Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6/2023 (2-701/2022;) ~ М-631/2022 от 05.10.2022

35RS0002-01-2022-001120-25

Дело № 2-6/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Чагода                                    19 января 2023 года

Бабаевский районный суд Вологодской области в составе судьи Глатенко Ю.В., при секретаре Евсютиной Е.А., с участием представителя ответчика Аллабергановой В.Л., представителя третьего лица Гибаловой Е.С., рассмотрев гражданское дело по иску главного государственного санитарного врача по городу Череповцу, Череповецкому, Шекснинскому, Кадуйскому, Устюженскому, Чагодощенскому, Бабаевскому районам к МУП «Чагодаводоканал» о понуждении к выполнению законных требований

установил:

Главный государственный санитарный врач по городу Череповцу, Череповецкому, Шекснинскому, Кадуйскому, Устюженскому, Чагодощенскому, Бабаевскому районам обратился в суд в порядке ст. 46 ГПК РФ к МУП «Чагодаводоканал», в котором просил обязать ответчика исполнить требования законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно в срок до 29 декабря 2023 года:

- разработать проект границ зон санитарной охраны для артезианских скважин № ;

- получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии границ зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения - артезианских скважин № 14-к, 1703, 632, 6/84- и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам;

- получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов артезианских скважин – санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов;

- обеспечить выполнение производственного лабораторного контроля качества питьевой воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках производственного контроля качества питьевой воды на 2021-2025 годы, утвержденной руководителем МУП «Чагодаводоканал» и согласованной с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в г. Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевскоми районах

В судебное заседание представитель истца не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме к надлежащему ответчику.

Представитель ответчика Аллаберганова В.Л. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась частично по доводам отзыва.

Представитель ответчика Чагодощенского муниципального округа Вологодской области в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела.

Представитель ответчика Чагодского территориального управления администрации Чагодощенского муниципального округа Вологодской области в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела.

Представитель ответчика администрации городского поселения поселок Чагода в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельный требований относительно предмета спора Гибалова Е.С., не возражала против заявленных требований.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материала дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что ответчик МУП «Чагодаводоканал»» осуществляет деятельность по водоснабжению населения на территории п. Чагода, для чего эксплуатирует объекты централизованного водоснабжения – артезианские скважины .

Указанные объекты централизованного водоснабжения являются собственностью муниципального образования поселок Чагода и переданы предприятию на основании договора о порядке использования имущества муниципального образования поселок Чагода, закреплённого за МУП «Чагодаводоканал» на праве хозяйственного ведения от 07.08.2017.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно ст. 11 вышеназванного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно ст. 32 вышеназванного закона производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п. 77. СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 и приложениями № 2 – № 4 к Санитарным правилам.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.

Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение.

Проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В ходе осуществления уставной деятельности у МУП «Чагодаводоканал» разработана и согласована с территориальным управлением Роспотребнадзора по Вологодской области в г. Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районам программа производственного контроля качества питьевой воды на 2021-2025 годы.

Производственный контроль в местах водозабора (скважин ) согласно программе должен проводится по микробиологическим (ОКБ. ОМЧ, Е.coli, энтерококки), органолептическим (запах, цветность, мутность), обобщенным показателям (водородный показатель, общая минерализация, жесткость общая, окисляемость перманганатная нефтепродукты, ПАВ) – один раз в сезон года; неорганическим, органическим (железо, мышьяк, нитраты, сульфаты, фториды, хлориды, нитрит-ион, ионы аммония и аммиака по азоту, алюминий, барий, бериллий, бор, кадмий, марганец, медь, молибден, никель, ртуть, свинец, селен, стронций, цианиды, цинк, 2,4-Д, остаточный свободный и остаточный связанный хлор, хлороформ), и радиологическим показателям (удельная суммарная альфа-активность, удельная суммарная бета-активность, радон ) – один раз в год.

Производственный контроль перед поступлением в распределительную сеть (станция очистки питьевой воды, <адрес>) в соответствии с программой должен проводиться по микробиологическим и органолептическим показателям – один раз в неделю, по обобщенным показателям – один раз в сезон года; неорганическим, органическим и радиологическим показателям – один раз в год; по показателям, связанным с технологией водоподготовки: остаточный свободный и остаточный связанный хлор -1 раз в час, хлороформ – 1 раз в месяц.

