Дело №
УИД: 05RS0№-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 27 октября 2023г.
Магарамкентский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Исмаилова И.Н.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> к Администрации МР «<адрес>», Администрации СП «сельсовет Магарамкентский» об обязании обеспечить: - в течение 5 месяцев со дня вступления в силу решения суда обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в населенных пунктах АСП «сельсовет Магарамкентский» <адрес>; - проведение ежедневной уборки, периодической дезинсекции и дератизации контейнерных площадок, ежедневную очистку контейнерных площадок после погрузки ТКО в мусоровоз,
УСТАНОВИЛ:
ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> обратилось в суд с иском к Администрации МР «<адрес>», Администрации СП «сельсовет Магарамкентский» об устранении нарушений санитарного законодательства.
Исковые требования мотивированы тем, что ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> является территориальным органом федерального органа исполнительной власти и в соответствии с п. 5.1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004г. № «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» осуществляет контроль (надзор) за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей на территории населенных пунктов АСП «сельсовет Магарамкентский» <адрес>. В ходе проведения санитарно-гигиенического обследования по поручению ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> № от 12.07.2023г., ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по <адрес> в <адрес>» актом санитарно-гигиенического обследования от 27.07.2023г. установлены нарушения требований законодательства при реализации деятельности АМР «<адрес>», полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>.
Проект «Генеральная схема санитарной очистки территории сельского поселения «сельсовет Магарамкентский», <адрес>» (далее - Генеральная схема очистки) при проведении санитарно-гигиенического обследования территории населенного пункта не представлен. В связи, с чем не удалось выяснить: - данные по современному состоянию системы санитарной очистки и уборки; - материалы по организации и технологии сбора и вывоза коммунальных отходов; - расчетные нормы и объемы работ; - методы обезвреживания отходов; - технологию механизированной уборки улиц, дорог, площадей, тротуаров и обособленных территорий; - графическую часть и основные положения схемы.
Во всех контейнерных площадках ограждение с 3-х сторон металлическим ограждением - высотой 120см. и с фасадной стороны ограждение открываемое, имеет щеколду и при нашем обследовании было разобрана в нарушении СП ДД.ММ.ГГГГ-21 раздел 2, п.3.
Во всех контейнерных площадках не предусмотрены контейнеры для каждого вида отходов или группы однородных отходов, исключающие смешивание различных видов отходов или групп отходов, а также отсутствует навес и закрывающие крышки над контейнерами, в нарушении СП ДД.ММ.ГГГГ-21 Приложение №.
Все контейнерные площадки не обеспечиваются проведением уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением N 1 к Санитарным правилам, в нарушении СП ДД.ММ.ГГГГ-21 раздел 2, п.8.
Пункт 6 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 не выполняется, т.к. не представили установленные нормативами накопления ТКО. (На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО).
Не осуществляют промывку контейнеров, а также не удалось выяснить где осуществляют мойку с дезинфекцией транспортного средства предназначенный, для перевозки отходов (1 раз в 10 дней в соответствии п. 16. СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21.
Санитарное содержание контейнерных площадок на момент проверки не удовлетворительное, территория вокруг площадки имеют частичное загрязнение и согласно графика вывоз ТКО, которые осуществляют 1 раз в неделю, независимо от погодных условий и времени года вывоз ТКО проводится по установленному графику 1 раз в 7 дней, согласно договору с ООО «Юг - сервис», что является нарушением установленных требований пункта 11 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санигарно-противоэпидемических(профилактических) мероприятий».
(в холодное время года, когда температура ниже плюс 5 градусов вывоз ТКО должны осуществляться 1 раз в 3 дня, а теплое время года когда температура воздуха выше 5 градусов вывоз ТКО должны осуществляться ежедневно.
В нарушении статей 8, 13.3, 13.4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N1039,1156 от 12.11.2016г. (изм. 25.08.2008г. №), гл.2 п.3 СП ДД.ММ.ГГГГ-21 имеющееся количество контейнерных площадок не удовлетворяют потребности жителей.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Пунктом 1 статьи 22 вышеуказанного Федерального закона закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с положением ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее-Закон № 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; под накоплением отходов-складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункты 1, 3 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены санитарные правила и нормы СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21).
