Дело № 2-330/2014г.
Решение
Именем Российской Федерации
18 июня 2014 года с.Калга
Калганский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Давыдовой О.А., при секретаре Арзамазовой Ж.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Калга гражданское дело по исковому заявлению Савватеевой С.Н. к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средне-Борзинская средняя общеобразовательная школа», администрации муниципального района «Калганский район» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
установил:
Истец Савватеева С.Н. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средне-Борзинская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту – МОУ Средне-Борзинская СОШ), администрации муниципального района «Калганский район», мотивируя следующим. Истец работает в МОУ Средне-Борзинская СОШ, размер начисленной заработной платы включает в себя оклад (тарифная ставка), районный коэффициент (40%), процентную надбавку за непрерывный стаж работы (30%), доплату до МРОТ. Считает, что включение компенсационных выплат (районного коэффициента и процентной надбавки) в размер заработной платы, нарушает ее трудовые права.
Просит взыскать с МОУ Средне-Борзинская СОШ недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>; обязать МОУ Средне-Борзинская СОШ, производить начисление и выплату заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж сверх минимального размера оплаты труда; обязать администрацию муниципального района «Калганский район» Забайкальского края профинансировать МОУ Средне-Борзинская СОШ в случае недостаточности денежных средств для выплаты взысканных денежных сумм.
Истец Савватеева С.Н., ответчики МОУ Средне-Борзинская СОШ, администрация муниципального района «Калганский район» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. От истца Савватеевой С.Н., представителя МОУ Средне-Борзинская СОШ Поляковой Л.С., действующей на основании приказа №№ от ДД.ММ.ГГГГ, поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, ответчиков.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании истец Савватеева С.Н. работает в МОУ Средне-Борзинская СОШ <данные изъяты>.
В судебном заседании установлено, что истец осуществляет свою деятельность в <адрес> Калганского района Забайкальского края, где установлен районный коэффициент 40% и процентная надбавка за непрерывный стаж работы 30%. Из расчетных листков усматривается, что в спорный период размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы без учета районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на всей территории Российской Федерации.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. №54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размере оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 01 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Однако действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 ТК РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 г. №90-ФЗ, от 20 апреля 2007г. №54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть первая статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
С 01.01.2014г. Федеральным законом от 02.12.2013 года № 336-ФЗ установлен минимальный размер оплаты труда в размере 5 554 рубля.
В соответствии со статьей 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статья 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и при процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Доводы истца, что размер заработной платы не может быть менее минимального размера оплаты труда, а компенсационные выплаты не должны включаться в состав минимального размера оплаты труда, суд считает обоснованными.
Истцом представлен расчет недоначисленной заработной платы.
От ответчиков возражений по поводу расчетов не поступало.
Суд, проверив представленный расчет, усматривает, что размер недоначисленной заработной платы за спорный период составляет <данные изъяты>.
В соответствии с п.1 ст.6, п.1 ст.208, ст.209 НК РФ выплата суммы заработной платы относится к доходам, полученным от источников в РФ, является объектом налогообложения и подлежит включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц НДФЛ). В связи с тем, что суд не является налоговым агентом, обязанность по взысканию НДФЛ с указанных сумм лежит на работодателе МОУ Средне-Борзинская СОШ.
Суд находит правомерными и требования истца в части возложения на ответчика обязанности производить начисление и выплату заработной платы в таком размере.
В соответствии со ст.21 ТК РФ работник имеет право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами, в том числе и путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Указанный способ защиты трудовых прав подлежит применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов работника, требующего их применения. При рассмотрении возникшего спора истцом представлены суду доказательства нарушения трудовых прав на оплату труда в полном размере. На момент рассмотрения и разрешения дела ответчиком МОУ Средне-Борзинская СОШ не изменена действующая система оплаты труда, включающая в себя размеры фактических выплат работнику.
Нарушение трудовых прав истца со стороны работодателя доказано, поэтому избранный способ защиты в части возложения на ответчика обязанности выплачивать в будущем заработную плату в соответствии с Федеральным законом будет служить целям восстановления нарушенных прав. Исполнение данной обязанности предполагается при полностью отработанной работником месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда с учетом внесения изменений в Федеральный закон № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений.