Производственный контроль в распределительной сети (водозаборный кран на вводе в здание гостиницы по адресу: <адрес>; водозаборный кран на вводе в здание по адресу: <адрес>А; водозаборный кран на вводе в здание магазина по адресу: <адрес>) согласно программе должен проводится по микробиологическим и органолептическим показателям, а также по показателям: железо и мышьяк – 4 пробы в месяц.

МУП «Чагодаводоканал», как организация, осуществляющая водоснабжение, надлежащий производственный контроль в соответствии с утвержденной программой не проводит. Последний раз производственный контроль проводился 24.03.2022 (по микробиологическим, органолептическим, радиологическим и химическим показателям).

Нарушение МУП «Чагодаводоканал» требований к осуществлению производственного контроля качества воды в видеоисточниках питьевой воды создает угрозу своевременному выявлению несоответствия качества питьевой воды требованиям законодательства, что может привести к возникновению и распространению среди населения п. Чагода острых химических отравлений, острых кишечных инфекционных и паразитарных заболеваний.

При таких обстоятельствах, суд полагает заявленное к МУП «Чагодаводоканал» требование подлежащим удовлетворению.

Рассматривая требование истца о возложении обязанности по разработке проекта границ зон санитарной охраны артезианских скважин, получения санитарно-эпидемиологических заключений, суд приходит к следующему.

Установлено, что артезианские скважины являются собственностью муниципального образования поселок Чагода и находятся в хозяйственном ведении МУП «Чагодаводоканал».

Для артезианских скважин не разработан проект границ зон санитарной охраны, а также не получены санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии границ зон санитарной охраны указанных подземных источников питьевого водоснабжения и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.

Кроме того, использование артезианских скважин осуществляется без санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов артезианских скважин санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов.

Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

В п. 3 данной статьи установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В соответствии со ст. 11 указанного федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14.03.2022 № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.

Данные правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В силу п. 1.15 указанных санитарных правил и норм санитарные мероприятия в пределах первого пояса ЗСО должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов - владельцами объектов, оказывающих отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Согласно п. 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

В соответствии с п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых данными СанПиН.

В силу п. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст. ст. 24 - 27 данного кодекса.

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 27 названного кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится осуществление мер по охране таких водных объектов.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что органы местного самоуправления не освобождены от обязанности по разработке проекта границ санитарной охраны для артезианских скважин и получению соответствующих санитарно-эпидемиологических заключений.

Из материалов дела следует, что органом местного самоуправления данная работа ведется, имеется заключенный с <данные изъяты> договор на выполнение работ по разработке проекта границ зоны санитарной охраны водозабора для 11 источников подземного водоснабжения.

В связи реорганизацией органов местного самоуправления территориальным органом, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции на территории Чагодощенского муниципального округа в пределах административных границ п. Чагода является Чагодское территориальное управление администрации Чагодощенского муниципального округа, которое также является правопреемником администрации городского поселения поселок Чагода.

Таким образом, надлежащим ответчиком является Чагодское территориальное управление администрации Чагодощенского муниципального округа и на него должны быть выложены обязанности по разработке проекта границ зон санитарной охраны для артезианских скважин и получению санитарно-эпидемиологических заключений.

При этом, суд не находит оснований для освобождения МУП «Чагодаводоканал» от возложения вышеуказанных обязанностей.

Чагодское территориальное управление администрации Чагодощенского муниципального округа в соответствии с Положением о Чагодском территориальном управлении администрации Чагодощенского муниципального округа осуществляет от имени и пределах полномочий администрации Чагодощенского муниципального округа функции учредителя МУП «Чагодаводоканал», функции владения и пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального округ и переданным Управлению на праве оперативного управления (п. 3.1.20, 3.2.1 Положения).

Органом местного самоуправления в целях осуществления своих полномочий в сфере водоснабжения населения учреждено МУП «Чагодаводоканал», одним из основных видов деятельности которого является обеспечение населения питьевой водой.

