дело №
25RS0№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Дальнегорск 18 октября 2023 года
Дальнегорский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Карпунина Р.С., при секретаре Гуськовой Е.Н., с участием истца Тимошиной А.А., представителя третьего лица ООО ДВСК «Армада» Петряева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимошиной А. А. к Фонду Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Тимошина А.А. обратилась в суд с иском к ФПК «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края», указав, что с сентября 2022 года по вине ответчика произошло систематическое протекание кровли в ее квартире результатом которого явилось причинение ей морального вреда, выразившегося в том, что ей и ее семье пришлось длительное время проживать в квартире в условиях, не пригодных для проживания. Ввиду того, что ответчик не реагировал на ее обращения с просьбами о принятии мер по устранению залива, ей пришлось обращаться в администрацию Дальнегорского городского округа за помощью в решении вопроса, в связи с чем, она испытывала чувство стыда и стресс.
Из-за постоянных переживаний, ухудшилось состояние ее здоровья, а также ухудшилось состояние здоровья ее детей, вызвавшее наличие разнообразных заболеваний. По этой причине она испытывала чувство тревоги и моральные страдания, поэтому просит взыскать с ФПК «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.
Истец представила дополнение к иску, в котором указала, что в связи с тем, что третьим лицом ООО ДВСК «Армада» подана апелляционная жалоба на решение Дальнегорского районного суда о взыскании в ее пользу материального ущерба, причиненного заливом квартиры, ей пришлось присутствовать в судебных заседаниях в Приморском краевом суде, в этот момент она находилась на ранних сроках беременности, испытывала моральные переживания, также ей пришлось изменить свои планы, потратить личные денежные средства на проезд в <адрес>, в связи с чем, по вине ответчика и третьего лица, ей были причинены неудобства, и она также испытывала нравственные страдания.
В судебном заседании истец Тимошина А.А. поддержала иск по доводам, изложенным в иске, а с возражениями представителей ответчика и третьего лица не согласилась, поскольку она основывает свои требования о компенсации морального вреда не на обстоятельствах повреждения в результате действий ответчика принадлежащего ей имущества, а на обстоятельствах, которые возникли через некоторое время после повреждения имущества, при которых нарушились ее личные неимущественные права и ей были причинены моральные и нравственные страдания. Ей пришлось отказаться от намерения продать квартиру и переехать в другой город, также ею было потрачено много личного времени на решение проблемы. Ей пришлось обращаться в суд за защитой своих прав, нарушенных в результате действий ответчика.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, предоставил отзыв на иск, в котором указал, что заявленные требования о компенсации морального вреда основаны на обстоятельствах повреждения принадлежащего истцу имущества, т.е. связаны с нарушением имущественных прав, что в силу ст. 151 ГК РФ не влечет обязанности по компенсации морального вреда, поскольку законом возможность компенсации морального вреда в таких случаях не предусмотрена. В связи с этим, требование истца удовлетворению не подлежит.
Представитель третьего лица ООО ДВСК «Армада» Петряев А.В. в судебном заседании полагал, что иск не подлежит удовлетворению, поддержал доводы, возражений на иск, в которых указал, что в рассматриваемом случае правоотношения сторон по делу возникли в связи с оказанием безвозмездных услуг по организации капитального ремонта многоквартирного дома, как входящих в уставную деятельность регионального оператора, то на эти правоотношения действие Закона РФ "О защите прав потребителей" не распространяется, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда просит отказать истцу в полном объеме.
Заслушав участников процесса, изучив достоверность, допустимость и относимость каждого доказательства в отдельности, а так же достаточность доказательств в своей совокупности, суд приходит к следующим выводам.
По смыслу п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, в силу пункта 2 статьи 1099 ГК РФ подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (например, статья 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей", абзац шестой статьи 6 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации").
С учетом правовой природы возникших отношений, обязанность регионального оператора по возмещению истцу ущерба установлена п.1 ст.1064 ГК РФ во взаимосвязи с ч. 6 ст. 182 ЖК РФ, и в данном случае нет оснований признать, что в спорных отношениях региональный оператор выступает в качестве исполнителя работ (услуг), приобретаемых потребителями по возмездному договору. Следовательно, к спорным отношениям нормы Закона РФ «О защите прав потребителей» применению не подлежат.
Суд находит обоснованными доводы возражений на иск представителей ответчика и третьего лица о том, что заявленные требования о компенсации морального вреда основаны на обстоятельствах повреждения принадлежащего истцу имущества, т.е. связаны с нарушением имущественных прав, что в силу ст. 151 ГК РФ не влечет обязанности по компенсации морального вреда, поскольку законом возможность компенсации морального вреда в таких случаях не предусмотрена.
Кроме того, в силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность взыскания компенсации морального вреда при нарушении имущественных прав в связи с причинением повреждений квартире при заливе, а доказательств того, что в результате затопления был причинен вред здоровью истца, не представлено.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем, истцом не представлено достоверных доказательств причинно-следственной связи между заливом принадлежащей ей квартиры, происшедшим по вине ответчика, и ухудшением ее здоровья, а также здоровья ее детей.
Тимошиной А.А. в обоснование иска представлены медицинские справки и выписки из амбулаторных карт ее детей Тимошиной П.Е. и Тимошина К.Е., которые содержат сведения о ряде заболеваний, перенесенных Тимошиной П.Е. и Тимошиным К.Е. с начала жизни до февраля 2023, о наличии у Тимошиной П.Е. и Тимошина К.Е. хронического заболевания – хронический тонзиллит, однако в судебном заседании не установлен факт, что данные заболевания были вызваны именно последствиями залива квартиры.
Исходя из системного толкования обозначенных выше норм права, разъяснений высшей судебной инстанции, фактических обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для отказа в удовлетворении иска как в части компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ ░░░░░ № №) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░» (░░░ 2540975823) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
(░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>).
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░