Гр.дело № 2–77/2024 Мотивированное решение
УИД 51RS0007-01-2023-001651-14 изготовлено 12 февраля 2024 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 февраля 2024 г. город Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Быкова Н.Б.,
при секретаре судебного заседания Садыриной К.Н.,
с участием помощника прокурора г. Апатиты Лустача К.Д.,
представителя ответчика ООО «ОФИЖ» Чуднецовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания «Имандра», ТСЖ «Космонавтов 38», ООО «ОФИЖ» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства,
установил:
Прокурор г. Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Управляющая компания «Имандра» об устранении нарушений законодательства.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой г. Апатиты проведена проверка соблюдения законодательства при эксплуатации на территории муниципального образования г. Апатиты детских игровых и спортивных площадок.
В ходе проведенной проверки установлено, что под управлением ООО «Управляющая компания «Имандра» на основании договоров управления многоквартирными домами от 16.10.2019, 20.03.2020, 01.01.2020, 01.04.2020, 01.07.2021 находятся многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам <адрес> Указанные многоквартирные дома, расположены на земельных участках с кадастровыми номерами <№>, на которых находятся игровые площадки в ненадлежащем техническом состоянии.
Вышеуказанные земельные участки являются в силу закона общей долевой собственностью собственников помещений соответствующих МКД. Заключая соответствующие договоры и получая плату от жителей МКД, ООО «УК Имандра» обязано осуществлять обслуживание вышеперечисленных игровых площадок в соответствии с установленными правовыми и техническими нормами.
В ходе проверки установлено, что у ООО «УК Имандра» отсутствуют документы на оборудование указанных игровых (спортивных) площадок, журнал контроля за техническим состоянием оборудования и ремонта, график ежедневного визуального осмотра, графики проведения осмотров. Обслуживание игровых (спортивных) площадок не осуществляется, указанные площадки в состав общего имущества МКД не входят. Кроме того, на игровых (спортивных) площадках отсутствуют информационные таблички или доски, содержащие номера телефонов для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования, а также на оборудовании отсутствуют таблички, содержащие наименование и адрес изготовителя или его уполномоченного представителя, год введения в эксплуатацию, обозначение оборудования по ГОСТ 2.201 и ОК 012 (п. 6.2. ГОСТ Р 52169-2012).
В ходе визуального осмотра детских игровых (спортивных) площадок установлено, что в нарушение ГОСТ 52169-2012 элементы оборудования имеют многочисленные повреждения, способные нанести травмы детям.
Отсутствие эксплуатирующей организации и ответственных лиц, осуществляющих контроль технического состояния оборудования (форм), установленных на детской площадке, недопустимо. Бездействие управляющей компании в части ненадлежащего содержания общего имущества не отвечает интересам как собственников общего имущества МКД, так и иных лиц, пользующихся детскими площадками.
Просил обязать ООО «УК Имандра» в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения, а именно: провести мероприятия, направленные на включение игровых (спортивных) площадок в состав общего имущества МКД многоквартирных домов; обеспечить наличие паспортов на оборудование игровых (спортивных) площадок; обеспечить контроль технического состояния оборудования игровых (спортивных) площадок путем проведения регулярного визуального осмотра, функционального осмотра и ежегодного осмотра; обеспечить разработку и установку информационных табличек или досок, содержащих номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования; обеспечить наличие и постоянное хранение эксплуатационной документации игровых (спортивных) площадок; установить таблички, содержащие наименование и адрес изготовителя или его уполномоченного представителя, год введения в эксплуатацию, обозначение оборудования по ГОСТ2.201 и ОК 012 (п. 6.2 ГОСТ Р 52169-2012) на оборудовании на видном и доступном месте; устранить повреждения элементов оборудования игрового комплекса.