В соответствии со ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Имущество МУП «Чагодаводоканал» передано на праве хозяйственного ведения на основании договора от 07.08.2017.

В соответствии со ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Проанализировав положения ст. 294, 295 ГК РФ, положения договора от 07.08.2017 суд приходит к выводу о том, что МУП «Чагодаводоканал» ограничено только в праве распоряжения переданного ему имущества: требуется согласие собственника на продажу, аренду недвижимого имущества, совершение крупных сделок, осуществление заимствования и др. (п.2.2 Договора). Каких-либо ограничений в отношении переданных объектов недвижимости с целью совершения действий, необходимых для выполнения предприятием своей деятельности в соответствии с требованиями законодательства, договор не содержит.

Более того, нормами вышеназванного законодательства и СанПин 2.1.4.1110-02 на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников эксплуатацию систем водоснабжения. Данные правила обязательны для всех субъектов водоснабжения.

Таким образом, указанные требования в отношении МУП «Чагодаводоканал» подлежат удовлетворению.

Суд полагает, что в отношении артезианской скважины также должны быть проведены работы, указанные истцом.

Из представленного суда акта от 20.01.2018 следует, что произведена консервация артезианской скважины .

Согласно п. 3.5 «СП 2.1.5.1059-01. 2.1.5. Водоотведение населенных мест. Санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. Санитарные правила» утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 16.07.2001, буровые скважины на воду, в том числе поисковые, разведочные, эксплуатационные, наблюдательные, которые непригодны к эксплуатации или использование которых прекращено, должны быть ликвидированы или законсервированы в установленном порядке. Указанное распространяется и на водозаборные скважины.

Консервация неиспользуемых скважин осуществляется пользователями недр в соответствии с проектной документацией на консервацию указанных скважин (п. 16 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 № 94).

Указанная скважина не ликвидирована, проект консервации скважины суду не представлен, при этом консервация не исключает возобновления пользования скважиной, в связи с чем требования, предъявляемые к эксплуатации скважины, должны быть выполнены.

Суд считает достаточными срок исполнения заявленной истцом обязанности, поскольку для устранения вышеуказанных нарушений требуются временные и финансовые затраты.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

    Исковые требования главного государственного санитарного врача по городу Череповцу, Череповецкому, Шекснинскому, Кадуйскому, Устюженскому, Чагодощенскому, Бабаевскому районам удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Чагодаводоканал» (ОГРН 1173525023210, ИНН 3522004605), Чагодское территориальное управление администрации Чагодощенского муниципального округа Вологодской области (ОГРН 1223500013615, ИНН 3522004877) в срок до 29 декабря 2023 года:

- разработать проект границ зон санитарной охраны для артезианских скважин ;

- получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии границ зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения - артезианских скважин и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам;

- получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов артезианских скважин – санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов;

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Чагодаводоканал» (ОГРН 1173525023210, ИНН 3522004605), в срок до ДД.ММ.ГГГГ:

- обеспечить выполнение производственного лабораторного контроля качества питьевой воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках производственного контроля качества питьевой воды на 2021-2025 годы, утвержденной руководителем МУП «Чагодаводоканал» и согласованной с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в г. Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах.

    Настоящее решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Бабаевский районный суд (в п. Чагода) в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Судья                                Ю.В. Глатенко

Решение в окончательной форме изготовлено 26 января 2023 года

Копия верна:

Судья                                Ю.В. Глатенко

2-6/2023 (2-701/2022;) ~ М-631/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ТО Управление Роспотребнадзора
Ответчики
МУП "Чагодаводоканал"
Чагодощенский муниципальный округ
Администрация ГП п. Чагода
Чагодского территориального управления администрации Чагодощенского муниципального округа Вологодской области
Суд
Бабаевский районный суд Вологодской области
Судья
Глатенко Юлия Викторовна
Дело на сайте суда
babaevsky--vld.sudrf.ru
05.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.10.2022Передача материалов судье
06.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.10.2022Судебное заседание
24.11.2022Судебное заседание
19.12.2022Судебное заседание
12.01.2023Судебное заседание
19.01.2023Судебное заседание
26.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2023Дело оформлено
28.02.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее