Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-965/2023 ~ М-300/2023 от 07.02.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 мая 2023 г. Куйбышевский районный суд города Иркутска

в составе председательствующего судьи Акимовой Н.Н.,

при секретаре Хахановой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело УИД: <номер> по иску Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия к <ФИО>2 о понуждении к исполнению предписания,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия (далее по тексту Управление Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия, Управление, истец) обратилось в суд с иском, указав в обоснование, что Управлением Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия в рамках осуществления государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в целях выявления и пресечения нарушений земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения на основании Приказа Министерства сельского хозяйства российской Федерации от 16.10.2015 №475, <дата>г. проведено плановое (рейдовое) обследование земельного участка с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства площадью 19 000 кв.метров с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>.

В ходе проведения планового (рейдового) осмотра, обследования указанного земельного участка установлены признаки правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ – невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а именно в целях охраны земель не выполнены мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями, в результате чего, земельный участок, являющийся сельскохозяйственным угодьем – пашней, на всей площади зарос деревьями (сосна обыкновенная). Выявленные признаки являются нарушением собственником земельного участка пункта 3 части 2 статьи 13, абзаца 4, 7 статьи 42 ЗК РФ. Составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования от <дата> <номер>.

По сведениям паспорта ФГБУ «ЦАС «Иркутский» <номер> агроэкологического состояния земельного участка земельный участок с кадастровым номером <номер> является сельскохозяйственным угодьем – пашней.

Согласно сведениям ЕГРН данный земельный участок принадлежит на праве собственности <ФИО>2

С <дата> по <дата> государственным инспектором отдела государственного земельного надзора, контроля качества, безопасности зерна и семенного контроля по Иркутской области Управления <ФИО>7 на основании распоряжения врио заместителя руководителя Управления от <дата> <номер>-р проведена внеплановая документарная проверка в отношении <ФИО>2, в результате которой на земельном участке с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства площадью 19 000 кв.м. с кадастровым номером <номер> выявлены нарушения пункта 3 части 2 статьи 13, абзацев 2, 4 статьи 42 ЗК РФ, что выразилось в не выполнении обязанности проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, в результате бездействия собственника земельного участка, являющегося сельскохозяйственным угодьем – пашней, на всей площади участка произошло зарастание деревьями (сосна обыкновенная), что качественно ухудшило земли сельскохозяйственного назначения и требует для введения в оборот временных, трудовых и материальных затрат, что является невыполнением установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, квалифицируемое как административное правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

В рамках осмотра земельного участка осуществлен отбор образцов растений для видовой идентификации, которые направлены для исследования в орган инспекции ФГБУ «Иркутская МВЛ». Согласно заключению карантинной экспертизы от <дата> <номер>к растения идентифицированы в качестве древесного растения – сосна обыкновенная.

Признаков осуществления сельскохозяйственной деятельности на земельном участке с кадастровым номером <номер> не имеется.

Вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от <дата> <номер> со сроком исполнения до <дата>.

На основании протокола об административном правонарушении от <дата> <номер>-в вынесено постановление о назначении административного наказания от <дата> <номер> в отношении <ФИО>2 по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

<дата> на основании решения о проведении инспекционного визита (внепланового) от <дата> <номер>-р проведен внеплановый инспекционный визит в отношении <ФИО>2 в результате которого выявлены нарушения пункта 3 части 2 статьи 13, абзаца 4, 7 статьи 42 ЗК РФ, заключающиеся в невыполнении <ФИО>2 предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от <дата> <номер> на земельном участке с кадастровым номером <номер> не устранены нарушения пункта 3 части 2 статьи 13, абзаца 4, 7 статьи 42 ЗК РФ, заключающиеся в не выполнении обязанности проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями (сосна обыкновенная) на всей площади земельного участка, что квалифицируется как административное правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ. Составлен акт внепланового инспекционного визита от <дата> <номер>.

Вынесено новое предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от <дата> <номер> со сроком исполнения до <дата>.

Решением от <дата> <номер> о продлении срока исполнения предписания на основании пункта постановления Правительства РФ от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» срок исполнения предписания от <дата> <номер> был продлен на 90 календарных дней до <дата>.

