31RS0020-01-2022-004814-20 Дело № 2-3161/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2022 года г. Старый Оскол
Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Темниковой А.А.,
при секретаре судебного заседания Апенченко В.А.,
с участием помощника Старооскольского городского прокурора Чекановой Е.Н., представителя истца Комовой Н.Ю. (доверенность от 16.02.2022), ответчиков Кандиранда О.А., Кандиранда А.В.,
в отсутствие ответчика - несовершеннолетней ФИО9., чьи интересы представляет ее законный представитель Кандиранда А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Старооскольского городского округа Белгородской области к Кандиранда Ольге Анатольевне, Кандиранда Алексею Владимировичу, действующему в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО9 о расторжении договора социального найма и выселении с предоставлением жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Старооскольского городского округа Белгородской области обратилась в суд с иском, в котором просила расторгнуть договор социального найма жилого помещения №1004 от 04.10.2006 и выселить Кандиранда О.А., Кандиранда А.В. и несовершеннолетнюю ФИО9 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> с предоставлением жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 29,6 кв.м.
В обоснование требований истец указал, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции, включен в адресную программу Белгородской области по переселению граждан из аварийного жилого фонда признанного таковым до 01.01.2017. Однако наниматели квартиры № в данном доме – Кандиранда О.А., Кандиранда А.В. и несовершеннолетняя ФИО9 в добровольном порядке отказываются переселяться из аварийного жилья в предоставляемую им квартиру, мотивируя это низким расположением окон в данной квартире и просматриваемостью жилого помещения со стороны улицы по данной причине.
В судебном заседании представитель истца Комова Н.Ю. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в иске.
Ответчики Кандиранда А.В., Кандиранда О.А. возражали против удовлетворения иска. Пояснили, что в настоящее время Кандиранда О.А. стоит на очереди на получение жилья под порядковым номером 63, расторжение же имеющегося договора социального найма и переселение в иное жилое помещение, хоть более комфортное, приведет к тому, что ее очередь будет отодвинута, и она вновь не сможет получить квартиру. Более того, та квартира, которую предоставляют взамен аварийного жилья, по площади значительно меньше, чем того требуют нормативно-правовые акты.
Несовершеннолетняя ФИО9., своевременно и надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, ее интересы представляет законный представитель Кандиранда А.В.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лиц, неявившихся в судебное заседание, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика – несовершеннолетней ФИО9
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, заслушав объяснения сторон, заключение помощника Старооскольского городского прокурора Чекановой Е.Н., полагавшей обоснованными исковые требования, суд приходит к следующим выводам.
Заявителем предоставлены убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие наличие законных оснований для расторжения договора социального найма от 04.10.2006, выселения ответчиков из аварийного жилья с предоставлением иного жилого помещения.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного федерального закона и получения финансовой поддержки на ее реализацию за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (п. 11 ч. 1 ст. 14, ст. 16 Федерального закона N 185-ФЗ).
В ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено, что квартира, расположенная по адресу: <адрес> находится в муниципальной собственности Старооскольского городского округа (выписка из ЕГР от 30.11.2020).
В соответствии с Постановлением администрации Старооскольского городского округа Белгородской области №5808 от 28.12.2016, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и вышеупомянутого Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в Белгородской области была утверждена адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017 (утв. Постановлением Правительства Белгородской области от 18.03.2019 №114-пп).
Целью реализации Программы является обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда к 01.09.2025, а к основным задачам относится: создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан; снижение риска возникновения аварийных ситуаций; приобретение (строительство) жилых помещений, необходимых для переселения граждан из аварийного жилья.
Согласно данным, отраженным в перечне многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017, упомянутый ранее жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> подлежит расселению по программе переселения в 2019-2025.
Частью 3 ст. 16 Федерального закона N 185-ФЗ определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с данным федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст. 86 - 89 ЖК РФ.
В силу ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Судом установлено, что на основании типового договора №1004 от 04.10.2006, в соответствии с решением территориального органа Совета депутатов города Старый Оскол и Старооскольского района от 24.11.2005 №95, Кандиранда О.А. на состав семьи: сын – Кандиранда А.В., внучка – ФИО9., предоставлено в бессрочное владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Дополнительным соглашением №1 от 30.12.2020 к названному договору социального найма внесены изменения в п. 1 раздела «Предмет договора» и зафиксировано, что предоставляемое ответчику жилое помещение состоит из одной комнаты в жилом помещении общей площадью 11,8 кв.м., по адресу: <адрес>
Во исполнение адресной программы Белгородской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017 администрацией Старооскольского городского округа Белгородской области вынесено постановление №3434 от 29.07.2022 о предоставлении жилых помещений по договору социального найма жилого помещения, согласно положениям которого, Кандиранда О.А. на состав семьи из трех человек предоставить квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 29,6 кв.м. на условиях договора социального найма.
Упомянутая квартира №, расположенная в многоквартирном жилом доме на первом этаже, площадью 29,6 кв.м. (выписка из ЕГРН от 11.07.2022) была передана из государственной собственности Белгородской области в муниципальную собственность Старооскольского городского округа на основании соответствующего акта приема-передачи недвижимого имущества от 07.07.2022.