Протокольным определением от 23 октября 2023 г. к участию в деле в качестве соответчиков по ходатайству представителя истца привлечены ООО «УК «Вершины», ООО «УК «Вторая управляющая +», ООО «ОФИЖ», ООО «УК Вектор», ТСЖ «Космонавтов 38», муниципальное образование г. Апатиты в лице Администрации г. Апатиты; в качестве третьего лица МКУ г. Апатиты «УГХ», поскольку в ходе проведения работ по уточнению границ земельных участков, на которых находятся спорные площадки, установлено, что ряд игровых площадок находятся на земельных участках, относящихся к нескольким МКД, управление которыми осуществляют вышеуказанные управляющие компании, а также принимая во внимание, что игровое оборудование в районе <адрес> расположено на участке в пределах кадастрового квартала с кадастровым номером <№> на землях, свободных от прав третьих лиц.
Определением от 28 ноября 2023 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Гестия»; в качестве третьего лица Алексеев Р.В.; из гражданского дела № 2-1464/2023 (№ 2-17/2024) в отдельные производства выделены требования прокурора о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства относительно детских площадок, расположенных в районе многоквартирных домов по адресам: <адрес>
Определением от 5 февраля 2024 г. производство по делу в части ряда требований прокурора, а также требований, предъявленных к муниципальному образованию г. Апатиты в лице Администрации города Апатиты прекращено в связи с отказом от иска в части.
До рассмотрения дела по существу прокурор неоднократно изменял исковые требования, с учетом последних уточнений, прокурор просит обязать ООО «УК «Имандра», ТСЖ «Космонавтов, 38», ООО «ОФИЖ» в солидарном порядке в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства на игровом оборудовании – игровой комплекс, качели типа «маятник», песочница, расположенном на земельном участке с кадастровым номером <№> в районе многокаморных домов <адрес>:
- провести визуальный, функциональный и ежегодный основной осмотры указанного игрового оборудования, в соответствии с требованиями пункта 6.4 «ГОСТ Р 52301-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования»;
- обеспечить разработку и установку информационной таблички или доски, содержащих номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования, в соответствии с требованиями пункта 7.5 ГОСТ Р 52301-2013;
- обеспечить наличие и постоянное хранение эксплуатационной документации (акты осмотра и проверки, графики осмотра), в соответствии с требованиями пункта 7.4 ГОСТ Р 52301-2013.
Обязать ООО «УК «Имандра», ТСЖ «Космонавтов, 38», ООО «ОФИЖ» в солидарном порядке в срок до 01.06.2024 устранить нарушения требований законодательства на игровом оборудовании – игровой комплекс, качели типа «маятник», песочница, расположенном на земельном участке с кадастровым номером с кадастровым номером <№> в районе многокаморных домов <адрес>, устранить имеющиеся на поверхностях элементов оборудования из древесины дефекты – заусенцы, сколы, острые края в соответствии с п. 4.3.5, 4.3.7 ГОСТ Р 52169-2012; элементы оборудования из металла защитить от коррозии в соответствии с п. 4.3.3 ГОСТ Р 52169-2012; устранить шероховатые поверхности, способные нанести травму несовершеннолетним в соответствии с п. 4.3.8 ГОСТ Р 52169-2012.
В судебном заседании представитель истца поддержал уточненные исковые требования, настаивая на их удовлетворении.
Представитель ООО «УК «Имандра», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, не явился, согласно представленным в материалы дела возражениям просит в удовлетворении исковых требований к ООО «УК «Имандра» отказать, в обоснование возражений приведя доводы о том, что решение о включении игрового оборудования детской площадки в состав общего имущества собственниками многоквартирного дома, управление которым на основании договора осуществляет управляющая организация, не принималось, соответственно плата за содержание детской площадки не взимается, её обслуживание управляющей организацией не производится. Площадка не является изолированным объектом и предназначена для использования неограниченным кругом лиц. Кроме того, обратив внимание, что спорное имущество ежегодно обслуживалось и ремонтировалось за счет лимитов средств бюджетных ассигнований МКУ г. Апатиты «УГХ». Также указав, что игровое оборудование является бесхозяйным и должно быть принято на баланс Администрации города Апатиты, а принимая во внимание, что границы земельного участка, на котором установлено оборудование, не установлены, считает, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация города Апатиты. Находит, что проверка проведена прокуратурой г. Апатиты с нарушением действующего законодательства.