<дата> проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом в соответствии с заданием от <дата> <номер>, в ходе осмотра земельного участка с кадастровым номером <номер> выявлено, что участок зарос деревьями высотой от 0,3 до 1,5 метров на всей площади. Видовой состав деревьев: сосна обыкновенная. Возраст деревьев от 4 лет. Таким образом, выявлены нарушения по пункта 3 части 2 статьи 13, абзаца 4, 7 статьи 42 ЗК РФ, за которое предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Вынесено заключение по результатам проведения мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от <дата> <номер> и предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от <дата> <номер>.

<дата> на основании задания от <дата> <номер>, Управлением проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер>, в ходе которого установлено зарастание данного земельного участка древесными растениями на всей площади – 19 000 кв.м., невыполнение требований предписания об устранении выявленного нарушений земельного законодательства Российской Федерации с <дата>. По результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований вынесено заключение от <дата> <номер>.

Правообладатель земельного участка <ФИО>2 в Управление уведомление об использовании лесов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером <номер>, в порядке, предусмотренном положением об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 №1509, Постановлением Правительства РФ от 08.06.2022 №1043 «О внесении изменений в Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» не подавал.

Между тем, в силу прямого указания действующего законодательства собственники земель сельскохозяйственного назначения обязаны не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и проводить всеми доступными способами соответствующие мероприятия по улучшению земель.

Распространение древесно-кустарниковой и сорной растительности на земельном участке качественно ухудшает состояние таких земель, ведет к уменьшению запасов питательных веществ и влаги в почве и говорит о нерациональном использовании земельных участков, предназначенных для производства сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, в результате проведенного наблюдения в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 19 000 кв.метров, выявлено, что правообладатель не принимает мер к устранению нарушений требований земельного законодательства, предусмотренных пункта 3 части 2 статьи 13, абзаца 4, 7 статьи 42 ЗК РФ, заключающихся в невыполнении обязанности проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями на всей площади земельного участка, а также не выполняет требования предписания об устранении нарушения с <дата>.

Учитывая данные обстоятельства, истец просит суд обязать <ФИО>2 в течение 7 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить зарастание деревьями и кустарниками, сорными растениями земельного участка сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером <номер>, площадью 19 000 кв.метров, расположенного по адресу: <адрес>, на площади 19 000 кв.метров; обязать <ФИО>2 в течение 7 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда предоставить документы об устранении зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями земельного участка сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером <номер>, площадью 19 000 кв.метров, расположенного по адресу: <адрес>, на площади 19 000 кв.метров.

Представитель истца Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия <ФИО>5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

Ответчик <ФИО>2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, имеется ходатайство о рассмотрении в отсутствие, ранее в судебном заседании исковые требования не признала.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика в порядке части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

Представитель ответчика <ФИО>6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что спорный земельный участок является выделом доли члена колхоза «Знамя Ленина» 1,53 га пастбища и 0,37 сенокосы, на которых произрастание сорной травы и деревьев не запрещено.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции РФ, статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно статье 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Из смысла приведенных процессуальных норм следует, что целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов лиц, обращающихся в суд, то есть судебной защите подлежат лишь нарушенные или оспоренные права, при этом, обязанность по доказыванию самого наличия такого права и его нарушения кем-либо лежит на лице, обратившимся в суд.

В соответствии статьей 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно статье 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы.

Требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв, подлежащие выполнению собственниками и пользователями земельных участков, указаны в Земельном Кодексе Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ определено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования, в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 79 ЗК РФ, сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Статьей 12 ЗК РФ определено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии с положениями статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Согласно подпунктов 2, 3 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; в случае обнаружения пожара на земельном участке, используемом для сельскохозяйственного производства, немедленно уведомить пожарную охрану и оказывать ей содействие при тушении пожара на данном земельном участке; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Аналогичные обязанности землевладельцев предусмотрены ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации» установлено, что признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению являются: наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания сорными растениями по перечню согласно приложению и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- и лесозащитных насаждений, плодовых и ягодных насаждений), и (или) наличие дерна, характеризующегося переплетением корней, побегов, корневищ многолетних сорных растений, глубина которого достигает 15 и более сантиметров (за исключением наличия дерна на земельных участках, предназначенных и используемых для выпаса сельскохозяйственных животных), и (или) распространение деградации земель.