Согласно ст.120 ГК Российской Федерации, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам самостоятельно и собственник имущества не отвечает по обязательствам такого учреждения.
В то же время, в силу п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона №273-ФЗ, как и п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
В силу ст.9 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные образования являются участниками бюджетного процесса.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (абз.3 п.1 ст.86 БК Российской Федерации).
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абз.3 п.1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст.140 настоящего Кодекса (п.3 ст.86 БК Российской Федерации).
В соответствии со ст.140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
Согласно ч.1 ст.12 Закона Забайкальского края от 20 декабря 2011 года №608-ЗЗК «О межбюджетных отношениях в Забайкальском крае» под субвенциями местным бюджетам из бюджета края понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Забайкальского края, а также государственных полномочий федеральных органов государственной власти, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
В соответствии с п.9.3.3 Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 11 мая 2010 года №186, действовавшего в период, за который предъявлены исковые требования, Министерство обеспечивает государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами Забайкальского края.
Статьей 2 Закона Забайкальского края от 23 декабря 2011 года №612-ЗЗК «О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях» установлено, что субвенции местным бюджетам выделяются из бюджета Забайкальского края для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях в части финансирования расходов, в том числе, на оплату труда работников общеобразовательных учреждений.
Субвенции местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях, поступившие в доход местных бюджетов, распределяются между муниципальными общеобразовательными учреждениями в соответствии с порядком, утверждаемым нормативным правовым актом органа местного самоуправления, установленного уставом муниципального образования.
Пунктом 3 части 7 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
Кроме того, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 года №81н утверждены Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.
Согласно п.1 Требования устанавливают общие требования к порядку составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее - План).
Плановые показатели по выплатам формируются учреждением (подразделением) в соответствии с настоящими Требованиями в разрезе выплат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда (п.11).
План государственного (муниципального) бюджетного учреждения (План с учетом изменений) утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (п.22).
Из Устава муниципального общеобразовательного учреждения «Средне-Борзинская средняя общеобразовательная школа» следует, что собственником имущества и учредителем Учреждения является администрация муниципального района «Калганский район».
Таким образом, анализируя приведенные нормы, следует прийти к выводу о том, что Администрация муниципального района принимает участие в распределении финансовых средств, перечисляемых муниципальным бюджетным учреждениям для оплаты труда работников.
Администрация муниципального района «Калганский район» несет обязанность по финансированию муниципального образовательного учреждения «Средне-Борзинская средняя общеобразовательная школа» денежными средствами для выплаты взысканных сумм в случае их недостаточности в пределах выделяемых на эти цели субвенций.
На момент рассмотрения и разрешения дела ответчиком МОУ Средне-Борзинская СОШ не изменена действующая система оплаты труда, включающая в себя размеры фактических выплат работнику.
Согласно ст.103 ГПК РФ и п.2 ст.61.1 БК РФ с ответчика МОУ Средне-Борзинская СОШ подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета МО «Калганский район», от уплаты которой истец был освобожден при подаче искового заявления.
Согласно п.2 ст.333.20 НК РФ с учетом имущественного положения ответчика, суд считает возможным уменьшить размер подлежащей уплате государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Савватеевой С.Н., удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Средне-Борзинская средняя общеобразовательная школа» в пользу Савватеевой С.Н. недоначисленную и невыплаченную заработную плату (без учета налога на доходы физических лиц) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>.
Обязать администрацию муниципального района «Калганский район» профинансировать муниципальное общеобразовательное учреждение «Средне-Борзинская средняя общеобразовательная школа» при недостаточности денежных средств на выплату заработной платы истице в пределах выделенных на эти цели субвенций.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Средне-Борзинская средняя общеобразовательная школа» с ДД.ММ.ГГГГ производить начисление и выплату заработной платы Савватеевой С.Н. не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате сверх минимального размера оплаты труда.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Средне-Борзинская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в размере <данные изъяты> в доход бюджета муниципального образования «Калганский район».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Калганский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья – подпись
Копия верна: Судья Калганского районного суда О.А. Давыдова