Представитель ТСЖ «Космонавтов 38», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, не явился, согласно представленным в материалы дела возражениям в удовлетворении исковых требований просит отказать, в обоснование возражений привел доводы аналогичные доводам, приведенным ответчиком ООО «УК «Имандра».
Представитель ответчика ООО «ОФИЖ» в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, предъявленных к ООО «ОФИЖ», поддержав доводы ответчиков ООО «УК «Имандра» и ТСЖ «Космонавтов 38». Также указал, что согласно протоколу общего собрания от 20 февраля 2014 г. собственниками МКД <адрес> выбран способ управления МКД – непосредственное управление собственниками помещений в МКД. Собственники указанного МКД заключили с ООО «ОФИЖ» договор на оказание услуг по обслуживанию и ремонту общего имущества (договор подряда). Таким образом, Общество является обслуживающей организацией (подрядчиком), выполняющем те или иные виды работ и услуг, оговоренные договором, поэтому сложившиеся правоотношения регулируются гражданским законодательством, а не жилищным. Отметил, что ответственность за надлежащее содержание общего имущества несут сами собственники данного МКД, в связи с чем ООО «ОФИЖ» не является надлежащим ответчиком по рассматриваемому делу. Кроме того отметил, что на спорном земельном участке помимо многоквартирных домов расположено также нежилое помещение по адресу: <адрес>, собственником которого является Попович А.Ю. Считает, что Попович А.Ю. также должен нести ответственность за содержание спорной детской площадки.
Представитель третьего лица Управления коммунальной инфраструктуры и муниципального жилищного контроля администрации г. Апатиты, третье лицо Алексеев Р.В., о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, в судебное заседание не явились.
Представитель третьего лица МКУ г. Апатиты «УГХ», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, не явился, просит дело рассмотреть в свое отсутствие, представил письменный отзыв, в котором указал, что обязанность по содержанию игровых площадок, расположенных в пределах границ земельного участка конкретного МКД, возложена на управляющие компании.
Третье лицо Попович А.Ю., привлеченный к участию в деле протокольным определением от 23 января 2024 г., извещенный о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке, не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие, о чем свидетельствует соответствующее заявление поданное его представителем.
Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом.
Заслушав прокурора, представителя ответчика ООО «ОФИЖ», исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, общей долевой собственностью собственников помещения в многоквартирном доме является земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома, и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем и безопасность для жизни и здоровья граждан (пункт 10 Правил).
В силу пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан.
В соответствии со статьей 138 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья обязано осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса.
Таким образом, вышеуказанными нормами материального права на управляющую организацию и товарищество собственников жилья прямо возложена обязанность по содержанию общего имущества, в том числе игровых и спортивных площадок многоквартирных жилых домов, вне зависимости от собственника и пользователя земельного участка, на котором расположено общее имущество многоквартирного дома.
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии, установленная ч. 1 ст. 36, ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. "ж" п. 2, п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, равным образом относится к детским игровым и спортивным площадкам.
При этом, содержание всех элементов благоустройства в границах придомовой территории относится к обязанностям лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, независимо от того, упомянуты ли они в договоре и имеется ли по вопросу их выполнения решение общего собрания собственников помещений в жилом доме.
Придомовая территория, которая является частью общего имущества МКД – это земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен дом и предназначенные для его обслуживания и эксплуатации объекты, в том числе коллективные автостоянки, детские и спортивные площадки. Границы земельного участка определяются на основании данных государственного кадастрового учета (пп. "е", "ж" п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 указанного Закона земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Вопросы о порядке использования, благоустройства придомовой территории решаются путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме посредством очного и заочного, а также очно-заочного голосования (ст. ст. 44, 44.1 ЖК РФ).
Однако существуют правила по благоустройству придомовой территории, предусмотренные следующими актами:
- Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290;
- Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491;
- Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации);
В соответствии с пунктом 3.5.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, территория каждого домовладения, как правило, должна иметь детскую площадку, а в перечень работ по содержанию жилых домов входят работы по ремонту детских площадок.
