УИД: №
№
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ишим 01 февраля 2024 года
Ишимский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Калинина А.А.,
при секретаре Васильевой Т.А.,
с участием представителя истца Роднова А.И. – Сухаревой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-15/2024 по исковому заявлению Роднова А.И. к Маркову А.И., ОАО «Российские железные дороги», Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе о признании реестровой ошибкой места расположения земельных участков, исключении сведений из ЕГРН,
УСТАНОВИЛ:
Роднов А.И. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Ишимского муниципального района о признании реестровой ошибкой места расположения земельных участков, исключении сведений из ЕГРН.
Заявленные требования истец мотивирует тем, что истцу принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №.
В выписке ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2023-87291826 установлено взаимное пересечение границ участков №, № с участком №.
Проведенными ООО «Кароспецстрой» работами установлено, что кадастровые границы указанных земельных участков не соответствуют фактическому местоположению на местности, смещены в юго-западном направлении, пересечение границ является реестровой ошибкой и подлежит исправлению в соответствии со ст. 61 Закона о регистрации.
С учетом заключения эксперта и уточнения требований просит:
Признать реестровой ошибкой сведения о координатах поворотных точек границ земельного участка, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Исправить реестровую ошибку в Едином государственном реестре недвижимости в отношении земельного участка кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, путем внесения изменений в сведения о местоположении границ и площади указанного земельного участка по координатам поворотных точек:
н 1 Х 225350.16 Y 3509976.30, н 2 Х 225326.80 Y 3509985.93,
1 Х 225310.04 Y 3509947.80, 2 Х 225300.56 Y 3509927.12,
3 Х 225301.18 Y 3509926.73, 4 Х 225298.69 Y 3509921.61,
5 Х 225292.68 Y 3509910.78, н 3 Х 225310.10 Y 3509900.05,
н 4 Х 225313.78 Y 3509898.40, н 5 Х 225316.35 Y 3509903.53,
н 6 Х 225321.77 Y 3509914.48, н 7 Х 225321.33 Y 3509914.61,
н 8 Х 225322.24 Y 3509916.59, н 9 Х 225323.27 Y 3509916.17,
н 10 Х 225325.68 Y 3509915.17, н 11 Х 225326.38 Y 3509915.03,
н 12 Х 225328.55 Y 3509913.92, н 13 Х 225329.12 Y 3509915.40,
н 14 Х 225336.16 Y 3509931.94, н 15 Х 225333.97 Y 3509935.00,
н 16 Х 225331.55 Y 3509937.62, н 1 Х 225350.16 Y 3509976.30.
Исключить сведения из Единого государственного реестра недвижимости о координатах их характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Исключить сведения из Единого государственного реестра недвижимости о координатах их характерных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами № и №, входящих в состав единого землепользования № (предназначенного для размещения объектов железнодорожного транспорта).
Определением суда от 20 июня 2023 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен филиал ППК «Роскадастр» по Тюменской области (т.1, л.д. 1).
Протокольным определением суда от 28 июля 2023 года в качестве соответчиков привлечены Марков А.В., Администрация Дымковского сельского поселения (исключена из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора), ОАО «РЖД», исключена из числа соответчиков Администрация Ишимского муниципального района Тюменской области (привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора) (т. 2, л.д. 178-180).
Протокольным определением суда от 11 января 2024 года в качестве соответчика привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, Администрация Дымковского сельского поселения исключена из числа соответчиков и привлечена третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора.
В судебное заседание истец Роднов А.И. при надлежащем извещении (т.3, л.д. 162) не явился, его представитель Сухарева Е.В. настаивала на удовлетворении уточненных требования по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Марков А.В. в судебное заседание при надлежащем извещении (т. 3, л.д. 169) не явился, возражений на уточненные исковые требования не представил.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» в судебное заседание при надлежащем извещении (т. 3, л.д. 166) не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, согласно поступивших письменных пояснений указывает, что земельный участок с кадастровым номером №, который предназначен для размещения объектов железнодорожного транспорта, находится в федеральной собственности и предоставлен ОАО «РЖД» в аренду, его границы установлены в соответствии с требованиями законодательства, межевание проведено в 2002 году, землеустроительное дело изготовлено в 2005 году (т. 2, л.д. 187-189, т.3, л.д. 147-148 оборот).