Из положений пункта 2 статьи 209 ГК РФ следует, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, для обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; обеспечивать проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с планом проведения таких мероприятий, составленным в соответствии с частью четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; обеспечить доступ к земельным участкам представителям федерального бюджетного государственного учреждения, указанного в статье 15 настоящего Федерального закона, при проведении ими почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Судом установлено, что собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, общей площадью 19 000+/-1206, расположенного по адресу: <адрес>, является <ФИО>2 (дата государственной регистрации права <дата> <номер>), что подтверждено выпиской из ЕГРН от <дата> и сторонами не оспаривается.

Данный земельный участок относится к категориям земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: для сельскохозяйственного производства.

Согласно паспорту ФГБУ «ЦАС «Иркутский» <номер> агроэкологического состояния земельного участка, земельный участок с кадастровым номером <номер> является пашней.

В ходе проведения планового (рейдового) осмотра, обследования (Плановое (рейдовое) задание <номер> от <дата>) указанного земельного участка установлены признаки правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, то есть, выявлены нарушения пункта 3 части 2 статьи 13, абзацев 4, 7 статьи 42 ЗК РФ, что выразилось в не выполнении обязанности проводит мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, в результате бездействия собственника земельного участка, являющегося сельскохозяйственным угодьем – пашней, на всей площади участка произошло зарастание деревьями (сосна обыкновенная), что качественно ухудшило земли сельскохозяйственного назначения и требует для введения в оборот временных, трудовых и материальных затрат, что является невыполнением установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Так, <ФИО>2 не выполнены установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а именно в целях охраны земель не выполнены мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями, в результате чего, земельный участок, являющийся сельскохозяйственным угодьем – пашней, на всей площади зарос деревьями (сосна обыкновенная), о чем составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования от <дата> <номер>.

<дата> государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия <ФИО>7 составлено мотивированное представление <номер> о принятии решения о проведении внеплановой документарной проверки в отношении собственника земельного участка <ФИО>2

Распоряжением Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия <номер>-р от <дата> назначена проверка соблюдения требований земельного законодательства в отношении <ФИО>2 относительно земельного участка с кадастровым номером <номер>, общей площадью 19 000+/-1206, расположенного по адресу: <адрес>.

<дата> вынесено требование <номер>, которым <ФИО>2 предложено в сроку до <дата> предоставить надлежащим образом заверенные копии документов и пояснения относительно передачи земельного участка в пользование, аренду (при наличии), документы, подтверждающие невозможность использования, либо использование земельного участка с кадастровым номером <номер>.

Между тем, в назначенный срок ответ от <ФИО>2 не поступил, в связи с чем, <дата> в адрес <ФИО>2 вновь направлено Требование <номер> о предоставлении запрашиваемых документов в срок до <дата>, также направлено Уведомление о явке для ознакомления и подписания Акта проверки – <дата> в 09.00 часов (почтовый реестр <номер> от <дата>).

<ФИО>2 в назначенное время не явилась, запрашиваемые документы не представила.

На основании акта проверки от <дата> <номер><ФИО>2 выдано предписание от <дата> <номер> об устранении нарушений на указанном выше земельном участке в срок до <дата>, выполнении мероприятий, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 13 ЗК РФ, в целях охраны земель, проведении мероприятий по защите сельскохозяйственного угодья от зарастаниями деревьями.

Также, <дата> в отношении <ФИО>2 составлен протокол об административном правонарушении <номер>-в (о составлении которого <ФИО>2 была уведомлена надлежащим образом, о чем свидетельствует копия уведомления от <дата> <номер>, копия почтового реестра <номер> (Партия 1990) от <дата>) за нарушение пункта 3 части 2 статьи 13, абзацев 4, 7 статьи 42 ЗК РФ, административная ответственность за нарушение которых предусмотрена части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Так, постановлением о назначении административного наказания <номер> от <дата> <ФИО>2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 20 000 рублей.