Эксплуатантом детских игровых и спортивных площадок признается общество, организация, корпорация, объединение или частное лицо с соответствующими полномочиями и ответственностью за эксплуатацию оборудования (п. 3.5 ГОСТ Р 52301-2013). По смыслу п. 7.4 названного стандарта вся документация на оборудование детской площадки, включая паспорт, графики проведения осмотров, журналы и акты осмотров, подлежит постоянному хранению именно у эксплуатанта.
В качестве эксплуатанта выступает владелец, управляющая организация, обслуживающая многоквартирный дом, в общее имущество собственников которого входит и элементом благоустройства которого является соответствующая площадка.
При эксплуатации детских площадок обязательному исполнению подлежат требования ГОСТ Р 52169-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования" и ГОСТ Р 52301-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок.
Способы управления МКД перечислены в части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 2.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно ч. 2.2. ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией товарищество осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
На основании частей 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Как установлено судом, ООО «УК «Имандра» осуществляет управление <адрес> на основании договоров управления МКД от 15 января 2020 г., 16 января 2020 г., 4 февраля 2020 г.
Протоколом общего собрания собственников помещений в МКД <адрес> от 21 марта 2008 г. принято решение о создании товарищества собственников жилья «Космонавтов 38», осуществляющее управление указанным многоквартирным домом.
Протоколом общего собрания собственников помещений в МКД <адрес> от 20 февраля 2014 г. выбран способ управления многоквартирным - непосредственное управление собственниками помещений в МКД.
На основании договора № Д346/2022 от 1 марта 2022 г., заключенного между собственником МКД <.....> Алексеевым Р.В. и ООО «ОФИЖ», Общество осуществляет возмездное оказание (выполнение) Управляющей организацией комплекса услуг и (или) работ по надлежащему содержанию и ремонту Общего имущества в доме.
Вышеуказанные МКД <адрес> расположены на земельном участке с кадастровым номером <№>.
По сведениям филиала ППК «Роскадастр» по Мурманской области, земельный участок с кадастровым номером <№> кадастровый квартал <№>, расположенный по адресу: <адрес>
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, земельный участок с кадастровым номером <№>, на котором расположены МКД <адрес>, расположена игровая площадка, состоящая из следующих элементов: игровой комплекс, качели типа «маятник», песочница.
Как следует из имеющегося в материалах дела акта и фототаблицы от 30 мая 2023 г., в ходе визуального осмотра детской площадки установлено, что спорная детская площадка находится в ненадлежащем техническом состоянии, не отвечающим требованиям к эксплуатации: отсутствует информационная табличка, отсутствует номер телефона для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования. Песочница, не соответствует требованиям безопасности, деревянные борта песочницы не окрашены, имеют острые края, частично разрушены. Часть деревянных элементов игрового оборудования не окрашена (домик-беседка, игровой комплекс) вследствие износа, ввиду чего образовались острые края, имеются бранные надписи.
В судебном заседании прокурор поддержал доводы заявленных требований, согласно которым визуальный, функциональный и ежегодный основной осмотры игрового оборудования на вышеуказанном земельном участке не проводится, у управляющей компании, ТСЖ отсутствуют журналы контроля за техническим состоянием оборудования, что не оспаривается представителями ответчиков.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что игровая площадка, расположенная на земельном участке МКД № МКД <адрес> относится к элементам благоустройства многоквартирного дома и в силу прямого указания закона (часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпунктов "е", "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме) входит в состав общего имущества с момента их установки, вне зависимости от отражения их наличия в договоре управления домом.
Перечисленные выше нормативные положения предусматривают прямую обязанность управляющей компании, ТСЖ, лиц, выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме по своевременному выявлению соответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а в случае отсутствия сведений в технической документации на многоквартирный дом, принять все меры к их восстановлению, в порядке, установленном Правилами о порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416. При этом, материалы дела не содержат сведений о соблюдении представителями данных организаций указанного порядка.
Правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования, могут регулировать вопросы содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями, организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями, размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм (ч. 1, п. п. 1, 5 и 7 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Судом установлено, что решением Совета депутатов МО город Апатиты от 23.10.2017 N 548 (ред. от 27.12.2022) утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, согласно пункту 1.3 которых под объектом благоустройства территории понимаются территории, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории районов города, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории муниципального образования; под элементами благоустройства понимаются в том числе детские площадки, спортивные площадки, малые архитектурные формы, элементы озеленения и т.д.; под придомовой территорией - земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположено здание (сооружение) и предназначенные для его обслуживания и эксплуатации объекты, сформированный в границах, установленных при выполнении кадастровых работ по участку застройки, а в случаях, когда кадастровые работы не выполнены, - в границах земельного участка, учтенного в техническом паспорте на здание (сооружение); под земельным участком в составе общего имущества многоквартирного дома - земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанном земельном участке объектами. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Суд, с учетом содержащихся в Правилах благоустройства территории муниципального образования города Апатиты норм о том, что детские площадки относятся к элементам благоустройства, содержание в надлежащем состоянии которых относится, в том числе, к обязанности управляющей компании, ТСЖ, лиц, выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме, приходит к выводу о том, что игровое оборудование является общедомовым имуществом собственников помещений многоквартирных домов МКД <адрес>, расположено на придомовых территориях данных домов, в связи с чем в силу вышеприведенных норм права ответчики ООО «УК «Имандра», ТСЖ «Космонавтов 38», ООО «ОФИЖ» не могут быть освобождены от обязанности устранить обнаруженные на детской игровой площадке нарушения.
Доводы о том, что спорное игровое оборудование не включено в состав общего имущества собственников МКД, не освобождают управляющую организацию, ТСЖ, лиц, выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме от обязанности обеспечивать надлежащее состояние детской игровой площадки на придомовой территории.
Суждения о том, что земельные участки не сформированы под многоквартирными жилыми домами суд считает несостоятельными, поскольку собственники помещений в многоквартирном доме праве владеть и пользоваться земельным участком в той мере, в которой необходимо для эксплуатации многоквартирного дома, а также объектов входящих в состав общего имущества в объеме прав и обязанностей предусмотренных статьями 36, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судом также отклоняются доводы о том, что отсутствие сведений о формировании расположенного под многоквартирным домом земельного участка и его постановки на кадастровый учет, исключает отнесение такого земельного участка к общему имуществу собственников многоквартирного дома, а также обязанность управляющих компаний, ТСЖ и лица, выполняющего работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений по содержанию спорной детской площадки, как необоснованные, поскольку факт отсутствия или наличия государственного кадастрового учета земельного участка под многоквартирными жилыми домами имеет значение для определения собственника земельного участка, но не влияет на обязанность управляющей организации поддерживать порядок на придомовой территории, обеспечивать надлежащее состояние детской площадки как элемента благоустройства.
При этом, согласно представленной выписки из Роскадастра, земельный участок с кадастровым номером <№> на котором расположены МКД <адрес> зарегистрирован, ему присвоен кадастровый номер, участок имеет вид разрешенного использования – для жилой застройки; сведения об объекте недвижимости имеет статус «актуальные, ранее учтенные»; особые отметки – «общая долевая собственность», «доля в праве пропорциональна размеру общей площади помещения». С заявлением об уточнении границ земельных участков представители управляющих организаций не обращались.
При таких обстоятельствах оснований для признания игрового оборудования бесхозяйным у суда не имеется.
Доводы представителя ответчика о ежегодном обслуживании и ремонте игрового оборудования за счет бюджетных ассигнований, опровергается ответом МКУ г. Апатиты «УГХ», приложением к Постановлению Администрации г. Апатиты от 15 февраля 2016 года № 149, и реестром муниципальной собственности, согласно которым игровая площадка в составе муниципального имущества не числится, в оперативное управление МКУ г. Апатиты «УГХ» не передавалась, её обслуживание в рамках какого-либо муниципального контракта не осуществляется.