Представитель ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе в судебное заседание при надлежащем извещении (т. 3, л.д. 170) не явился, возражений на уточненные исковые требования не представил.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области, Администрация Дымковского сельского поселения в судебное заседание при надлежащем извещении (т. 3, л.д. 170) не явились, возражений на уточненные исковые требования не представили.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, филиала ППК «Роскадастр» по Тюменской области в судебное заседание при надлежащем извещении не явился, просит рассмотреть дело в их отсутствие, принять решение на усмотрение суда, в отзыве на иск указывает, что исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о местоположении границ спорных земельных участков не является способом исправления реестровой ошибки, сведения о спорных земельных участках внесены в ЕГРН на основании оценочных описей земельных участков, в настоящее время по сведениям ЕГРН наложение/пересечение границ земельного участка с кадастровым номером № с границами земельных участков с кадастровыми номерами № и № (единое землепользование №) отсутствует (т. 1, л.д. 104-109).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, возражений на уточненные исковые требования не представил (т.3, л.д. 169).
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав представленные истцом письменные доказательства в их совокупности, считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Роднову А.И. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 8, 17-20, 44-49 оборот, 117-119 оборот).
По указанному адресу находится индивидуальный жилой дом, площадью 98,1 кв.м (т. 1, л.д. 21-23).
Границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.
Земельный участок с кадастровым номером № (единое землепользование), площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>, сформирован под автомобильную дорогу и принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования с ДД.ММ.ГГГГ Администрации Дымковского сельского поселения (т. 1, л.д. 50-66, 90-92, 125-133, 137-145).
Границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства установлены.
Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, принадлежит на праве собственности Маркову А.В., право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 67-72 оборот, 121- 123 оборот).
Границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства установлены.
Земельный участок с кадастровым номером № (единое землепользование), площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>, железная дорога, сформирован для размещения объектов железнодорожного транспорта, принадлежит на праве собственности с 27.07.2004 Российской Федерации, по договору от 13.12.2005 передан в аренду ОАО «РЖД» на срок с 27.07.2004 по 26.07.2053 (т. 1, л.д. 73-74, 81-89 оборот, т. 2, л.д. 2- 133 оборот).
Границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства установлены.
По заключению ООО «Кароспецстрой» от 13 апреля 2023, в выписке из ЕГРН от 13.04.2023 № КУВИ-001/2023-87291826 установлено взаимное пересечение границ участков №, № с участком №. Проведенными работами установлено, что кадастровые границы земельного участка № не соответствуют фактическому местоположению на местности, смещены в юго-западном направлении, аналогичная ситуация наблюдается в кадастровом контуре жилого дома с кадастровым номером № (<адрес>), в результате этого смещения границ возникло пересечение кадастровых границ участков №, №, данное пересечение границ является реестровой ошибкой и подлежит исправлению в соответствии со ст. 61 Закона о регистрации, для чего необходимо провести кадастровые работы (т.1. л.д. 9-25).
По сведениям филиала ППК «Роскадастр» по Тюменской области, по состоянию на 12 июля 2023 в сведениях ЕГРН наложение/пересечение границ земельного участка с кадастровым номером № с границами земельных участков с кадастровыми номерами № и № (единое землепользование №) отсутствует (т. 1, л.д. 108), что подтверждается представленными в материалы дела фрагментами дежурных карт земельных участков с кадастровыми номерами № и № (т. 1, л.д. 111), оценочной описью земельного участка (единое землепользование) с кадастровым номером № (т. 3, л.д. 26-55).
Сведения о спорных земельных участках с кадастровыми номерами № и № внесены в ЕГРН на основании оценочной описи земельных участков от 2004 (т. 2, л.д. 235-251, т.3 л.д. 1-25).
Согласно экспертному заключению ООО «Экспертное земельно-градостроительное управление «Кадастр и Оценка Недвижимости», фактическая площадь земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый №, составила <данные изъяты> кв.м, что на <данные изъяты> кв.м меньше чем сведения в ЕГРН.
Площадь наложения кадастровых границ земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый №, на фактические границы земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый №, составляет 49,4 кв.м.
Причиной наложения границ указанных земельных участков является определение их границ в системе координат (локальной/условной), не предусмотренной девствующим законодательством, не имеющей параметров в связи с единой государственной системой координат, предусмотренной ч.4 ст. 6 Закона о регистрации и последующих перерасчетов координат, которые производились силами Росреестра дважды: во –первых, в систему координат МСК № 3 (согласно графика перехода ведения ЕГРН на систему координат МСК), во –вторых, в результате проведения расчета координат участков вследствие выявления реестровой ошибки не представляется возможным произвести сопоставление кадастровых границ с точками их закрепления на местности с погрешностью, не превышающей 0,1 м.