Как следует из материалов дела, <дата> на основании решения о проведении инспекционного визита (внепланового) от <дата> <номер>-р, №<номер> должен был быть проведен инспекционный визит в отношении <ФИО>2 по месту расположения спорного земельного участка на предмет исполнения предписания. Однако, в связи с отсутствием надлежащего уведомления о проведении осмотра земельного участка, проведение инспекционного визита (внепланового) с целью проверки исполнения предписания от <дата> <номер>, не представилось возможным, о чем свидетельствует акт <номер> о невозможности проведения инспекционного визита от <дата>.

Согласно Акту инспекционного визита <номер> от <дата> <дата>г. на основании решения о проведении инспекционного визита (внепланового) от <дата> <номер> проведен инспекционный визит в отношении <ФИО>2 по адресу расположения земельного участка с кадастровым номером <номер>, в результате которого выявлены нарушения пункта 3 части 2 статьи 13, абз. 2,4 статьи 42 ЗК РФ, заключающиеся в неисполнении предписания, а именно: на земельном участке с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства площадью 19000 кв.метров, с кадастровым номером <номер>, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности <ФИО>2, являющимся сельскохозяйственным угодьем – пашней, не устранены нарушения пункта 3 части 2 статьи 13, абзацев 2,4 статьи 42 ЗК РФ, заключающиеся в не выполнении обязанности проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями (сосна обыкновенная) на всей площади участка, что подтверждается Протоколом осмотра <номер> от <дата>, Протоколом инструментального обследования <номер> от <дата>.

В тот же день в отношении <ФИО>2 вынесено предписание <номер>, срок исполнения установлен – <дата>.

<дата> в адрес <ФИО>2 направлено по почте Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении <номер> от <дата>, согласно которому <дата> в 14.00 по результатам внепланового инспекционного визита состоится составление протокола об административном правонарушении по части 25 статьи 19.5 КоАП РФ (почтовый реестр <номер> (партия 2753) от <дата>).

В назначенный день <ФИО>2 не явилась, в связи с чем <дата> в её отсутствие и в отношении неё составлен протокол об административном правонарушении <номер>-в за совершение административного правонарушения, предусмотренного части 25 статьи 19.5 КоАП РФ.

Решением <номер> от <дата> срок исполнения предписания на основании пункта постановления Правительства РФ от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» продлен на 90 календарных дней до <дата>.

<дата> в ходе осмотра государственным инспектором отдела государственного земельного надзора, контроля качества, безопасности зерна и семенного контроля по Иркутской области Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия <ФИО>7 спорного земельного участка выявлено, что участок зарос деревьями высотой от 0,3 до 1,5 метров на всей площади. Видовой состав деревьев: сосна обыкновенная. Возраст деревьев от 4 лет, определен способом подсчета мутовок на стволе дерева. На поверхности почвы обнаружены следы прохода животных в виде троп и уплотненной почвы, травяной покров отсутствует.

Факт зарастания земельного участка сорной травой и древесно-кустарниковой растительностью установлен и доказан совокупностью представленных в материалы дела доказательства, в том числе видеозаписью, осуществленной на персональный видеорегистратор Кобра Ультра 02А (№ устройства 3807205, ID пользователя 131178), фототаблицей – приложение <номер> к Заключению <номер> от <дата>, схемой расположения земельного участка с кадастровым номером <номер> относительно реки Мха, космоснимком земельного участка с кадастровым номером <номер> от <дата>, полученным в программе GoogleEarthPro, показаниями допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля государственного инспектора <ФИО>7, проводившей осмотр земельного участка.

Учитывая данные обстоятельства, <дата> государственным инспектором отдела государственного земельного надзора, контроля качества, безопасности зерна и семенного контроля по Иркутской области Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия <ФИО>7 вынесено Заключение <номер> от <дата>, в соответствии с которым на земельном участке выявлено нарушение пункта 3 части 2 статьи 13, абзацев 4,7,8 статьи 42 ЗК РФ, за которое предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

<дата> Отделом государственного земельного надзора, контроля качества, безопасности зерна и семенного контроля по Иркутской области Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия вынесено Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований <номер>, <ФИО>2 предложено ознакомиться с требованиями статей 12, 13, 42, 77, 78, 79 ЗК РФ, принять меры к недопущению нарушений указанных требований земельного законодательства, осуществить мероприятия по недопущению зарастания деревьями земельного участка и разъяснено о недопустимости указанных нарушений закона, также ответчик была предупреждена, что за нарушение вышеуказанных требований земельного законодательства установлена административная ответственность части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

По данным Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республики Бурятия <ФИО>2 уведомление об использовании лесов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером <номер>, в порядке, предусмотренном Положением об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 №1509, Постановлением Правительства РФ от 08.06.2022 №1043 «О внесении изменений в Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» не подавала. Сведения об исполнении предписания или ходатайство о продлении срока исполнения предписания в Управление не поступали.