Специалистами жилищного управления администрации Старооскольского городского округа Белгородской области с участием Кандиранда О.А. произведен осмотр указанной квартиры, определено, что она состоит из коридора, кухни, жилой комнаты, совмещенного санузла, кухня оборудована мойкой, газовой плитой, смесителем, электрическим проточным водонагревателем, в сан.узле установлено сантехническое оборудование- унитаз со сливным бачком, ванная, раковина, смесители (акт от 05.08.2022).
Ответчику Кандиранда О.А. 05.08.2022 направлено предписание о необходимости явится в жилищное управление для подписания договора социального найма жилого помещения на предоставленное жилое помещение и соглашение о расторжении ранее заключенного договора социального найма жилого помещения №1004 от 04.10.2006, которое было получено ответчиком 12.08.2022.
Однако, 15.08.2022 Кандиранда О.А. обратилась в главе администрации Старооскольского городского округа, где указала, что отказывается от предоставленной ей квартиры по причине ее расположения на первом этаже, поскольку окна в данном жилом помещении расположены на уровне ниже 80 см. от земли и квартира просматривается с улицы, просила предоставить ей такое же жилье, но выше этажами.
В связи с данным обращением специалистами жилищного управления было проведено дополнительное обследование квартиры № расположенной в <адрес>, результаты которого отражены в письме зам. начальника правового управления аппарата администрации Старооскольского городского округа от 22.09.2022 и подкреплены фотоматериалами, представленными в материалы дела. Было установлено, что высота окон от поверхности земли до подоконника, вопреки утверждению ответчика, составляет не менее 1 метра (снаружи здания), препятствий к заселению в квартиру не имеется.
Вопреки доводам ответчика, предоставляемое им взамен аварийного жилое помещение, соответствует всем требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, соответствует требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям обеспечениям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, на что указывают представленные суду акт от 17.12.2021, положительное заключение экспертизы №31-2-1-3-052780-2021 от 15.09.2021, заключение Управления государственного строительного надзора белгородской области от 20.12.2021.
Сторона ответчика не представила каких-либо доказательств того, что предоставляемое им жилое помещение не пригодно для проживания в нем, доводы стороны истца в указанной части не опровергла.
Таким образом, суд, проанализировав вышеописанные факты, приходит к выводу, что причина, по которой 15.08.2022 ответчик Кандиранда О.А. отказалась от вселения в предоставленную ее семье квартиру в значительной степени является надуманной и основанной на данных, не соответствующих действительным обстоятельствам.
Предположение ответчиков Кандиранда О.А. и Кандиранда А.В. о том, что в случае их переселения из аварийного жилья в более благоустроенное в будущем повлечет для них снятие в учета в качестве нуждающихся, а также о том, что квартира, в которую им надлежит переселиться по площади менее той, которая установлена нормативно-правовыми актами, основано на неверном толковании норм действующего закона и не может быть принято во внимание при разрешении спора.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в случае выселения граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014., при оценке потребительских свойств жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, помимо обстоятельств, перечисленных в ст. 89 ЖК РФ, необходимо учитывать и иные обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Судом установлено, что ответчикам предоставлена благоустроенная квартира, площадь которой превышает как общую, так и жилую площадь жилого помещения, используемого ими в настоящее время, площадь данного жилого помещения соответствует утвержденным в регионе стандартам нормативной площади (Постановление Правительства Белгородской области от 25.01.2021). Данная квартира свободна от прав третьих лиц (ответ Отделения №1 ОВМ УМВД России по г. Старому Осколу), находится в муниципальной собственности, расположена в новом многоквартирном доме, имеет более высокие потребительские качества по сравнению с занимаемым помещением.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать, что в случае переселения Кандиранда О.В. и членов ее семьи Кандиранда А.В. и несовершеннолетней ФИО9 в квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, будут каким-либо образом нарушены их права и законные интересы.
Истец направил в адрес ответчиков соответствующие уведомления о необходимости подписания нового договора социального найма жилого помещения, что следует их представленных в материалы дела уведомлений от 06.09.2022, однако до настоящего времени данная обязанность ответчиками не исполнена, чего они не отрицали в судебном заседании.
Таким образом, суд считает законными и обоснованными требования администрации Старооскольского городского округа и полагает их подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск администрации Старооскольского городского округа Белгородской области к Кандиранда Ольге Анатольевне, Кандиранда Алексею Владимировичу, действующему в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО9 о расторжении договора социального найма и выселении с предоставлением жилого помещения, - удовлетворить.
Расторгнуть типовой договор социального найма жилого помещения №1004 от 04.10.2006, заключенный между жилищным отделом администрации муниципального района «Город Старый Оскол и Старооскольский район» и Кандиранда Ольгой Анатольевной.
Выселить Кандиранда Ольгу Анатольевну, паспорт №, Кандиранда Алексея Владимировича, паспорт 1404 292326, несовершеннолетнюю ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №, из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с предоставлением жилого помещения по договору социального найма, расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Старооскольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А. Темникова
Решение в окончательной форме принято 27 октября 2022.