Восстановление границ указанных земельных участков производится в соответствии с требованиями ст. 61 Закона о регистрации путем исправления реестровой ошибки в местоположении границ согласно требованиям ст. 43 Закона о регистрации, а именно подготовкой межевого плана с целью уточнения местоположения границ земельного участка кадастровый № с одновременным уточнением местоположения границ смежного земельного участка кадастровый №.
Восстановление границ указанных земельных участков возможно только после проведения комплексных кадастровых работ, то есть после исключения пересечения данных земельных участков с границами обособленных земельных участков с кадастровыми номерами № и №, входящих в состав единого землепользования № и многоконтурного участка №, либо исключения сведений о координатах их характерных точек, что не влечет возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости и не препятствует в дальнейшем проведению комплексных кадастровых работ.
Наложение границ земельного участка кадастровый № (<адрес>) с границами земельного участка с кадастровым номером №, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером № (под автомобильные дороги) после проведения исправления реестровой ошибки по решению органа регистрации- отсутствует.
Наложение границ земельного участка кадастровый № (<адрес>) с границами земельного участка с кадастровым номером № (единое землепользование, для размещения объектов железнодорожного транспорта) установлено в части полного наложения на участок № (<адрес>) обособленного участка с кадастровым номером №, входящего в состав единого землепользования №.
Причиной наложения границ обособленных земельных участков с кадастровыми номерами № и №, входящих в состав единого землепользования №, является отсутствие определения координат границ земельных участков и объектов недвижимости, под которые они создавались, в соответствии с требованиями действующего законодательства, кадастровые работы не проводились, обособленные земельные участки внесены в сведения в качестве ранее уточненных по правилам Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» в соответствии с Порядком ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденным приказом Росземкадастра от 15.06.2001 №П/119 (утратил силу с 27.02.2010).
Восстановление границ обособленных земельных участков с кадастровыми номерами № и №, входящих в состав единого землепользования № и многоконтурного участка №, производится в соответствии с главой 4.1 Закона о кадастровой деятельности № 221-ФЗ в результате проведения комплексных кадастровых работ путем уточнения их местоположения с объектами капитального строительства.
Вариант исправления реестровой ошибки местоположении границ спорных земельных участков № (<адрес>) и кадастровый № (<адрес>) приведен в приложении № к заключению, согласно которому исправить реестровую ошибку в Едином государственном реестре недвижимости в отношении земельного участка кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, возможно путем внесения изменений в сведения о местоположении границ и площади указанного земельного участка по координатам поворотных точек:
н 1 Х 225350.16 Y 3509976.30, н 2 Х 225326.80 Y 3509985.93,
1 Х 225310.04 Y 3509947.80, 2 Х 225300.56 Y 3509927.12,
3 Х 225301.18 Y 3509926.73, 4 Х 225298.69 Y 3509921.61,
5 Х 225292.68 Y 3509910.78, н 3 Х 225310.10 Y 3509900.05,
н 4 Х 225313.78 Y 3509898.40, н 5 Х 225316.35 Y 3509903.53,
н 6 Х 225321.77 Y 3509914.48, н 7 Х 225321.33 Y 3509914.61,
н 8 Х 225322.24 Y 3509916.59, н 9 Х 225323.27 Y 3509916.17,
н 10 Х 225325.68 Y 3509915.17, н 11 Х 225326.38 Y 3509915.03,
н 12 Х 225328.55 Y 3509913.92, н 13 Х 225329.12 Y 3509915.40,
н 14 Х 225336.16 Y 3509931.94, н 15 Х 225333.97 Y 3509935.00,
н 16 Х 225331.55 Y 3509937.62, н 1 Х 225350.16 Y 3509976.30.
Исправление реестровой ошибки не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Восстановление границ спорных земельных участков № (<адрес>) и кадастровый № (<адрес>) возможно после проведения комплексных кадастровых работ, то есть после исключения пересечения данных участков с границами обособленных земельных участков с кадастровыми номерами № и №, входящих в состав единого землепользования № и многоконтурного участка №, либо исключения сведений о координатах их характерных точек, что не влечет возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости и не препятствует в дальнейшем проведению комплексных кадастровых работ (т.3 л.д. 57-137).