Таким образом, в результате проведенного наблюдения в отношении спорного земельного участка выявлено, что на земельном участке <ФИО>2 не принимает мер к устранению нарушения пункта 3 части 2 статьи13, абзацев 2,4 статьи 42 ЗК РФ, а также не выполняет требования предписания об устранении нарушения с <дата>, о чем вынесено Заключение <номер> от <дата>.

Вместе с тем, согласно, абзацу 2 статьи 8 ФЗ от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; обеспечивать проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с планом проведения таких мероприятий, составленным в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; обеспечить доступ к земельным участкам представителям федерального бюджетного государственного учреждения, указанного в статье 15 настоящего Федерального закона, при проведении ими почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 2 статьи 95 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в случае, если по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, контрольным (надзорным) органом будет установлено, что решение не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, он вновь выдает контролируемому лицу решение, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона, с указанием новых сроков его исполнения. При неисполнении предписания в установленные сроки контрольный (надзорный) орган принимает меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.

С учетом всех обстоятельств по делу, руководствуясь положениями статей 13, 42 ЗК РФ, Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца.

Исходя из того, правообладатель земельного участка не принимает мер к устранению нарушений требований земельного законодательства, заключающиеся в невыполнении обязанности проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной травой и деревьями на всей площади участка, а также не выполняет требования предписания об устранении нарушения с 2021 года, именно на <ФИО>2 лежит обязанность по приведению земельного участка в состояние, пригодное для его дальнейшего использования.

Довод представителя ответчика <ФИО>2, что спорный земельный участок является выделом доли члена колхоза «Знамя Ленина» 1,53 га пастбища и 0,37 сенокосы, на которых произрастание сорной травы и деревьев не запрещено, суд не принимает во внимание, поскольку к сельскохозяйственным угодьям относятся в том числе пашни, сенокосы, и пастбища, которые в ходят в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (пункт 1 статьи 79 ЗК РФ). А, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 13 ЗК РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда - в течение семи месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Принимая во внимание, что при подаче иска Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия освобождено от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в соответствии со статьей 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика <ФИО>2 в размере определенном в соответствии со статьей 333.19 Налогового Кодекса РФ в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия удовлетворить.

Обязать <ФИО>2, <данные изъяты>, в течение 7 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить зарастание древесной, сорной растительностью на всей площади земельного участка сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства площадью 19 000 кв.метров с кадастровым номером <номер>, расположенное по адресу: <адрес>.

Обязать <ФИО>2, <данные изъяты>, в течение 7 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда предоставить документы об устранении зарастания древесной, сорной растительностью на всей площади земельного участка сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства площадью 19 000 кв.метров с кадастровым номером <номер>, расположенное по адресу: <адрес>.

Взыскать с <ФИО>2, <данные изъяты>, в бюджет города Иркутска государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.

Председательствующий: Н.Н. Акимова

Мотивированный текст решения суда составлен <дата>.

2-965/2023 ~ М-300/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия
Ответчики
Шестакова Валерия Григорьевна
Другие
Шестаков Григорий Геннадьевич
Мельникова Наталья Николаевна
Суд
Куйбышевский районный суд г. Иркутска
Судья
Акимова Н.Н.
Дело на сайте суда
kuibyshevsky--irk.sudrf.ru
07.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.02.2023Передача материалов судье
09.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2023Подготовка дела (собеседование)
22.02.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.03.2023Предварительное судебное заседание
16.03.2023Судебное заседание
03.04.2023Судебное заседание
19.04.2023Судебное заседание
05.05.2023Судебное заседание
10.05.2023Судебное заседание
11.05.2023Судебное заседание
16.05.2023Судебное заседание
14.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее