес>, что налоговым органом ошибочно было не учтено, вероятно, были учтены сведения о налогоплательщике, ранее имеющиеся в базе налогового органа, что привело к неверному распределению налога.
То есть, Родионова Л.Р. исполнила свою обязанность налогоплательщика как лицо, проживающее на территории <адрес>.
Соответственно, доход от уплаты НДФЛ подлежит зачислению в размере 85 % в бюджет субъекта Российской Федерации (Ульяновская область) и 15 % в местный бюджет (Павловский район Ульяновской области).
Фактически административный ответчик основывает свою позицию без учета существенных изменений, внесенных в налоговое законодательство с 01.01.2023 года и ссылается на судебную практику, не связанную с рассматриваемой ситуацией либо аналогичной, при этом, представленная судебная практика и доводы административного ответчика, основанные на ней, так же приведены без учета изменений в налоговый кодекс РФ, действующих на момент осуществления Родионовой Л.Р. обязанности по уплате налога.
Доводы административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что права административных истцов не затронуты, голословны.
Предусмотренный вышеприведенными нормами порядок перечисления НДФЛ по месту жительства направлен на обеспечение поступления соответствующих сумм налога в определенных нормативах в бюджет того муниципального образования, на территории которого зарегистрировано физическое лицо.
Из устава муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области ( далее по тексту - Устав) следует, что э кономическую основу местного самоуправления в муниципальном образовании "Павловский район" составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местного бюджета, а также имущественные права муниципального образования "Павловский район" ( ст. 50 п.1).
В силу ст. 52 Устава, Органы местного самоуправления муниципального образования "Павловский район" в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами осуществляют следующие бюджетные полномочия:
1) устанавливают порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
2) составляют и рассматривают проект местного бюджета, утверждают и исполняют местный бюджет, осуществляют контроль за его исполнением, составляют и утверждают отчет об исполнении местного бюджета;
3) устанавливают и исполняют расходные обязательства муниципального образования "Павловский район";
4) определяют порядок предоставления межбюджетных трансфертов из местного бюджета, предоставляют межбюджетные трансферты из местного бюджета;
5) осуществляют муниципальные заимствования, управляют муниципальным долгом;
6) детализируют объекты бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;
7) в случае и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, устанавливают ответственность за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
8) устанавливают в соответствии с федеральными законами и законами Ульяновской области нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и (или) законами Ульяновской области в местный бюджет;
9) устанавливают порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из местного бюджета бюджетам городского, сельских поселений, предоставляют межбюджетные трансферты из местного бюджета муниципального образования "Павловский район" бюджетам городского, сельских поселений;
10) составляют отчет об исполнении консолидированного бюджета муниципального образования "Павловский район";
11) иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями ст. 53 Устава, Муниципальное образование "Павловский район" имеет собственный бюджет (бюджет муниципального образования "Павловский район"). Бюджет муниципального образования "Павловский район" и свод бюджетов городского и сельских поселений, входящих в состав муниципального образования "Павловский район", составляют консолидированный бюджет муниципального образования "Павловский район".
Статьей 55 Устава определены расходы "Павловского района"
Статья 57 Устава определяет доходы местного бюджета муниципального образования "Павловский район"
Так, в соответствии с указанной нормой к собственным доходам бюджета муниципального образования "Павловский район" относятся:
1) средства самообложения граждан в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Под средствами самообложения граждан понимаются:
- разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен.
Вопросы введения и использования разовых платежей граждан решаются на местном референдуме;
2) доходы от местных налогов;
3) доходы от региональных налогов;
4) доходы от федеральных налогов и сборов;
5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней и другие безвозмездные перечисления;
6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых решениями Совета депутатов муниципального образования "Павловский район", и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
9) добровольные пожертвования;
10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами Ульяновской области и решениями органов местного самоуправления.
Таким образом, указанным административным иском напрямую затронуты интересы муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области, бюджет данного муниципального образования в связи с неверным распределением налога, был лишен значительной суммы, которая позволила бы решить многочисленные вопросы, в том числе в области благоустройства, что так же затрагивает интересы Родионовой Л.Р., которая проживает в данном районе.
В соответствии со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (пункт 1); налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (пункт 3); все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7).
Доводы административного ответчика об отсутствии порядка уточнения принадлежности платежа с указанием ОКТМО суд не принимает во внимание, налоговое и бюджетное законодательство предусматривают такую возможность, при этом, права административных истцов должны быть восстановлены.
Принятие решений об уточнении платежей, поступивших в бюджеты бюджетной системы РФ, относится к полномочиям администраторов доходов бюджета. Для уточнения вида и принадлежности платежа администратором доходов бюджета в орган Федерального казначейства представляется уведомление (п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ).
Приказом Минфина России от 29.12.2022 N 198н (ред. от 30.06.2023) утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.01.2023 N 72192)
Распределение поступлений между бюджетами осуществляется по общей сумме поступлений по соответствующему коду бюджетной классификации и коду ОКТМО субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в соответствии с информацией, предоставленной администратором платежа (налоговым органом).
ОКТМО предназначен для обеспечения систематизации и однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований и населенных пунктов, входящих в их состав, с отражением структуры и уровней территориальной организации местного самоуправления для решения задач сбора, автоматизированной обработки, представления и анализа информации в разрезе муниципальных образований в различных областях экономики, включая статистику, прогнозирование, налогообложение.
При этом обязанность по исправлению несоответствия по факту уплаты НДФЛ кода ОКТМО возложена именно на орган, осуществляющий администрирование налогоплательщика, то есть, на административного ответчика, который обязан представить уведомление в Федеральное казначейство с целью исправления ошибочно указанного кода ОКТМО с целью поступления сумм НДФЛ в надлежащий бюджет.
Приказом ФНС России от 10.11.2023 N ЕА-7-8/841@ "Об осуществлении бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации" (вместе с "Порядком осуществления управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов")
1.1. Настоящий Порядок устанавливает единые правила осуществления управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.
1.2. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995).
Управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации в качестве главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, принимают в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995, правовой акт об осуществлении управлением Федеральной налоговой службы по соответствующему субъекту Российской Федерации, инспекциями Федеральной налоговой службы, входящими в его структуру, а также межрегиональными инспекциями Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, межрегиональными инспекциями Федеральной налоговой службы по федеральным округам и межрайонными инспекциями Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам полномочий администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, который должен содержать следующие положения ( п. 2.1), в том числе:
в) о наделении администраторов доходов бюджетов, в отношении закрепленных за ними источников доходов бюджетов, следующими бюджетными полномочиями:
- учета поступлений (возвратов) в доход бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации;
- начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;…
- принятия решения об уточнении платежей в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе посредством утверждения пользовательских заданий либо мониторинга и корректировки предусмотренных автоматизированным процессом действий в соответствии с технической документацией;…
- иных положений, необходимых для реализации полномочий администраторов доходов бюджетов.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости требования административных истцов удовлетворить и признать незаконным отказ Управления ФНС по Ульяновской области в направлении в орган федерального казначейства актуальной информации о налогоплательщике с указанием места регистрации и уведомления об уточнении принадлежности платежа с указанием ОКТМО Павловского района Ульяновской области;
Возложить на Управление ФНС по Ульяновской области обязанность направить в адрес федерального казначейства в лице УФК по Тульской области уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа в отношении НДФЛ, уплаченного Родионовой Л.Р. по налоговому уведомлению от 27.07.2023, для распределения сумм НДФЛ для их зачисления в бюджет муниципального образования Павловский район Ульяновской области, с указанием в уведомлении в отношении платежей по НДФЛ по указанному уведомлению надлежащего кода ОКТМО.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
руководствуясь ст. ст. 175, 218 КАС РФ, суд
РЕШИЛ :
Административные исковые требования Родионовой Л.Р., Администрации муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления ФНС по Ульяновской области в направлении в орган федерального казначейства актуальной информации о налогоплательщике с указанием места регистрации и уведомления об уточнении принадлежности платежа с указанием ОКТМО Павловского района Ульяновской области;
Возложить на Управление ФНС по Ульяновской области обязанность направить в адрес федерального казначейства в лице УФК по Тульской области уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа в отношении НДФЛ, уплаченного Родионовой Л.Р. по налоговому уведомлению от 27.07.2023, для распределения сумм НДФЛ для их зачисления в бюджет муниципального образования Павловский район Ульяновской области, с указанием в уведомлении в отношении платежей по НДФЛ по указанному уведомлению надлежащего кода ОКТМО.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.Л. Грачева
Срок изготовления решения 28 июня 2024 года