В силу ч. 3 ст. 86 ГПК РФ суд оценивает заключение экспертизы по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд принимает вышеуказанное экспертное заключение, считает его соответствующим требованиями относимости, допустимости и достоверности, установленным ст. 67 ГПК РФ, поскольку оно проведено и составлено в соответствии с нормами действующего законодательства, научно обосновано, эксперт, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, кроме того оно подтверждается и согласуется с иными, добытыми по делу доказательствами.В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу положений ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которого определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. 68 Земельного кодекса РФ, а также ст. 1 ФЗ "О землеустройстве" N 78-ФЗ от 18.06.2001 землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства.
Статьей 69 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
На основании ст. 22 ФЗ "О землеустройстве" N 78-ФЗ от 18.06.2001 землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы.
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" определяет кадастровую деятельность как выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.
Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету (ч. 4.1 ст. 1 ФЗ "О кадастровой деятельности").
Как следует из положений ст. 37 ФЗ "О кадастровой деятельности", результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.
Статья 22 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусматривает, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 ст. 22 ФЗ).
Согласно части 1 статье 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу части 3 статьи 39 указанного Закона согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Акт согласования местоположения границ на бумажном носителе оформляется в одном (единственном) экземпляре. В случае подготовки акта согласования местоположения границ в электронном виде допускается его подготовка в виде одного электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями всех заинтересованных лиц - участников согласования, или в виде нескольких электронных документов, подписанных усиленными квалифицированными электронными подписями отдельных заинтересованных лиц - участников согласования (часть 1 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков (ст. 8 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015).
В силу п. 6 ч. 5 ст. 14 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет земельного участка может быть осуществлен в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости, в том числе в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка.
Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 61 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
При этом по смыслу приведенных выше норм права решение суда об исправлении реестровой (кадастровой) ошибки также должно содержать сведения, необходимые для исправления ошибки, то есть сведения о местоположении спорных границ земельного участка.
Следовательно, документом, содержащим необходимые для исправления реестровой (кадастровой) ошибки сведения, является межевой план, содержащий акт согласования границ, подписанный всеми правообладателями смежных земельных участков, а при отсутствии такого акта - решение суда о разрешении спора о границах.
В ходе рассмотрения дела по существу достоверно установлено, что ответчики фактически уклонились от согласования смежной границы с истцом, в связи с чем истец обратилась в суд, поскольку в ином порядке восстановление ее нарушенного права не возможно.
В силу ч. 1 ст. 64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Судом достоверно установлено наличие реестровой ошибки в местоположении границ и площади земельных участков, что, в том числе, в полном объеме подтверждено как заключением ООО «Кароспецстрой» от 13 апреля 2023, так и заключением судебной землеустроительной экспертизы. Доказательств обратного суду не представлено.
Вышеуказанные заключения никем не оспорены, недействительными в установленном законом порядке не признаны.
Таким образом, принимая во внимание установленные судом обстоятельства дела, наличие реестровой ошибки, содержащейся в сведениях ЕГРН в части описания местоположений границ и площади земельного участка, принадлежащего истцу, отсутствие со стороны ответчиков согласования во внесудебном порядке местоположения границ земельного участка, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части признания реестровой ошибкой сведения о координатах поворотных точек границ земельного участка, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, исправления реестровой ошибки в Едином государственном реестре недвижимости в отношении земельного участка кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, путем внесения изменений в сведения о местоположении границ и площади указанного земельного участка по координатам поворотных точек:
н 1 Х 225350.16 Y 3509976.30, н 2 Х 225326.80 Y 3509985.93,
1 Х 225310.04 Y 3509947.80, 2 Х 225300.56 Y 3509927.12,
3 Х 225301.18 Y 3509926.73, 4 Х 225298.69 Y 3509921.61,
5 Х 225292.68 Y 3509910.78, н 3 Х 225310.10 Y 3509900.05,
н 4 Х 225313.78 Y 3509898.40, н 5 Х 225316.35 Y 3509903.53,
н 6 Х 225321.77 Y 3509914.48, н 7 Х 225321.33 Y 3509914.61,
н 8 Х 225322.24 Y 3509916.59, н 9 Х 225323.27 Y 3509916.17,
н 10 Х 225325.68 Y 3509915.17, н 11 Х 225326.38 Y 3509915.03,
н 12 Х 225328.55 Y 3509913.92, н 13 Х 225329.12 Y 3509915.40,
н 14 Х 225336.16 Y 3509931.94, н 15 Х 225333.97 Y 3509935.00,
н 16 Х 225331.55 Y 3509937.62, н 1 Х 225350.16 Y 3509976.30.