Пунктом 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 установлено, что контейнерные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
На основании п.8 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением N 1 к Санитарным правилам.
Пунктом 10 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 установлено, что контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КТО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки.
В соответствии с приложением N 1 к СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, в случае если расстояние от объектов нормирования составляет от 15 до 20 метров, навес над мусоросборниками (за исключением бункеров) обязателен.
П.14, п.18 ч.1 ст.15 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Частями 2-3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Ответственность за содержание контейнерных площадок, в т.ч. за оборудование контейнерных площадок с твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, с ограждением, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, а также за обеспечение проведения уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов, а также очистку контейнерной площадки от мусора после погрузки мусора из контейнеров в мусоровоз, лежит на ответчике АМР «<адрес>», и соответчике АСП «сельсовет Магарамкентский».
Выявленные нарушения законодательства не обеспечивают защиту гарантированного ст.42 Конституцией Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает - реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории населенных пунктов АСП «сельсовет Магарамкентский» и АМР «<адрес>».
В силу ч.1 ст.24.6, ч.5 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с Отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно п.10 ст.24.6 указанного закона операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Частью 4 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно п.2 ч.1 ст.51 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
На основании изложенного просят обязать ответчика МР «<адрес>» и сответветчика АСП «сельсовет Магарамкентский», обеспечить:
- в течение 5 месяцев со дня вступления в силу решения суда обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий» в населенных пунктах АСП «сельсовет Магарамкентский» <адрес>;
- проведение ежедневной уборки, периодической дезинсекции и дератизации контейнерных площадок, ежедневную очистку контейнерных площадок после погрузки ТКО в мусоровоз.
Истец ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.
Ответчик Администрации МР «<адрес>» и соответчик АСП «сельсовет Магарамкентский», извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела в суд своего представителя не направили.
Согласно ст.167 ГПК РФ, лица участвующие в деле обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
Изучив материалы гражданского дела, и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Данные положения Конституции РФ развиваются в ст.8 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», где указано, что граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека.
Согласно ст.1 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население должно обеспечиваться санитарно-эпидемиологическим благополучием, которое представляет собой состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие фактора среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в соответствии с п. 5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 322, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Пунктом 5.9 Положения предусмотрено, что Роспотребнадзор осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу.
В соответствии с ч.2 ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).Пунктом 1 части 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ, пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
В соответствии с положением ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее-Закон № 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; под накоплением отходов-складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В силу п.4 ст.8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится:
- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра - мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
Статьей 13.4 названного закона установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п.3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 12).
В силу п.п. 3 и 4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Аналогичные требования были предусмотрены СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований" (действовавших до ДД.ММ.ГГГГ) и СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (действовавших до ДД.ММ.ГГГГ).
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее-Правила), которые определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу данных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации.
Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 28.01.2021г. утверждены СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее по тексту - Санитарные правила).
В соответствии с п. 3 Санитарных правил на территориях городских и сельских поселений (далее-населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее-ТКО).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки. Также расстояние от контейнерных площадок и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров (п.4 Санитарных правил).
На основании п.8 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением N 1 к Санитарным правилам.
Пунктом 10 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 установлено, что контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КТО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки.
В соответствии с приложением N 1 к СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, в случае если расстояние от объектов нормирования составляет от 15 до 20 метров, навес над мусоросборниками (за исключением бункеров) обязателен.
П.14, п.18 ч.1 ст.15 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Частями 2-3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Ответственность за содержание контейнерных площадок, в т.ч. за оборудование контейнерных площадок с твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, с ограждением, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, а также за обеспечение проведения уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов, а также очистку контейнерной площадки от мусора после погрузки мусора из контейнеров в мусоровоз, лежит на ответчике АМР «<адрес>» и соответчике АСП «сельсовет Магарамкентский».