Утверждения о том, что ответственность за содержание спорной игровой площадки должен нести также собственник нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> Попович А.Ю. (третье лицо) безосновательны, поскольку из разъяснений, данных в пунктах 66 - 69 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Как следует из материалов дела, нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> используется в коммерческих целях, что подтверждается письменными объяснениями представителя собственника Поповича А.Ю. – ЧАА, выпиской из ЕГРЮЛ в отношении данного объекта недвижимости и выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Альбион-2022».
Мнение о наличии в действиях прокурора нарушений законодательства при проведении проверки основаны на неправильном понимании норм права, поскольку на проверку, проводимую в рамках исполнения прокуратурой функции прокурорского надзора, не распространяются процессуальные требования Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в силу прямого указания на это в подпункте 3 пункта 3 статьи 1 Закона.
На основании п. 1 ст. 322 Гражданского кодекса Российской Федерации солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. Поскольку спорное игровое оборудование находится на земельном участке, на котором расположены МКД <адрес>, обслуживаемые ООО «УК «Имандра», ТСЖ «Космонавтов 38, ООО «ОФИЖ», то порождает у ответчиков солидарную обязанность по устранению нарушений действующего законодательства.
Исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд соглашается со сроком, предложенным прокурором - в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства в части обязания провести визуальный, функциональный и ежегодный основной осмотры указанного игрового оборудования; обеспечить разработку и установку информационных табличек или доски, содержащих номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования; обеспечить наличие и постоянное хранение эксплуатационной документации (акт осмотра и проверки, графики осмотров), а также с предложенным прокурором сроком – в срок до 1 июня 2024 г. для устранения повреждений игрового оборудования, с учетом климатических условий и объема выявленных дефектов, полагая указанные сроки разумными и достаточными.
На основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина, от уплаты которой прокурор г. Апатиты при предъявлении иска был освобожден, взыскивается с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации за удовлетворенное требование неимущественного характера с ответчиков ООО «Управляющая компания «Имандра», ТСЖ «Космонавтов 38», ООО «ОФИЖ» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 100 рублей с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора города Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания «Имандра», ТСЖ «Космонавтов 38», ООО «ОФИЖ» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства удовлетворить.
Обязать ООО «УК «Имандра», ТСЖ «Космонавтов, 38», ООО «ОФИЖ» в солидарном порядке в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства на игровом оборудовании – игровой комплекс, качели типа «маятник», песочница, расположенном на земельном участке с кадастровым номером <№> в районе многокаморных домов <адрес>
- провести визуальный, функциональный и ежегодный основной осмотры указанного игрового оборудования, в соответствии с требованиями пункта 6.4 «ГОСТ Р 52301-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования»;
- обеспечить разработку и установку информационной таблички или доски, содержащих номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования, в соответствии с требованиями пункта 7.5 ГОСТ Р 52301-2013;
- обеспечить наличие и постоянное хранение эксплуатационной документации (акты осмотра и проверки, графики осмотра), в соответствии с требованиями пункта 7.4 ГОСТ Р 52301-2013.
Обязать ООО «УК «Имандра», ТСЖ «Космонавтов, 38», ООО «ОФИЖ» в солидарном порядке в срок до 1 июня 2024 г. устранить нарушения требований законодательства на игровом оборудовании – игровой комплекс, качели «маятник», песочница, расположенном на земельном участке с кадастровым номером с кадастровым номером <№> в районе многоквартирных домов <адрес>
- устранить имеющиеся на поверхностях элементов оборудования из древесины дефекты – заусенцы, сколы, острые края в соответствии с п. 4.3.5, 4.3.7 ГОСТ Р 52169-2012;
- устранить шероховатые поверхности, способные нанести травму несовершеннолетним в соответствии с п. 4.3.8 ГОСТ Р 52169-2012;
- элементы оборудования из металла защитить от коррозии в соответствии с п. 4.3.3 ГОСТ Р 52169-2012;
Взыскать с ООО «Управляющая компания «Имандра», ТСЖ «Космонавтов 38», ООО «ОФИЖ» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 100 (сто) рублей, с каждого.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд Мурманской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Б. Быкова