Разрешая требования истца исключить сведения из Единого государственного реестра недвижимости о координатах их характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а также исключить сведения из Единого государственного реестра недвижимости о координатах их характерных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами № и №, входящих в состав единого землепользования № (предназначенного для размещения объектов железнодорожного транспорта), суд приходит к следующему.
Предметом доказывания по иску об исправлении реестровой ошибки является возникшая в процессе осуществления кадастровых работ ошибка в документе, воспроизведенная в ЕГРН, наличие которой нарушает права истца. Юридически значимым обстоятельством при разрешении спора об исправлении реестровой (кадастровой) ошибки является установление правильных сведений о местоположении характерных точек границ исходного земельного участка. Исправление реестровой ошибки допускается только в случае отсутствия спора о границах земельных участков.
При обращении в суд с требованием об исправлении реестровой ошибки истец должен представить доказательства того, в чем именно заключается реестровая ошибка, с обоснованием квалификации соответствующих сведений в ЕГРН как ошибочных, и указать способ устранения реестровой ошибки (координаты характерных точек, подлежащие включению в сведения ЕГРН в порядке устранения ошибки).
Заявляя исковые требования об исключении сведений о границах (координатах) смежных земельных участков, считая их ошибочными, истец не уточнил способ исправления ошибки (сведений о местоположении спорной части границы земельных участков ответчиков по координатам поворотных точек).
Как указывает в отзыве представитель филиала ППК «Роскадастр» по Тюменской области, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о местоположении границ спорных земельных участков не является способом исправления реестровой ошибки, о чем также указано в экспертном заключении ООО «Экспертное земельно-градостроительное управление «Кадастр и Оценка Недвижимости» (т.3, л.д. 95).
Исключение сведений об уникальных характеристиках земельных участков из ЕГРН без указания требуемых изменений границ и площади земельных участков, принадлежащих ответчикам, не отвечает понятию реестровой ошибки, указанному в ч. 3 ст. 61 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
С учетом изложенного, в удовлетворении указанных требований надлежит отказать.
Согласно статье 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к которым, согласно статье 94 ГПК РФ, относятся, в числе прочих, расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 1 от 21.01.2016г. «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что при предъявлении иска совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие) распределение судебных издержек производится с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них (статья 40 ГПК РФ, статья 41 КАС РФ, статья 46 АПК РФ).
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком.
С учетом частичного удовлетворения заявленных требований, а также особенностей материального правоотношения, из которого возник настоящий спор, оснований для взыскания с ответчиков в пользу истца пронесенных им расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей (т.1, л.д. 3) у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Роднова А.И. к Маркову А.И., ОАО «Российские железные дороги», Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе о признании реестровой ошибкой места расположения земельных участков, исключении сведений из ЕГРН – удовлетворить частично.
Признать реестровой ошибкой сведения о координатах поворотных точек границ земельного участка, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Исправить реестровую ошибку в Едином государственном реестре недвижимости в отношении земельного участка кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, путем внесения изменений в сведения о местоположении границ и площади указанного земельного участка по координатам поворотных точек:
н 1 Х 225350.16 Y 3509976.30, н 2 Х 225326.80 Y 3509985.93,
1 Х 225310.04 Y 3509947.80, 2 Х 225300.56 Y 3509927.12,
3 Х 225301.18 Y 3509926.73, 4 Х 225298.69 Y 3509921.61,
5 Х 225292.68 Y 3509910.78, н 3 Х 225310.10 Y 3509900.05,
н 4 Х 225313.78 Y 3509898.40, н 5 Х 225316.35 Y 3509903.53,
н 6 Х 225321.77 Y 3509914.48, н 7 Х 225321.33 Y 3509914.61,
н 8 Х 225322.24 Y 3509916.59, н 9 Х 225323.27 Y 3509916.17,
н 10 Х 225325.68 Y 3509915.17, н 11 Х 225326.38 Y 3509915.03,
н 12 Х 225328.55 Y 3509913.92, н 13 Х 225329.12 Y 3509915.40,
н 14 Х 225336.16 Y 3509931.94, н 15 Х 225333.97 Y 3509935.00,
н 16 Х 225331.55 Y 3509937.62, н 1 Х 225350.16 Y 3509976.30.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Ишимский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение составлено 08 февраля 2024 года.
Председательствующий А.А. Калинин