Согласно ч.1 ст.24.6, ч.5 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с Отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно п.10 ст.24.6 указанного закона операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Частью 4 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно п.2 ч.1 ст.51 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения санитарно-гигиенического обследования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РД в <адрес> 27.07.2023г. установлены нарушения требований законодательства при реализации деятельности Администрации МР «<адрес>» полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес> и <адрес>.
Так, в ходе обследования было выявлено:
- Проект «Генеральная схема санитарной очистки территории сельского поселения «сельсовет Магарамкентский» <адрес>» (далее - Генеральная схема очистки) при проведении санитарно-гигиенического обследования территории населенного пункта не представлен. В связи, с чем не удалось выяснить: - данные по современному состоянию системы санитарной очистки и уборки; - материалы по организации и технологии сбора и вывоза коммунальных отходов; - расчетные нормы и объемы работ; - методы обезвреживания отходов; - технологию механизированной уборки улиц, дорог, площадей, тротуаров и обособленных территорий; - графическую часть и основные положения схемы;
- Во всех контейнерных площадках ограждение с 3-х сторон металлическим ограждением - высотой 120см. и с фасадной стороны ограждение открываемое, имеет щеколду и при нашем обследовании было разобрана в нарушении СП ДД.ММ.ГГГГ-21 раздел 2, п.3;
- Во всех контейнерных площадках не предусмотрены контейнеры для каждого вида отходов или группы однородных отходов, исключающие смешивание различных видов отходов или групп отходов, а также отсутствует навес и закрывающие крышки над контейнерами, в нарушении СП ДД.ММ.ГГГГ-21 Приложение №;
- Все контейнерные площадки не обеспечиваются проведением уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением N 1 к Санитарным правилам, в нарушении СП ДД.ММ.ГГГГ-21 раздел 2, п. 8;
- Пункт 6 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 не выполняется, т.к. не представили установленные нормативами накопления ТКО. (На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО);
- Не осуществляют промывку контейнеров, а также не удалось выяснить, где осуществляют мойку с дезинфекцией транспортного средства предназначенный, для перевозки отходов (1 раз в 10 дней в соответствии п. 16. СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21;
- Санитарное содержание контейнерных площадок на момент проверки не удовлетворительное, территория вокруг площадки имеют частичное загрязнение и согласно графика вывоз ТКО, которые осуществляют 1 раз в неделю, независимо от погодных условий и времени года вывоз ТКО проводится по установленному графику 1 раз в 7 дней, согласно договору с ООО «Юг - сервис», что является нарушением установленных требований пункта 11 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санигарно-противоэпидемических(профилактических) мероприятий».
(в холодное время года, когда температура ниже плюс 5 градусов вывоз ТКО должны осуществляться 1 раз в 3 дня, а теплое время года когда температура воздуха выше 5 градусов вывоз ТКО должны осуществляться ежедневно;
- В нарушении статей 8, 13.3, 13.4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №,1156 от 12.11.2016г. (изм. 25.08.2008г. №), гл.2 п.3 СП ДД.ММ.ГГГГ-21 имеющееся количество контейнерных площадок не удовлетворяют потребности жителей.
Выявленные нарушения законодательства не обеспечивают защиту гарантированного ст.42 Конституцией российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона.
С учетом установленных обстоятельств и требований закона, суд приходит к выводу, что исковые требования ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> к Администрации МР «<адрес>», Администрации СП «сельсовет Магарамкентский» об устранении нарушений санитарного законодательства, удовлетворить.
Обязать Администрацию МР «<адрес>» и Администрацию СП «сельсовет Магарамкентский», обеспечить:
- в течение 5 месяцев со дня вступления в силу решения суда обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий» в населенных пунктах АСП «сельсовет Магарамкентский» <адрес>.
- проведение ежедневной уборки, периодической дезинсекции и дератизации контейнерных площадок, ежедневную очистку контейнерных площадок после погрузки ТКО в мусоровоз.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РД в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Магарамкентский районный суд РД.
Судья
Магарамкентского районного суда РД И.Н.Исмаилов
решение составлено и отпечатано
в совещательной комнате