Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 марта 2022 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Мешковой Е.В.
с участием представителя административного истца по доверенности Сафонова А.В.,
ГБУ СО ЦКО Васильевой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-124/2022 по административному исковому заявлению Ечмаева В.Н. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Ечмаев В.Н. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 5 510 163 руб., земельного участка с кадастровым номером № - по состоянию на 1 января 2020 года в размере 18 381 030 руб..
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером № и арендатором земельного участка с кадастровым номером №, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их рыночной стоимости, тем самым затронуты его права и обязанности как плательщика земельного налога и арендной платы.
Представитель административного истца Сафонов А.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель ГБУ СО ЦКО Васильева Т.Г. не согласилась с заключением судебной экспертизы, проведенной в отношении земельного участка с кадастровым номером №; против установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № по результатам отчета не возражала.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица: ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области, Администрация г.о. Тольятти, Министерство имущественных отношений Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований ГБУ СО ЦКО, Администрация г.о. Тольятти представили письменные отзывы.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные Ечмаевым В.Н. требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона № 237 от 3 июля 2016 года «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости» с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Как следует из материалов дела, Ечмаев В.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 9710 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство техно-торгового центра, расположенного по адресу: <адрес>.
Ечмаеву В.Н. на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства с кадастровым номером №, который расположен на земельном участке с кадастровым номером № площадью 11901 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства производственно-строительной базы, расположенный по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость земельных участков определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области № 935 от 27 ноября 2020 года по состоянию на 1 января 2020 года в следующих размерах: земельного участка с кадастровым номером № - в размере 22 451 474,52 руб., земельного участка с кадастровым номером № - в размере 35 175 834,4 руб.. В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» С заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Административный истец, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером № и собственником объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их действительной рыночной стоимости.
Считая кадастровую стоимость земельных участков завышенной, а свои права нарушенными, 30 октября 2021 года Ечмаев В.Н. обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости № 02/06-21/3-6, выполненный 20 октября 2021 года обществом с ограниченной ответственностью «Независимый кадастровый центр», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 января 2020 года в размере 5 510 163 руб.
Отчетом об оценке № 02/06-21/3-5 от 30 сентября 2021 года величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 января 2020 года в размере 18 381 030 руб..
В силу пунктов 1, 3 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства в случае возникновения в ходе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Лица, участвующие в деле, вправе предложить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, и их содержание определяются судом.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству Администрации г.о. Тольятти определением суда от 29 ноября 2021 года была назначена судебная экспертиза в отношении вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером №, производство которой поручено Федеральному бюджетному учреждению Самарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.
По результатам судебной экспертизы, проведенной 14 февраля 2022 года, составлено экспертное заключение № 2403/6-4, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2020 года составила 5 522 064 руб..
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Исследовав заключение эксперта, суд приходит к выводу о том, что оно содержит подробное описание проведенного исследования, на основании которого дан ответ на поставленный вопрос. При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Суд отмечает, что экспертиза была назначена в ходе судебного заседания с участием сторон. Эксперт предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Представитель ГБУ СО ЦКО заявила о несогласии с экспертным заключением ввиду того, что достоверность и актуальность информации, применяемой в расчетах, не может быть проверена ввиду закрытости базы данных «АДОН», используемой экспертом; в качестве объектов-аналогов подобраны земельные участки, не сопоставимые с объектом оценки по виду использования, которые на публичной кадастровой карте отмечены как земли для сельскохозяйственного производства, корректировка на разрешенное использование экспертом не введена.
С приведенными доводами суд не может согласиться в силу следующего.
В соответствии с пунктом 11 ФСО № 3, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299, в тексте отчета об оценке должны присутствовать ссылки на источники информации либо копии материалов и распечаток, используемых в отчете, позволяющие делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки. В случае, если информация при опубликовании на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не обеспечена свободным доступом на дату проведения оценки или после даты проведения оценки либо в будущем возможно изменение этой информации или адреса страницы, на которой она опубликована, либо используется информация, опубликованная не в общедоступном печатном издании, то к отчету об оценке должны быть приложены копии соответствующих материалов.
Экспертом проведено исследование на основании базы данных «Территориальное агентство оценки «АДОН», которая имеет свидетельство о регистрации базы данных № 2006620270 от 21 августа 2006 года и содержит предложения по продаже и аренде объектов недвижимости, расположенных в Самарской области, начиная с 2010 года. База данных сертифицирована, отсутствие в свободном доступе информации, используемой экспертом, не свидетельствует о том, что ее невозможно проверить, поскольку на страницах 9-10 экспертного заключения представлены копии используемых экспертом материалов.
Объекты-аналоги № 1 и № 3 расположены в градостроительной зоне ПК-4, поэтому на земельных участков возможно расположение только объектов производственно-складского назначения.
Анализ вида разрешенного использования земельных участков, выполненный ГБУ СО ЦКО не может быть принят судом во внимание, поскольку он представлен на февраль-март 2020 года, то есть на даты после даты оценки, что недопустимо в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки.
Корректировка на вид разрешенного использования экспертом не вводилась в связи с тем, что все объекты имеют одинаковое разрешенное использование.
В связи с изложенным суд признает выводы экспертизы обоснованными, в связи с этим суд полагает возможным определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере, определенном заключением судебной экспертизы.
В этой связи в удовлетворении ходатайств ГБУ СО ЦКО о назначении дополнительной и повторной судебной экспертизы отказано.
Замечаний к отчету об оценке № 02/06-21/3-5 от 30 сентября 2021 года, определившему величину рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №, сторонами не заявлено, анализируя данный отчет, суд приходит к выводу о том, что он соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, в связи с чем полагает возможным определить кадастровую стоимость этого земельного участка в размере, определенном отчетом об оценке.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 30 октября 2021 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Ечмаева В.Н. удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 11901 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 5 522 064 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 9710 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 18 381 030 руб.
Датой обращения Ечмаева В.Н. в суд считать 30 октября 2021 года.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 24 марта 2022 года.